20 декабря 1961 года в советских кинотеатрах состоялся премьерный показ фильма «За двумя зайцами»
«За двумя зайцами» советский художественный комедийный фильм режиссёра Виктора Иванова, вышедший на Киевской киностудии имени Довженко в 1961 году. Фильм поставлен по одноимённой пьесе Михаила Старицкого, в свою очередь представляющей собой переработку комедии Ивана Нечуя-Левицкого «На Кожемяках».
Фильм в СССР посмотрели 24,8 млн зрителей.
Незадачливый владелец собственной цирюльни, модник и вертопрах Свирид Петрович Голохвастов, обанкротившись, решает поправить дела выгодной женитьбой. Случайно он узнаёт, что за некрасивой Проней её отец Прокоп Свиридович Сирко даёт десять тысяч приданого.
Гуляя со своим приятелем на Владимирской горке, он видит красивую девушку Галю. Друзьям он похваляется, что женится на Проне только из-за денег, а сам заведёт на стороне роман с красавицей. Как-то вечером, встретив Галю, Голохвастов начинает приставать к ней. В этот момент их застаёт мать Гали Секлета Лимериха. Уверенная, что Голохвастов богатый, а потому выгодный жених, она пользуется моментом и заставляет его поклясться жениться на Гале, против желания дочери.
На следующий день Свирид Петрович отправляется в гости к Сиркам и получает благословение на брак с Проней Прокоповной. Возвращаясь от невесты, он случайно сталкивается с Секлетой и попадает на её именины. Там Секлета (которая, кстати, является Проне родной тёткой) сообщает гостям, что Галя со Свиридом помолвлены. Но Галя сбегает к своему возлюбленному Степану и просит у него защиты, тот успокаивает девушку, сказав, что Голохвастов никакой не богатый, а просто «жулик» и «шарлатан», да к тому же ещё и «банкрот», которого хотели посадить в тюрьму.
Наступает день венчания. Однако подруги Секлеты, которые присутствовали на помолвке Свирида Петровича с Галей, случайно узнают о предстоящей его женитьбе на Проне и сообщают об этом Секлете. Та прибегает в церковь и объявляет присутствующим, что Свирид Петрович уже обручился с её дочкой, а на Проне женится только из-за богатого приданого. Присутствовавшие при том подруги Секлеты подтверждают это, присягая на Кресте. В то же время Степан, разыскав ростовщика, которому Голохвастов должен, сообщает ему, что Голохвастов женится на Гале, а не на Проне, вследствие чего долг с него взыскать будет невозможно. Встревоженный ростовщик также срочно прибывает к венчанию.
Проня Прокоповна и её родители прогоняют вероломного жениха. Ростовщик сообщает всем, что Голохвастов банкрот, а не богатый жених, после чего Секлета теряет к нему всякий интерес.
Оставшись ни с чем, Свирид Петрович уходит вместе со своими приятелями-бездельниками.
Натурные съёмки проходили в Киеве. В кадре городские панорамы встреча Свирида Голохвостого с Галей происходит на Владимирской горке на фоне памятника Владимиру Великому. Сцены венчальной процессии снимались на фоне Андреевской церкви.
Награды
1999 Государственная премия Украины имени Александра Довженко автору сценария и режиссёру-постановщику Иванову Виктору Михайловичу, кинооператору-постановщику Ильенко Вадиму Герасимовичу, актёрам Борисову Олегу Ивановичу, Криницыной Маргарите Васильевне, Наум Наталии Михайловне - за выдающийся творческий вклад в создание художественного фильма «За двумя зайцами»
Съёмочная группа:
Автор сценария: Виктор Иванов
Режиссёр-постановщик: Виктор Иванов
Оператор-постановщик: Вадим Ильенко
Художник-постановщик: Иосиф Юцевич
Композитор: Вадим Гомоляка
Текст песен: Евгений Кравченко
Костюмы: Лидия Байкова
Монтаж: Валентина Бондина
Директор фильма: Леонид Низгурецкий
В ролях:
Олег Борисов - Свирид Петрович Голохвастов
Маргарита Криницына - Проня Прокоповна Серко
Николай Яковченко - Прокоп Свиридович Серко, отец Прони
Анна Кушниренко - Евдокия Филипповна (Серчиха), мать Прони
Нонна Копержинская - Секлета Филипповна Лимериха, сестра Евдокии
Наталия Наум - Галя, дочь Секлеты Филипповны
Анатолий Юрченко - Степан, жених Гали
Константин Ершов - Пляшка, приятель Голохвастова.
