Найти в Дзене

Развекался сам, а страдали жены. Как муж Османской принцессы заразил весь гарем

– Ах! – вырвался крик у принцессы Зекие. Она поняла, что заболела какой-то странной заморской болезнью. – Не может быть! – Говорила же я ему, – шептала Зекие, закрывая лицо руками. – Не ходи в квартал гречанок! Подумай обо мне, о двенадцати наложницах! В Османской империи положение женщины, особенно жены паши, было шатким и зависимым. Жаловаться – значило навлечь позор на себя и семью. Лечиться – значит признать позорную правду. Молчать и страдать – вот её удел. Теперь она поняла, что слухи, давно ходившие по дворцу о похождениях ее мужа, истинная правда. Она старалась не слушать, не верить, твердила себе, что это клевета, зависть. Но в глубине души знала – всё это правда. Он всегда был любитель до чужих юбок, падкий на лесть и женскую красоту. Зекие любила его, прощала, надеялась, что со временем он остепенится, оценит её преданность. Но, похоже, её любовь была слепой, а её надежда – тщетной. Зекие-султан родилась в 1872 году. Её папа – шехзаде Абдул-Хамид, потом он стал султаном Абд
Оглавление
В иллюстрационных целях
В иллюстрационных целях

– Ах! – вырвался крик у принцессы Зекие. Она поняла, что заболела какой-то странной заморской болезнью. – Не может быть!

– Говорила же я ему, – шептала Зекие, закрывая лицо руками. – Не ходи в квартал гречанок! Подумай обо мне, о двенадцати наложницах!

В Османской империи положение женщины, особенно жены паши, было шатким и зависимым. Жаловаться – значило навлечь позор на себя и семью. Лечиться – значит признать позорную правду. Молчать и страдать – вот её удел.

Теперь она поняла, что слухи, давно ходившие по дворцу о похождениях ее мужа, истинная правда. Она старалась не слушать, не верить, твердила себе, что это клевета, зависть. Но в глубине души знала – всё это правда. Он всегда был любитель до чужих юбок, падкий на лесть и женскую красоту. Зекие любила его, прощала, надеялась, что со временем он остепенится, оценит её преданность. Но, похоже, её любовь была слепой, а её надежда – тщетной.

Несчастная женщина

Зекие-султан родилась в 1872 году. Её папа – шехзаде Абдул-Хамид, потом он стал султаном Абдул-Хамидом II. А мама – черкешенка Бедрифелек Кадын-эфенди, вторая жена принца.

Зекие росла во дворце Йылдыз с братьями Мехметом и Ахмедом, и ещё с кучей братьев и сестёр от других жён и наложниц отца – целых четырнадцать!

Училась Зекие хорошо, по-европейски. Даже на пианино её обучал знаменитый музыкант Франсуа Ломбардини.

В подростковом возрасте Зекие не считалась красавицей, как её сёстры. Она была полновата. Но папа, султан Абдул-Хамид, очень любил её, заботился и хотел ей хорошего мужа.

Зекие в детстве
Зекие в детстве

Искали жениха для Зекие очень тщательно. Нашли – Али Нуреддин-паша, сын маршала Османа-паши, героя войны.

Султан подарил молодым дворец Ортакёй. А за второго сына Османа Паши, Мехмеда Кемаледдина-пашу, выдали единокровную сестру Зекие, Наиме-султан.

Две сестры так дружили, что султан Абдул-Хамид построил для них сдвоенный дворец у моря – ялы, чтобы жили вместе.

Так и стали жить две сестрички-султанские дочки под одной крышей с двумя братьями, сыновьями героя Плевны.

В 1891 году Зекие родила дочку и назвала Ульвие, в честь умершей в детстве сестры. Но и эту девочку ждала печальная судьба – она умерла, не прожив и года.

А в 1893 году у Зекие и Нуреддина-паши родилась вторая дочь, Фатьма Алие Ханым-султан.

У Наиме детки пошли позже. В 1899 году родился сын Мехмед, а в 1900 – дочка Адиле.

Али Нуреддин-паша
Али Нуреддин-паша

Жизнь у сестёр шла хорошо, в красивом дворце на берегу Босфора. Но тут рядом поселилась Хатидже-султан, дочь султана Мурада V, родного дяди Зекие и Наиме. Мурада сверг с престола Абдул-Хамид, вот так.

Хатидже была замужем, но это не помешало ей закрутить роман с мужем Наиме-султан!

