Забудьте на минуту про пафосные речи о «гибких инструментах для экономики». Давайте посмотрим на цифры, которые не озвучивают с высокой трибуны. Госдума только что масштабировала эксперимент, разрешающий девятиклассникам сдавать всего два ОГЭ (русский и математику) для поступления в колледж. Регионов-участников стало не три, а двенадцать. Минпросвещения в восторге: «не сдавших» стало меньше на 40%, бюджетных мест в СПО — больше на треть. Красиво? Безупречно. Но каков механизм этой безупречности? И что на самом деле стоит за радужной статистикой?
Часть 1: Успех, который пахнет статистической уловкой.
Да, 26% школьников в пилотных регионах выбрали путь «двух ОГЭ». Это каждый четвертый. Но давайте зададимся неудобным вопросом: а кто эти 26%?
Обратимся к данным Рособрнадзора по ВПР в тех же регионах. Картина предсказуема: существует устойчивая корреляция между низкими результатами Всероссийских проверочных работ в 7-8 классах и выбором укороченной траектории в 9-м. Система, снижая порог входа в колледж, предлагает «тихое» решение для тех, кто уже испытывает трудности. Эксперимент блестяще решает тактическую задачу: снижает формальный процент проваливших основной госэкзамен. Но решает ли он стратегическую — повышение качества образования? Или просто отфильтровывает «сложных» учеников из системы общего образования, переводя проблему в систему СПО?
Часть 2: Новая региональная ловушка. Почему список — это приговор.
Весной 2025 года Минпросвещения отклонило длинный список регионов для эксперимента, сославшись на «недостаточный показатель качества образования». Финалка, принятая 18 декабря, — это новый расклад. В пилот вошли, например, Московская и Тюменская области с относительно сильными экономиками. Но почему там? Парадокс в том, что эксперимент теперь работает на два фронта.
Фронт первый (для сильных регионов): Легальный канал для перевода части подростков на tracks СПО, возможно, даже с хорошими колледжами, для быстрого закрытия кадрового голода.
Фронт второй (для слабых): Механизм снижения нагрузки на школы и искусственного повышения средних баллов ОГЭ за счет оттока потенциально неуспевающих.
И вот главная ловушка, о которой говорил депутат Алексей Куринный (КПРФ): регионы получают право устанавливать «особые требования» для поступления в 10-й класс. Хоть и говорят, что «заградительных барьеров» пока нет, сам факт наличия такого рычага — это меч Дамоклы для тысяч семей. Школа может поднять проходной балл так, что для многих десятый класс станет недоступен. Фактически, это скрытая селекция. И девятиклассник с тройками по физике и химии, но мечтавший «подтянуться» в старшей школе, может просто не получить шанса.
Часть 3: Учитель в ловушке системы. Кого теперь учить?
А теперь — взгляд из учительской, особенно начальной школы и 5-9 классов. Упрощение экзамена для ухода в колледж меняет всю мотивационную экосистему задолго до 9-го класса.
- Для родителей слабоуспевающего ребенка: Появляется «запасной аэродром», о котором начинают думать уже в 6-7 классе. Давление на учителя с требованием «вытянуть» ученика может смениться давлением «не трогайте, ему все равно в колледж».
- Для учителя-предметника (не русского и математики): Его дисциплина де-факто объявляется «необязательной» для четверти класса. Как сохранить авторитет и интерес к своему предмету, зная, что для части детей он стал факультативом? Статистика Минпросвещения молчит о падении качества знаний по этим «необязательным» предметам у тех, кто выбрал путь в колледж. Но она обязательно проявится.
- Для школы в целом: Эксперимент рискует создать двухскоростную систему внутри одного класса уже к 8-му году обучения. Одна группа — нацеленная на 4 ОГЭ и 10 класс. Другая — морально и академически готовящаяся к «минимуму». Задача учителя — учить их вместе. Это профессиональный вызов высочайшей сложности.
Вопрос, который задают в учительской, но боятся озвучить публично.
Эксперимент преподносят как расширение возможностей. Но так ли это? Или это тонкая настройка социального лифта, где одним дают шанс его избежать (получить специальность), а других — лишают возможности попробовать подняться выше (через 10-11 класс)?
Когда вице-спикер Виктория Абрамченко говорит, что «родители говорят спасибо», она, вероятно, права. Родителям тревожного троечника действительно становится спокойнее. Но говорит ли спасибо учитель, чья миссия усложняется в разы? И говорит ли спасибо общество, которое через 5 лет, по словам депутата Кузнецова, получит (первую партию) «трудоустроенных» выпускников, но не будет знать, какой ценой для общего образования это трудоустройство было достигнуто?
Итак, открытый вопрос:
Перед нами гениальный инструмент разгрузки системы и подготовки кадров или первый шаг к институализации образовательного неравенства, где школа перестает быть социальным лифтом, а становится сортировочной станцией? Вы как думаете?
#ОГЭ2026 #колледж #образование #СПО #Госдума #Минпросвещения #учитель #родитель #профориентация #эксперимент #ЯндексДзен