Таисия Литвиненко - Химка, служанка Серков
Ольга Викландт - мадемуазель Нинон, хозяйка пансиона
Людмила Алфимова - Мирония, монашка, подруга Секлеты
Нина Антонова - служанка из пансиона
Валентин Грудинин - Бас
Алексей Быков - немец, кредитор Голохвастова
Софья Карамаш - Устя
Николай Талюра - музыкант
Павел Загребельный - парень
Мария Капнист - дама в иллюзионе
Петр Филоненко - приятель Голохвастова
В. Костыренко - приятель Голохвастова
и другие
Производство Киностудия имени А. П. Довженко
Дополнительная информация и интересные факты по ссылке
https://dzen.ru/a/X5nGYQ40qWqzB6hb?ysclid=mirfs6sixm668303106
20 декабря 1971 года в советских кинотеатрах состоялся премьерный показ фильма «Андрей Рублёв»
«Андрей Рублёв» (первоначальное название «Страсти по Андрею») историческая философская кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм». В Советском Союзе фильм подвергся жёсткой критике и цензуре за мрачность, излишний натурализм, «антиисторичность» и «антипатриотичность», а также за жестокое обращение с животными. Впоследствии был признан одной из главных работ режиссёра. Входит во многие списки и рейтинги лучших фильмов в истории мирового кино.
Фильм в СССР посмотрели 3 млн зрителей.
В центре сюжета - жизнь иконописца Андрея Рублёва. Он состоит из вступления и восьми новелл и по времени охватывает первую четверть XV века. Действие последовательно развивается на фоне междоусобного соперничества за власть сыновей Дмитрия Донского великого князя Василия Дмитриевича и «малого князя» Юрия Дмитриевича, а также на фоне борьбы православного христианства с остатками язычества.
Часть первая
Конец XIV века. Северо-Восточная Русь. Небольшая группа народных умельцев, несмотря на протесты односельчан, готовится к полёту Ефима на самодельном воздушном шаре. Шар взлетает с колокольни, но воздух из него выходит, и Ефим разбивается.
Подчинённое Великому княжеству Московскому Дмитровское княжество. Трое православных христианских монахов Даниил, Кирилл и Андрей Рублёв покидают Троице-Сергиевую лавру и направляются в Москву. Начинается ливень, и монахи, чтобы переждать непогоду, останавливаются под крышей большого хлева, где даёт представление бродячий языческий артист — скоморох. В своих частушках он высмеивает бояр, а затем насмехается над входящими монахами. Во время отдыха скомороха его задерживают и увозят подъехавшие княжеские дружинники. Монахи после дождя продолжают свой путь.
В Москве Кирилл знакомится с иконописцем мирянином Феофаном Греком - богобоязненным в своих взглядах, но разочарованным в людях. Феофан зовёт Кирилла в помощники для росписи дворового великокняжеского Благовещенского собора, тот принимает предложение, но просит, чтобы Феофан лично позвал его расписывать собор в присутствии Андрея Рублёва. Через некоторое время к монахам в Андроников монастырь прибывает посыльный от Феофана, но вместо ожидающего приглашения Кирилла неожиданно предлагает работу Андрею. Кирилл в порыве зависти и злости уходит из монастыря, поругавшись с настоятелем и обвинив в лицемерии других монахов.
Прогуливаясь в московском лесу со своим учеником Фомой, Андрей Рублёв встречает Феофана Грека и вступает с ним в спор о человечестве и тяготах жизни. При этом Андрей мысленно воспроизводит перед своим внутренним взором, в своём времени и окружающей обстановке, события Страстей Христовых и Распятия Христа.
Вместе с наставником Даниилом и другими художниками Рублёв разбивает палатку на берегу реки. Андрей с Фомой, собирая дрова, слышат странные звуки. Андрей идёт на эти звуки и видит, как в глухой деревне отмечают языческий праздник ночь под Ивана Купалу. Это праздник плоти: следуя древним обрядам, обнажённые юноши и девушки на глазах у художника купаются в реке. Одна из купальщиц пытается соблазнить Андрея, вызвав трепет в душе монаха. На следующее утро Даниил, понимая, что произошло ночью, после недолгих расспросов говорит Андрею: «Твой грех. Твоя совесть. Твои молитвы». И тут они снова становятся свидетелями жестокого нападения княжеских дружинников на язычников.