Хатидже-султан
Хатидже-султан

Разразился скандал, когда до ушей Абдул-Хамида дошли слухи о недостойном поведении зятя. Его гнев был безграничен, особенно когда перехватили письмо Кемаледдина-паши, адресованное Хатидже. Подобное предательство не могло остаться безнаказанным. Кемаледдина-пашу лишили всех званий и привилегий и отправили в ссылку в Бурсу. Абдул-Хамид лично настоял на разводе дочери, желая оградить её от дальнейших страданий. В этот тяжелый период Наиме-султан смогла найти поддержку лишь в лице своей сестры Зекие, которая всегда была ей близким другом и опорой.

Гарем

Зекие-султан, известная своей гостеприимностью, часто устраивала роскошные приёмы в своем дворце. Её штат прислуги поражал своим масштабом – около сотни слуг и евнухов, а также двенадцать невольниц, составлявших гарем. Гарем, как и полагалось, принадлежал мужу Зекие – Али Нуреддину-паше. В те времена считалось, что для поддержания крепкой семьи муж должен посещать гарем, где его всегда ждали готовые угодить наложницы – таковы были традиции.

Гарем, как положено, принадлежал мужу Зекие – Али Нуреддину-паше. Считалось, что для хорошей семьи муж должен "спускаться" в гарем, где его всегда ждут наложницы. Такие уж были тогда традиции.

-5

Но Нуреддину-паше и этого было мало. Он изменял Зекие с египетскими принцессами, а ещё его видели в районе Бейоглу, где развлекались греческие куртизанки.

Такая жизнь мужа сказалась на Зекие. Она стала носить европейскую одежду и даже пристрастилась к нюхательному табаку. Султан Абдул-Хамид был недоволен, но всё равно привозил Зекие французский табак, потому что очень её любил.

Но беспутный образ жизни Нуреддина-паши привёл к беде.

-6

У паши появилась постоянная любовница – гречанка Камелия, около площади Таксим. От неё паша и заразился "дурной болезнью", и заразил ею жену и, говорят, весь свой гарем!

Абдул-Хамид, узнав об этом, пришёл в ярость. Но гнев выместил не на зяте, а на гречанке и её слуге-своднике Киркоре.

Послал султан к куртизанке убийцу под видом клиента. Тот расправился с Камелией и Киркором. Полиция расследовать ничего не стала.

А тем временем власть султанов в Турции подходила к концу.

В 1922 году правительство решило разделить халифат и султанат. Султанат упразднили. Абдул-Хамида II свергли ещё раньше.

Султан Абдул-Хамид после отречения.

В 1924 году Младотурки издали указ, по которому всех Османов высылали из страны.

Изгнание

Зекие-султан с мужем быстро собрались и убежали во Францию. Их дочь Фатьма Ханым-султан к тому времени вышла замуж за египтянина Масырлы Мухсина-пашу и жила в Каире.

Остановились беглецы в городе По. Нуреддин-паша и там продолжил развлекаться, тратить деньги на "весёлые дома". Семейный бюджет быстро таял.

Зекие-султан решила помочь, поверила дельцу, который обещал выгодно продать её драгоценности. Но делец оказался мошенником, и Зекие лишилась всего.

Супруги остались без денег и крыши над головой. Неожиданно им помог стамбульский армянин. Он забыл все обиды и дал семье комнату в своей гостинице. Аристократы-беженцы жили там бесплатно годами.

 Зекие в зрелом возрасте
Зекие в зрелом возрасте

После жизни в роскошном дворце Зекие и её мужу пришлось ютиться в маленькой комнатушке в армянском отеле.

Сестра Зекие-султан, Айше Османоглу, вспоминала:

– Мне тяжело говорить о страданиях этой женщины. Она провела последние дни в маленькой комнате. У меня есть её письма, полные горя. Она была ангелом, сильной духом. Не могу описать, как стойко и покорно она встретила все лишения.

Последние годы жизни Зекие-султан и Нуреддин-паша провели в нищете. Денег не хватало даже на еду. Если бы не помощь армян, они бы умерли с голоду.

Зекие умерла 13 июля 1950 года, в возрасте 79 лет. Её муж умер через два года.

Похоронили Зекие-султан на мусульманском кладбище в По, как простую женщину. Могила её затерялась, но люди помнят её как женщину, пережившую много горя, но сохранившую достоинство.