Найти в Дзене
Алексей Туркин

ОБ ОДНОЙ КНИГЕ

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ГОМЕЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ КУРСОВ ПО ПЕРЕ­ПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В г. НОВОЗЫБКОВЕ. 15 ИЮЛЯ — 15 АВГУСТА 1924 г. ПОД РЕДАКЦИЕЙ И СО ВСТУПИТЕЛЬНЫМИ ЗАМЕЧАНИЯМИ К. Е. БЕНДРИКОВА И Л. Е. РАСКИНА. ИЗД. НОВОЗЫБКОВСКОГО УОНО И НОВОЗЫБКОВСКОГО УЕЗДНОГО ОТДЕЛА СОЮЗА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ОКТЯБРЬ 1924 г. Это обширная работа, 400 страниц. В предисловии описывается, как возник этот сборник. Он издан по ини­циативе курсантов-учителей Новозыбковского, Клинцов­ского и Стародубского уездов, которые были на курсах по переподготовке в г. Новозыбкове летом 1924 г. Учитель хочет обучать по ГУСовским программам(1). Но он не умеет брать материал из окружающей жизни, не умеет вводить в программу. Чтобы помочь учителю, про­грамма Новозыбковских курсов по переподготовке содер­жала в себе следующие вопросы: 1) фабрично-заводское производство (обследование фабрик); 2) сельское хозяйство — крестьянское индивидуальное и коллективное со­ветское; различные виды кооперации: сельскохоз

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ГОМЕЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ КУРСОВ ПО ПЕРЕ­ПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В г. НОВОЗЫБКОВЕ.

15 ИЮЛЯ — 15 АВГУСТА 1924 г. ПОД РЕДАКЦИЕЙ И СО ВСТУПИТЕЛЬНЫМИ ЗАМЕЧАНИЯМИ К. Е. БЕНДРИКОВА И Л. Е. РАСКИНА. ИЗД. НОВОЗЫБКОВСКОГО УОНО И НОВОЗЫБКОВСКОГО УЕЗДНОГО ОТДЕЛА СОЮЗА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ОКТЯБРЬ 1924 г.

Крупская Надежда Константиновна
Крупская Надежда Константиновна

Это обширная работа, 400 страниц. В предисловии описывается, как возник этот сборник. Он издан по ини­циативе курсантов-учителей Новозыбковского, Клинцов­ского и Стародубского уездов, которые были на курсах по переподготовке в г. Новозыбкове летом 1924 г.

Учитель хочет обучать по ГУСовским программам(1). Но он не умеет брать материал из окружающей жизни, не умеет вводить в программу. Чтобы помочь учителю, про­грамма Новозыбковских курсов по переподготовке содер­жала в себе следующие вопросы: 1) фабрично-заводское производство (обследование фабрик); 2) сельское хозяйство — крестьянское индивидуальное и коллективное со­ветское; различные виды кооперации: сельскохозяйствен­ная, кустарно-промысловая и потребительская (обследо­вание деревни); 3) разработка комплексов по ГУСовским программам.

Программа задумана интересно. Прежде чем обсуж­дать вопрос, как преподавать, надо знать, что препода­вать. Поэтому первая задача курсов по переподготовке — научить смотреть, изучать жизнь. Сначала пойми, что представляет собой фабрика, что представляет собой окружающее сельское хозяйство, научись отделять важ­ное от второстепенного, а потом обдумай, как свои знания передать детям.

Начали с обследования фабрики.

Изучили сначала «Историю спичечной фабрики «Вол­на революции» и «Революционное движение», а потом разделились по секциям, и каждая секция стала изучать определённый вопрос. Были секции: «Рабочая сила» (с подсекциями: «Контингент рабочей силы», «Зарплата», «Условия труда»); «Энергия и техническое оборудова­ние» (с подсекциями: «Топливо и вода», «Двигатели», «Станки»); «Сырьё и вспомогательные материалы», «Ор­ганизация производствам (общеорганизационные вопросы и подсекции: «Управление фабрикой», «Система организа­ции труда», «Организация рабочих — фабзавком, коопе­ратив», «Участие рабочих в выработке производственного плана», «Калькуляция», «Перспективы производства», «Контроль»); «Быт рабочих» (подсекции: «Жилищные условия и социальное страхование», «Быт»); «Подготов­ка квалифицированной рабочей силы» (подсекции: «Био­графии рабочих», «Квалифицированная рабочая сила на фабрике», «Фабзавуч»).

На общем собрании курсантов каждая секция дела­ла доклад, отвечала на вопросы, составляла анкеты и пр.

В результате у каждого курсанта получалось пред­ставление о фабрике. Но самое главное — курсант на­учился в процессе работы, как подходить к её изучению.

Обследование сельскохозяйственного производства, кооперации и кустарного производства производилось по секциям: «Крестьянское хозяйство» (подсекции: «Общинно-подворное бедняцкое», «Общинно-подворное середняц­кое», «Общинно-подворное зажиточное», «Отрубное хо­зяйство бедняцкое», «Отрубное хозяйство зажиточное», «Хуторское хозяйство бедняцкое», «Хуторское хозяйство зажиточное», «Поселковое хозяйство средней мощности»); «Сельскохозяйственная кооперация» (подсекции: «Кол­лективное хозяйство», «Кооперативная сеть и коопера­тивные предприятия»); «Совхоз», «Потребительская коо­перация», «Кустарное производство» (подсекции: «Ку­стари-одиночки», «Кустарные артели»); «Основные мо­менты земельной политики».

Как показывают заголовки секций и подсекций, и тут курсанты вводятся в самую гущу животрепещущих во­просов. От них требовалась большая самостоятельная работа мысли. Далее шли вопросы краеведения, особен­ности говора Новозыбковского уезда и наконец работа по программе ГУСа. Сборник работ курсантов указывает на серьёзный подход к делу, на большую самостоя­тельную работу учительства.

Такая исследовательская работа стоит много больше длинного ряда лекций, прослушанных о фабрично-завод­ском производстве и сельском хозяйстве.

Надо бы, конечно, обследовать и общественную жизнь. Но и без этого сборник даёт прекрасную картину мето­дического подхода к изучению действительности.

(1) Названия первых тем занятий педкурсов. — Ред.

Крупская Надежда Константиновна, ПСС, т. 4.

1924 г.