Подчинённое Великому княжеству Московскому Владимирское княжество. Во Владимире Андрей Рублёв возглавляет работу по украшению храма московского и владимирского великого князя Василия Дмитриевича. Андрей наотрез отказывается писать жестокую сцену Страшного суда, так как не хочет запугивать страшными изображениями неграмотных простых прихожан. Данила приказывает читать выдержки из Библии о необходимости строгости к женщинам. Тем временем артель резчиков решает украсить собор брату великого князя Юрию Дмитриевичу в Звенигороде, но презирающий «малого князя» великий князь приказывает своим дружинникам догнать и ослепить ремесленников. Андрей поражён известием об ослеплении артельщиков. Однако, увидев укрывшуюся в храме от дождя и ещё более напуганную наивную местную блаженную дурочку, он всё-таки решает вместо суда написать на стенах храма праздник. Дурочка успокаивается и идёт за Андреем.
Часть вторая
Великое княжество Московское уже двенадцать лет не выплачивает положенную дань в Золотую Орду. Войско золотоордынского полководца темника Едигея совершает карательный поход на Москву. Взяв в помощники подмосковную дружину, а во главе её «малого князя» Юрия Дмитриевича, затаившего зависть и желание мести «великому» брату, татарский хан («царевич» Талыч) идёт с отрядом в набег на Владимир (в действительности набег состоялся в 1411 году). Разрушив посад, воины заходят во Владимирский кремль, срывают золото с куполов храма, разбив двери, врываются вовнутрь, жестоко убивают и пытают укрывшихся там людей. Иконы Рублёва гибнут под сапогами татар и русских. Андрей, увидев, как один из нападающих, русский, пытается надругаться над блаженной Дурочкой, убивает насильника топором. Пытаясь спастись, погибает Фома. В живых остаются только Андрей и Дурочка. Пережив очередные ужасы окружающей действительности, Андрей Рублёв разочаровывается в людях и решает больше не заниматься иконописью. Ему чудится уже покойный Феофан Грек, которому он исповедуется в грехе убийства единоверца и который, тем не менее, уговаривает Андрея не бросать творчество. Во искупление своего страшного греха Андрей принимает обет молчания.
Андрей Рублёв живет в Андроникове монастыре и соблюдает свой обет молчания, а Данила, по слухам, ушёл на север. При монастыре живет и подросшая блаженная Дурочка. Сюда же, после многолетних тяжких скитаний, снова решил вернуться и больной Кирилл, умоляя игумена принять его в обитель. Тот вроде бы соглашается, но налагает страшную епитимью — 15 раз переписать Священное писание. Заезжий татарский отряд забавляется с монастырскими собаками, бросая им лошадиное мясо, и голодная Дурочка тайком пытается украсть кусок. Один татарский воин подшучивает над Дурочкой и разрешает ей съесть конину. Дурочке нравятся блестящие красивые татарские доспехи и шлемы, и татарин начинает соблазнять Дурочку шлемом и посулами взять её своей восьмой «русской женой». Андрей понимает, что татары хотят увезти Дурочку с собой, и пытается отнять её у них, но она не может уже отказаться и плюёт на Андрея. Он молчит, не смея нарушить свой обет. Татары увозят Дурочку с собой, и Андрей, понимая, что, возможно, её обманут, чтобы позабавиться, жалеет её и в то же время переживает тяжкие минуты неблагодарности от той, которой он спас жизнь. В это время подходит оставшийся в монастыре Кирилл и пытается утешить Андрея.
Московский и владимирский великий князь Василий Дмитриевич даёт указание отлить новый колокол для звонницы храма в разрушенном Суздале. Слуги князя тщетно пытаются отыскать хотя бы кого-то из колокольных мастеров. Единственный, кого им удалось найти, — это Бориска, сын одного из мастеров-литейщиков. По словам юноши, отец перед смертью поведал ему «секрет колокольной меди». Князю не остаётся ничего другого, как поручить неопытному парнишке отливку огромного колокола. Бориска, понимая всю ответственность поставленной задачи, возглавляет работу артели в сотни человек. Сложнейший заказ князя выполнен, и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу и проходит испытание. Бориска в слезах признаётся, что отец не передал ему никаких секретов. Андрей Рублёв, ставший свидетелем испытания колокола, наконец нарушает свой обет молчания и успокаивает юношу: «Вот пойдём мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать. Пойдём в Троицу, пойдём вместе».
