Найти в Дзене
Книголюбие

Мы, как средневековые вассалы, до сих пор платим финансовую дань. Почему?

Знаете, какая мысль приходит в голову, когда смотришь на баснословные цифры нашего Стабилизационного фонда? Вот богатырь. Не тот, что на картине Васнецова, а современный, цифровой. Стоит на земле, полной золота и нефти. Мышцы — заводы, Разум — технологии. Но вместо того, чтобы строить себе новый терем или ковать новое оружие, он аккуратно складывает свои сокровища в сундук… и отправляет его за океан, на хранение. А сам продолжает жить в избе, прикидывая, хватит ли на ремонт забора. Абсурд? Сказка? Наша ежедневная реальность, которую с математической точностью и ледяным спокойствием описывает в своих книгах Николай Стариков. В своей раб
Оглавление

Знаете, какая мысль приходит в голову, когда смотришь на баснословные цифры нашего Стабилизационного фонда? Вот богатырь. Не тот, что на картине Васнецова, а современный, цифровой. Стоит на земле, полной золота и нефти. Мышцы — заводы, Разум — технологии. Но вместо того, чтобы строить себе новый терем или ковать новое оружие, он аккуратно складывает свои сокровища в сундук… и отправляет его за океан, на хранение. А сам продолжает жить в избе, прикидывая, хватит ли на ремонт забора.

Абсурд? Сказка? Наша ежедневная реальность, которую с математической точностью и ледяным спокойствием описывает в своих книгах Николай Стариков. В своей работе «Шерше ля нефть. Почему мы платим дань Америке?» он задаёт вопрос, от которого у нормального человека должно свести скулы: почему мы, обладая одной из крупнейших в мире финансовых «подушек», не можем ею нормально пользоваться?

Не вопрос экономики, а детектив. Исторический триллер, где главная улика: триллионы рублей, уплывающие в формате ценных бумаг чужого государства.

-2

Историк, не верящий в сказки.

Стариков особенный автор. Он пришёл в публицистику не из политики или журналистики. Он пришёл из истории. И, как любой хороший историк, он привык искать не красивые легенды, а скрытые пружины.
Шестерёнки и рычаги, которые на самом деле двигают события, пока нам рассказывают про «волю народов» и «неизбежность процессов».

Его метод прост: взять очевидный, но привычный всем факт, перестать его воспринимать как данность и начать задавать детские вопросы «почему?».

Почему фонд, созданный для стабилизации нашей экономики в кризис, находится там?
Почему деньги, которые
могли бы стать топливом для нового промышленного рывка, работают на экономику другого государства? Инфляция? Угрозы?
Звучит так, словно нам,
обладателям ядерной триады и вековой истории,
предлагают поверить, что
мы беспомощный подросток, который боится
потратить карманные деньги, чтобы его не отлупили во дворе.

Когда богатство становится формой кабалы.

Главный нерв книги, её эмоциональный эпицентр. Мы живём в стране, которая:

  • Имеет колоссальные природные ресурсы.
  • Формирует из доходов от них гигантский фонд национального благосостояния.
  • И…не может направить эти деньги на масштабное обновление заводов,
    строительство современных школ, развитие медицины и инфраструктуры
    .

Вместо этого деньги переводятся в активы других стран. По сути, мы даём им в долг. Под смехотворный процент. В то время, как наши собственные предприятия закредитованы под 15-20% годовых. Это как если бы вы, имея миллион на депозите под 1% годовых, шли в банк за кредитом на бизнес под 20%. Вас бы отправили к психиатру.

Стариков не кричит о заговоре. Он спокойно, как следователь, выстраивает цепочку фактов. И задаёт следующий неудобный вопрос: а что, если это не глупость? Что, если это рациональная и совершенно сознательная политика, только цели у неё — не развитие национальной экономики? Тогда чьи цели?

-3

«Шерше ля нефть» — крик души, облечённый в форму логического доказательства. Французская поговорка «ищите женщину» в нашем случае превращается в «ищите нефть». И следы ведут туда, куда мы, кажется, боялись посмотреть. К вопросу о суверенитете. Не о том, что декларируется с высоких трибун, а том, который измеряется возможностью распоряжаться собственными ресурсами так, как выгодно тебе, а не твоему «партнёру».

Перестать быть Иваном, не помнящим родства.

Главная сила Николая Старикова и его главный подарок читателю не в ответах. А в том, что он заставляет включать голову. Он не даёт готовых рецептов ... Он делает нечто более важное: ломает инерцию восприятия.

-4

После его книг вы уже не сможете слышать новость об очередном пополнении
Стабфонда и радоваться «про запас»
. Вы увидите за этой новостью конкретные недостроенные дороги, устаревшее оборудование в поликлиниках и тысячи потенциальных бизнесов, которые так и не родились, потому что в экономике не было этих «длинных» денег.

Читая «Шерше ля нефть», вы становитесь соавтором расследования. Вы начинаете задавать вопросы самому себе, государству, экспертам. Вы начинаете сомневаться в очевидном. А сомнение первая ступень к пониманию. И, возможно, к изменению.

Книга Николая Старикова — не патриотическая агитка. Это инструкция по осмыслению реальности.
Суровая, не всегда приятная, но необходимая. Как холодный душ после долгого сна. Она отвечает на вопрос «почему мы платим дань?» не для того, чтобы ввергнуть в отчаяние, а для того, чтобы дать инструмент.
Понимание — уже половина пути к решению.

-5

Так стоит ли её читать? Если вам комфортно жить в сказке про богатыря,
добровольно отдавшего свой сундук,
то нет. Если же у вас где-то внутри скребёт чувство, что с этой арифметикой что-то нечисто, что национальное богатство должно работать на страну, а не на абстрактную «стабильность» финансовых рынков по ту сторону океана. Тогда это must read.

P.S. Единственный способ перестать платить дань, сначала осознать, что ты её уже давно платишь. И спросить себя: «А оно мне надо?». Ответ, как любит Стариков, лежит на поверхности. Нужно захотеть его увидеть.

#ПочемуТак #ЭкономикаБоли #СуверенитетИли #НеВерюНаСлово

#СтабфондЗаГраницей #Дань21Века