Найти в Дзене

«От задержки развития речи до тревожных расстройств»: как гаджеты влияют на мозг современных детей

Источник публикации: https://www.kp.ru/daily/27733/5160878/ «Во дворе играли дети. Каждый в своем смартфоне» - сегодня мы видим такую картину все чаще. Всемирная организация здравоохранения сообщает о «серьезной обеспокоенности по поводу негативного влияния цифровых технологий на психическое здоровье и благополучие молодежи». Но, может, эти опасения преувеличены? Насколько сильно в самом деле отражается увлечение гаджетами на развитии головного мозга и психическом здоровье современных детей и подростков? Откуда берется чрезмерная чувствительность, стремление «все бросить, чтобы сберечь психику» у поколения зумеров? И какое значение такое поведение имеет для здоровья? Обо всем этом - в завершении нашего цикла бесед с главным внештатным психиатром, психиатром-наркологом Минздрава России, руководителем Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, доктором медицинских наук Светланой Шпорт. Первая и вторая части интервью - в разделе «Здоро

Источник публикации: https://www.kp.ru/daily/27733/5160878/

«Во дворе играли дети. Каждый в своем смартфоне» - сегодня мы видим такую картину все чаще. Всемирная организация здравоохранения сообщает о «серьезной обеспокоенности по поводу негативного влияния цифровых технологий на психическое здоровье и благополучие молодежи». Но, может, эти опасения преувеличены? Насколько сильно в самом деле отражается увлечение гаджетами на развитии головного мозга и психическом здоровье современных детей и подростков? Откуда берется чрезмерная чувствительность, стремление «все бросить, чтобы сберечь психику» у поколения зумеров? И какое значение такое поведение имеет для здоровья? Обо всем этом - в завершении нашего цикла бесед с главным внештатным психиатром, психиатром-наркологом Минздрава России, руководителем Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, доктором медицинских наук Светланой Шпорт.

Первая и вторая части интервью - в разделе «Здоровье» на KP.RU

КАК ГАДЖЕТЫ МЕШАЮТ РАЗВИТИЮ МОЗГА

- Сейчас малыши практически с пеленок хватаются за гаджеты - как это влияет на мозг ребенка?

- Дети, растущие в обнимку с планшетами и смартфонами, лишаются важных условий для полноценного развития головного мозга. Вспомните: еще не так давно на Новый год, День рождения и другие праздники мальчикам и девочкам старались покупать конструкторы, настольные игры и т.д. Когда ребенок что-то прикручивает, собирает, у него активно развиваются когнитивные функции: мышление, память, концентрация внимания. В сочетании с мелкой моторикой, движениями рук, это ведет к образованию новых нейронных связей - они отвечают как за интеллект, так и в целом за психическое благополучие.

Даже одна и та же по содержанию игра - скажем, сбор какой-то картинки, мозаики - на экране планшета и на столе в комнате по-разному влияет на мыслительные процессы, поясняет Светлана Шпорт.

- Разбирая груды паззлы на столе, ребенок видит весь объем. В воображении, а потом и перед глазами складывается картина целиком. Благодаря этому активно работает и тренируется пространственное мышление. А когда мы смотрим только на экран, такого эффекта нет.

БАБОЧКА НА СТЕКЛЕ И ТРЕВОЖНОЕ РАССТРОЙСТВО

- После появления планшетов, где можно пальцами раздвигать картинку, у нас в отделении были дети с тревожными расстройствами, - продолжает врач-психиатр. - Оказалось: когда прилетала бабочка, садилась на окно, ребенок из всех сил пытался ее увеличить. Не получилось, он не понимал, почему - ведь в планшете все удается! Очень сильно расстраивался. И это приводило к негативным нервным реакциям.