Финальные кадры показывают в цвете крупным планом наследие Рублёва — иконы, в том числе звенигородского «Спаса» и знаменитую «Троицу». Завершают фильм кадры пасущихся под дождём лошадей.
Награды:
1969 Приз ФИПРЕССИ МКФ на Каннском кинофестивале 1969 года
1970 Премия французской критики «Приз Леона Муссинака» лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции в 1969 году.
1970 «Хрустальная звезда» премия Французской киноакадемии актрисе Ирме Рауш (Тарковской) номинация «Лучшая зарубежная актриса»
1973 Почётный диплом МКФ в Белграде
1973 Большая премия МКФ фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло
Съёмочная группа:
Идея: Василий Ливанов
Авторы сценария: Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский
Режиссёр: Андрей Тарковский
Оператор-постановщик: Вадим Юсов
Художник-постановщик: Евгений Черняев; Ипполит Новодерёжкин, Сергей Воронков
Художник по костюмам: Лидия Нови
Композитор: Вячеслав Овчинников
Звукорежиссёр: Инна Зеленцова
Монтаж: Людмила Фейгинова, Татьяна Егорычева, Ольга Шевкуненко
Консультанты: Владимир Пашуто, Савелий Ямщиков, Мария Мерцалова
Редактор: Лазарь Лазарев
Директор картины : Тамара Огородникова
В ролях:
Анатолий Солоницын - Андрей Рублёв
Иван Лапиков - Кирилл
Николай Гринько - Даниил Чёрный
Николай Сергеев - Феофан Грек
Ирма Рауш - блаженная Дурочка
Николай Бурляев - Бориска Моторин
Юрий Назаров - Великий князь (Василий I Дмитриевич)
Юрий Никулин - Патрикей, монах-ключарь
Ролан Быков - скоморох
Михаил Кононов - Фома, юный монах
Николай Граббе - Степан, княжеский сотник
Степан Крылов - начальник колокольных литейщиков
Анатолий Обухов - Алексей, монах
Дмитрий Орловский - старый мастер (озвучивает Иван Рыжов)
Николай Глазков - Ефим, летающий мужик
Игорь Донской - Иисус Христос
Николай Кутузов - старший игумен
Вячеслав Царёв - Андрейка, помощник литейщиков
Нелли Снегина - Марфа, язычница
Болот Бейшеналиев - татарский хан
Ирина Мирошниченко - Мария Магдалина
Владимир Васильев - монах
Тамара Огородникова - мать Иисуса
Зинаида Воркуль - Мария, странница
Володя Титов - Сергей, мальчик в монастыре
Асанбек (Арсен) Умуралиев - татарин, издевающийся над Дурочкой
и другие
Производсьво Киностудия «Мосфильм» Творческое объединение писателей и киноработников
Дополнительная информация и интересные факты по ссылке
https://dzen.ru/a/X6Z11RrrWDJsUzjW?ysclid=mir5qdm1hg618744576
20 декабря 1975 года в советских кинотеатрах состоялся премьерный показ фильма «Чужие письма»
«Чужие письма» советский художественный фильм, психологическая драма, снятая режиссёром Ильёй Авербахом.
Фильм в СССР посмотрели 10,7 млн зрителей.
Девятиклассница Зина выросла в неблагополучной семье. Мать отбывает срок за экономические преступления, девочку воспитывает старший брат, с женой которого Зина конфликтует. Её учительница Вера Ивановна, пожалев девочку, берёт её к себе в дом, дарит ей тепло своей души. Зина привязывается к учительнице, но считает, что теперь может решать её судьбу и вмешиваться в её жизнь, начиная с бытовых мелочей и заканчивая личными отношениями (например, запирает женщину на ключ, не пуская на свидание). Зина находит письма Вериного возлюбленного, тайком переписывает их и приносит в школу, выдав за послания своего любовника. Кроме того, она пытается соблазнить взрослого мужчину. После скандала Вера Ивановна понимает, что не справляется с буйным темпераментом Зины, и разочаровывается в своих методах воспитания.
Фильм снимался в Калуге.
Награды:
1976 Приз редакции журнала «Советский экран» «За лучший актёрский дебют» на IX Всесоюзном кинофестивале Светлане Смирновой.
1976 Специальный приз жюри на I Международном кинофестивале в Неаполе (Италия).
1977 Поощрительный приз за лучшую режиссёрскую работу на Всесоюзном конкурсе «Корчагинцы» Илье Авербаху.
1980 Главный приз «Золотая богиня Нике» на IX Международном кинофестивале в Салоники (Греция).
Съемочная группа:
Режиссер: Илья Авербах
Сценарий: Наталья Рязанцева
Оператор: Дмитрий Долинин
Композитор: Олег Каравайчук
Художник: Владимир Светозаров, Н. Доброва, Михаил Суздалов
Монтаж: Ирина Смирнова
Директор фильма: Александр Пикунов
В ролях:
Ирина Купченко - Вера Ивановна, классный руководитель 9-го класса
Светлана Смирнова - Зина Бегункова
Сергей Коваленков - Игорь, художник
Зинаида Шарко - Ангелина Григорьевна Егорова, завуч
Олег Янковский - Женя Пряхин, бывший лётчик
Иван Бортник - Шура Бегунков, брат Зины
Наталья Скворцова - Света Егорова, подруга Зины
Пётр Аржанов - Николай Артёмович, учитель
Майя Булгакова - Бегункова, мать Зины и Шуры
Валентина Владимирова - Антонина Карповна, учитель биологии
Людмила Дмитриева - Зоя, невеста Шуры
Нина Мамаева - Елизавета Сергеевна
и другие
Производство Киностудия «Ленфильм»
Дополнительная информация и интересные факты по ссылке
https://dzen.ru/a/ZUFMUgHrewosKFji?ysclid=mir7w5952r683684784
https://dzen.ru/a/YxeQYNBDnzy5uyPa?ysclid=mir7w76sk1257039386
20 декабря 1977 года в советских кинотеатрах состоялся премьерный показ фильма «Фронт за линией фронта»
«Фронт за линией фронта» советский двухсерийный художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый по мотивам документального романа Семёна Цвигуна «Мы вернёмся!» Второй фильм трилогии о партизанах и военных разведчиках — «Фронт без флангов» (1975), «Фронт за линией фронта» (1977) и «Фронт в тылу врага» (1981).
Фильм в СССР посмотрели 28,6 млн зрителей.
Двухсерийный фильм продолжает повествование фильма «Фронт без флангов», действие происходит зимой 1943 в начале 1944 года.
Прошло два года войны. Отряд особого назначения под командованием майора Млынского, выполняя задания командования, продолжал боевые действия в тылу врага. Отряд во главе с опытным чекистом майором Иваном Петровичем Млынским успешно сражается в Чёрных лесах с гестаповскими карателями и с регулярными частями гитлеровской армии. На Большую землю идут ценные разведданные.
А в Ставке Верховного командования Сталин одобряет действия отряда майора Млынского:
- Хорошо подметили, товарищ полковник.
- Извините, товарищ Сталин, я майор.
- Был майором, а стал полковником.
И вместе со званием полковника он даёт ему новое ответственное задание.
Награды
1978 Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - удостоены сценарист Семён Цвигун, режиссёр Игорь Гостев, оператор Александр Харитонов, художник Александр Самулекин, актёры Олег Жаков, Игорь Ледогоров, Галина Польских
1978 Всесоюзный кинофестиваль в Ереване Специальный приз Совета Министров Армянской ССР «за глубокую разработку военно-патриотической темы»
1978 Всесоюзный кинофестиваль в Ереване приз Военного Совета и политуправления Закавказского военного округа «за лучшее воплощение военно-патриотической темы на экране», почетный диплом жюри
1978 V Международный кинофестиваль в Ташкенте, специальный диплом и приз Совета Министров Узбекской ССР
1979 Премия Ленинского комсомола, сценарист Семён Цвигун, режиссёр Игорь Гостев, актёры Вячеслав Тихонов, Иван Лапиков
1982 XX фестиваль чешских и словацких фильмов - специальная премия.
Генерал КГБ Семён Цвигун взял псевдоним Семён Днепров и под таким именем обозначился и в титрах и в постановлениях ЦК ВЛКСМ и Совмина РСФСР РС о присуждении ему премий Ленинского комсомола и Совмина РСФСР за сценарий. По некоторым данным, сценарии писал кинодраматург Вадим Трунин, а Цвигун осуществлял общее руководство.