Так что подмена реальности виртуальной жизнь действительно опасна, подчеркивает Светлана Шпорт. В том числе, у подрастающего поколения начинают страдать навыки коммуникации, то есть общения:

- Мы все чаще видим детей, которые начинают разговаривать более поздно, имеют дефекты речи, проблемы с образованием слов и предложений. Родителям важно помнить, что социальные навыки формируются именно при живом общении, взаимодействии с ребенком. А зацикленность на играх в гаджетах и общении в соцсетях не дает детям такого ценного опыта, мешает развитию навыков коммуникации.

БУДЬ В КУРСЕ

Сколько времени безопасно проводить с гаджетами детям и подросткам

Всемирная организация здравоохранения рекомендует:

- детям до 2-х лет полностью ограничивать использование гаджетов;

- в возрасте до 4-х лет - проводить у экранов планшетов и смартфонов не более часа в сутки.

Методические рекомендации Минздрава России по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона предусматривают, что суммарная ежедневная продолжительность работы с электронными устройствами (компьютерами, планшетами, смартфонами и пр.), не должна превышать:

- для учеников 1-2 классов – 1 час 20 мин,

- 3-4 классов – 1,5 часа,

- 5-9 классов – 2 часа,

- старше 15 лет – 2,5 часа.

ЧЕМ ОПАСЕН «ГОСТИНГ»

- У поколения зумеров (тех, кто родился между 1997 - 2012 годами) сейчас мода на заботу о своем психологическом здоровье. Чтобы сберечь психику, в том числе, практикуется гостинг (от англ. ghost, «призрак») - резкое прекращение общения без предупреждения и объяснения причин. Зумеры могут так и увольняться с работы, и разрывать отношения с партнерами. Что бы вы сказали о таком поведении как врач-психиатр?

- Если человек при возникновении каких-то трудностей старается полностью отстраниться, избегает их, это может говорить о нарушении адаптации. Скорее всего, в психологическом становлении такой личности где-то произошел сбой. С детства люди учатся преодолевать трудности. В раннем возрасте преобладают формы избегания. Но затем развиваются навыки адаптации. Если же взрослый человек стремится убегать от проблем, а не решать их, то речь идет об инфантильном поведении. Кстати, склонность к нему может повышать та же «жизнь в смартфоне», нехватка навыков живого взаимодействия.

В целом же молодой человек может быть хорошим работником, но сталкиваться со сложностями в карьере и личной жизни именно из-за психологической дезадаптации. В подобной ситуации правильно было бы обратиться к клиническому психологу. Такой специалист обучит, как правильно реагировать в тех или иных случаях, поможет выработать стратегию поведения в различных обстоятельствах.

- А если пустить все на самотек, продолжать уклоняться от проблем, чтобы «сберечь нервы»?

- Это может привести к нарастанию «социальной аутизации», то есть, по сути, добровольной изоляции, снижению количества социальных контактов. В дальнейшем, если изоляция будет достаточно серьезной, могут появиться проблемы, с которыми необходимо обращаться уже в психиатрическую службу. Это депрессивные, тревожные расстройства и даже более глубокие нарушения.

В ТЕМУ

Простые действия для поддержки мышления и памяти

Социальные контакты очень важны в любом возрасте, подчеркивает главный психиатр Минздрава России Светлана Шпорт. При их нехватке мозг человека недополучает сигналы, которые необходимы, в том числе, для поддержания когнитивного здоровья. То есть нормального мышления, памяти, концентрации внимания и т. д. «В старшем возрасте сужение социальных контактов, к сожалению, ведет к понижению когнитивного статуса, повышает риск деменции», - говорит врач.

- А если человек интроверт, от природы не очень общительный? Или по другим причинам не хочет постоянно разговаривать с большим количеством людей?

- Социальные контакты это не обязательно разговоры с людьми. Для поддержания когнитивного здоровья мы рекомендуем ходить на выставки, в театры, на концерты, фестивали и т.д. Главное - выбираться за пределы своей квартиры (и не только на работу), в целом общаться с внешним миром. Это очень полезно для нашего мозга.

**********************************************************************************

Подарочная книга Михаила Шестова