Съёмочная группа:
Автор сценария: Семён Цвигун (в титрах указан как Семён Днепров)
Режиссёр: Игорь Гостев
Оператор: Александр Харитонов
Художники-постановщики: Василий Голиков, Александр Самулекин
Композитор: Вениамин Баснер
Тексты песен: Михаил Матусовский
Звукорежиссёр: Леонид Булгаков
Директор картины: Борис Криштул
В ролях:
Вячеслав Тихонов - майор, позже полковник Иван Петрович Млынский
Иван Лапиков - Ерофеич
Евгений Матвеев - секретарь обкома Николай Васильевич Семиренко
Галина Польских - медсестра Зина
Валерия Заклунная - врач Ирина Петровна
Олег Жаков - дед Матвей Егорович
Иван Переверзев - отец Павел
Юрий Толубеев - доктор Андрей Андреевич Беляев
Гирт Яковлев - Цвюнше
Игорь Ледогоров - он же немецкий офицер Райснер, советский разведчик Андрей Афанасьев
Георгий Николаенко - лейтенант Леонид Горшков
Мати Клоорен - штурмбаннфюрер, он же Григорьев, немецкий разведчик Рудольф Занге
Михаил Жарковский - гауптштурмфюрер, он же «Высокий», немецкий разведчик Кляйн
Александр Романцов - Алик-Аллерт
Афанасий Кочетков - бывший школьный завхоз, изменник Родины Герасим Лукьянович Павлушкин
Марина Дюжева - учительница из Новгорода
Светлана Суховей - жена Семёна, радистка Наталья Бондаренко
Татьяна Божок - Маша
Тофик Мирзоев - комиссар Гасан Алиевич Алиев
Виктор Шульгин - начальник штаба Виктор Сергеевич Хват
Евгений Шутов - Охрим Шмиль
Анатолий Соловьёв - Захар
Майя Булгакова - жена Лосёнка
Нина Меньшикова - жена Павлушкина
Андро Кобаладзе - Иосиф Виссарионович Сталин
Владимир Самойлов - Ермолаев
Владислав Стржельчик = Алексей Иннокентьевич Антонов
Пётр Чернов - генерал в штабе Ермолаева
Артём Карапетян - чтение текста за кадром
Эдуард Хиль - исполнение песни «А туман на луга ложится»
и другие
Производство Киностудия «Мосфильм», Второе творческое объединение
Дополнительная информация и интересные факты по ссылке
https://dzen.ru/a/XrmHHJ8znRFmcbCD?ysclid=mir8q7dpjb426668320
20 декабря 1981 года в советских кинотеатрах состоялся премьерный показ фильма «Фронт в тылу врага»
«Фронт в тылу врага» советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1981 году по мотивам документального романа Семёна Цвигуна «Мы вернёмся!» режиссёром Игорем Гостевым. Третий фильм трилогии о партизанах и военных разведчиках «Фронт без флангов» (1975), «Фронт за линией фронта» (1977) и «Фронт в тылу врага» (1981).
Фильм снят по мотивам документального романа Семёна Цвигуна «Мы вернёмся!».
События происходят с июля 1944 года по май 1945 года.
Отряд особого назначения полковника Ивана Млынского совместно с польскими и чехословацкими партизанами и немецкими антифашистами ведёт борьбу с Вермахтом и СС на вражеской территории.
В первой серии действие происходит вокруг секретной зоны «Величка», где расположены испытательный полигон «Близна» в районе Дембицы и объект «Хайде-лагерь», в которых противник запускает ракеты Фау-2 и готовит пилотов-смертников для атак на Москву, Ленинград и Свердловск.
Во второй серии Млынскому приказано саботировать работу завода в концлагере «Дора» в Германии и захватить материалы по производству ядерного оружия, что немцы спешно эвакуируют в «Альпийскую крепость».
Конец войны отряд встречает в Берлине (май 1945 года).
Часть фильма снималась в ГДР, в городе Ордруф. В массовых сценах были задействованы военнослужащие 39-й гвардейской мотострелковой дивизии (ВЧ ПП 38865) Группы советских войск в Германии.
В эпизоде, где Шумский смотрит немецкий парад, исполняется военный марш «Bayerischer Defiliermarsch»[2], написанный Адольфом Шерзером в Ингольштадте в 1850 году. «Особый лагерь Дора» действительно существовал под названием «Дора-Миттельбау».
В своей работе над сценарием к фильму С. К. Цвигун опирался на архивные документы и свидетельства узников концлагеря «Дора». Эти материалы были опубликованы 8 мая 2020 г. в блоге «Генерал Цвигун. Частные хроники» в статье "Концлагерь «Дора»: архив и свидетели. Документальные материалы для фильма «Фронт в тылу врага»
Награды:
1982 Первая премия Конкурса в ознаменование 65-й годовщины ВЧК-КГБ, удостоены автор сценария Семён Цвигун (Семён Днепров), режиссёр Игорь Гостев, оператор Александр Харитонов, исполнители главных ролей в фильме Вячеслав Тихонов и Иван Лапиков
1982 Приз журнала «Советский экран» на Всесоюзном кинофестивале в Таллине актёру Ивану Лапикову
1982 Приз фирмы «Грамзапись» Эстонской ССР исполнителю главной роли в фильме Вячеславу Тихонову
1982 Специальная премия КФ чешских и словацких фильмов
1982 Специальный диплом и премия за режиссуру на XX Национальном кинофестивале в Усти-над-Лабой (ЧССР)
Съёмочная группа:
Автор сценария: Семён Цвигун
Режиссёр: Игорь Гостев
Оператор: Александр Харитонов
Художники: Стален Волков, Алекс Волеман, Хайнц Рёске
Композитор: Вениамин Баснер
В ролях:
Вячеслав Тихонов - Иван Петрович Млынский, полковник
Валерия Заклунная - Ирина Петровна, врач
Евгений Матвеев - Николай Васильевич Семиренко, секретарь обкома
Иван Лапиков - Ерофеич
Александр Михайлов - Александр Карасёв, майор
Вайва Вида Майнелите - Елена Коваленко, она же Гелена Цильке, советская разведчица
Тофик Мирзоев - Гасан Алиевич Алиев, комиссар
Виктор Шульгин - Виктор Сергеевич Хват
Лев Поляков - Фридрих фон Бютцов
Леонид Дьячков - Виктор Иванович Шумский, инженер-майор
Юрий Назаров - Озеров, капитан
Михаил Кокшенов - Иванов, старший лейтенант
Евгений Леонов-Гладышев - Семён Бондаренко
Раиса Рязанова - Катя Ярцева
Паул Буткевич - Ежи Радкевич
Игорь Владимиров - Вольдемар Фрибе, он же «Профессор», разведчик
Елизавета Солодова - Анна Фрибе, жена Вольдемара, разведчица
Андро Кобаладзе - Иосиф Виссарионович Сталин
Владислав Стржельчик - Алексей Иннокентьевич Антонов, генерал
Мати Клоорен - Занге, штурмбаннфюрер
Вилнис Бекерис - Зигфрид Кюнль
Николай Полищук - Сашка Полищук
Валентина Ананьина - Валя
Виктор Косых - Косых, сержант
Иван Косых - Морозов, партизан
Александр Лукьянов - Андрей Лукьянов, матрос
Филимон Сергеев - эпизод
Дита Капланова - Ванда Милевска
Рудольф Елинек - Зайферт, писарь
Миша Вейростах - мальчишка из гитлерюгенда, стрелявший из фаустпатрона
Герт Гючов - Гитлер
Лев Фричинский - Поль Босси
Николай Бриллинг - немецкий офицер
Эдуард Изотов - член Ставки Верховного Главнокомандования
Александр Лебедев - Сокирка, партизан
Улдис Лиелдиджс - Милевский
Николай Прокопович - Форст, генерал-лейтенант авиации
Евгений Бирулин - сотрудник Ордена Ленина ЗЭМ
Анвар Боранбаев - Бейсембаев
Валентин Грачёв - эпизод
Валентин Кулик - Н. Н. Воронов
Владимир Никитин - лётчик, привезший депешу и пополнение
Алексей Сафонов - немец, арестовывавший «Профессора»
Владимир Мащенко - Мюллер, офицер полиции
Вадим Яковлев - вновь назначенный комиссар
Харри Питч - группенфюрер Карл Вольф
Ханньо Хассе - генерал-полковник фон Хорн
Лютц Риман - Альберт Кунц
Эрих Тиде - Генрих Гиммлер
Хорст Гизе - Йозеф Геббельс
Артём Карапетян чтение текста за кадром
и другие
Производство Киностудия «Мосфильм» Второе творческое объединение
Баррандов (ЧССР)
при участии «DEFA» (ГДР) и В/О «Совинфильм»
Дополнительная информация и интересные факты по ссылке
https://dzen.ru/a/Yr2uG_04GgMLbIrW?ysclid=mir9kihcch647679899