Итак, снова о фильме.
Мне кажется, главное в любой кинокартине – это подбор исполнителей. Я уже говорила о созвездии артистов. Играют они, в основном, так, что уже не хочется думать, похож или не похож тот или иной актёр на своего героя. Авторы подчас «хитрят», как, например, в сцене в Галерее 1812 года (кстати, тоже взятой из литературы, а не из жизни: Галерея была открыта в 1826 году, хотя рассказ об изъятии портрета Волконского можно найти, скажем, у А.И.Гессена), когда мы видим портреты Волконского и Раевского в том же ракурсе, что и в действительности, но с чертами О.А.Стриженова и Л.В.Иванова. Но главное – в сходстве внутреннем, в том, какими мы увидели героя. Поверили ли им?
Помню, что при выходе фильма больше всего критиковали Марию Волконскую, сыгранную Н.С.Бондарчук. Я уже тогда этой критики не воспринимала. Много позже прочла интервью актрисы, говорившей про «Записки Марии Волконской»: «Эта книга - мой амулет. Я восхищаюсь Марией Волконской, знаю всё о её жизни». Мне кажется, что эта влюблённость в героиню очень чувствуется, а потому её Волконскую я приняла сразу (оговорюсь, что её фильм «Одна любовь души моей» я досмотреть не смогла: слишком много нам намешано, масса исторических неточностей; да и режиссёр Н.Бондарчук, мягко говоря…) А вот роль в фильме от ещё совсем почти детского «Павел Иванович? За что?» до выстраданных фраз «Вот мы и в земле обетованной» и «Уймите же своих героев, генерал», по-моему, великолепна.
В отличие от неё Трубецкая у И.П.Купченко сразу была принята всеми, особенно отмечались сцены её с губернатором Цейдлером. Что ж, к этим похвалам можно только присоединиться!
«Может быть, авторы нарочно представляют главных заговорщиков вскользь, расплывчато, быстрой скороговоркой, чтобы подчеркнуть, что дело не в том, каков на самом деле Сергей Волконский или Сергей Трубецкой: каковы бы ни были для жён ИХ СЕРГЕИ — едут, и всё тут». Так писал Н.Я.Эйдельман о героях-мужчинах. Наверное, с этими словами нужно согласиться. «Сергеи» получились не самыми выразительными героями (возможно, из-за того, что внимания им авторами было уделено меньше). А моё восприятие? Волконского я приняла сразу и безоговорочно; наверное, в первую очередь виной тому моя тогда девчоночья влюблённость в Стриженова, когда я бегала на его спектакли. Мог ли не понравиться этот князь?!
С Трубецким было сложнее. А.В.Баталов всегда мне нравился, но как-то «спокойно». Здесь мне показалось, что он совсем «не князь», не аристократ… Читала отзывы многих, не принявших его в этой роли, сводившиеся к утверждению, что мешает «хам Гоша». Мне он тогда помешать никак не мог: Гоша появился через несколько лет после «Звезды…» Позднее, пересматривая фильм, отметила великолепную игру, проникновение артиста в образ. Но, чтобы понять это, потребовалось время.
А вот что привело в восторг сразу – это линия Анненковых. Помню, ожидая выхода фильма, мы судачили, почему вдруг в нём снималась иностранная артистка. Но не встречала доселе я ни одного человека, который не принял бы её «mademoiselle Pauline». Мы по-доброму смеёмся, слыша её «Авос» и «Била не била», и восхищаемся силой духа, уже не задумываясь об отступлениях от действительности - к примеру, в фильме ни слова нет о дочери, рождённой ею ещё до отъезда в Сибирь, которая воспитывалась в доме мамаши Анненковой. Когда я опубликовала цикл статей об Анненковой, кто-то из комментаторов написал о сцене после венчания: «Не знаю ни одного эпизода в кино, ни среди постельных сцен, ни среди поцелуев актёров, что выразил бы любовь героев так, как извалянная в грязи невеста, по-французски говорящая избитому жениху, что она счастлива». Я полностью согласна с этим комментатором и не задумываюсь, что, по словам того же Эйдельмана, которым доверяю полностью, «не было грубой кулачной расправы во время свадьбы Анненкова на каторге». Ведь эпизод прекрасен! Как прекрасна и Полина у Э.Шикульской.
И помню, как всех потряс тогда сам Анненков. Мало кому тогда известный И.М.Костолевский (потом мы с подругой вспомнили, конечно, что это он сыграл в фильме «А зори здесь тихие» персонажа, к тому же очень напомнившего нашего школьного приятеля, но при первом просмотре и мысли такой не было) буквально ворвался на экран – и покорил, кажется, всех. Вот тут уже не «вскользь, расплывчато» и не «быстрой скороговоркой», а очень ярко и выразительно! Доводилось читать, как артист шёл к этой роли, каких трудов это стоило, но результат получился необыкновенный! Переход от избалованного барчука, привыкшего получать всё, что хочет, несмотря ни на что («Маменька выпорет»!) сначала к совершенно отчаявшемуся заключённому, а затем к человеку, готовому отстоять свою любовь, просто великолепен.
Наверное, можно много говорить о других актёрах, потому что «звёзд» тут много. Это и И.М.Смоктуновский, и А.Ш.Пороховщиков, и О.И.Янковский, и В.И.Стржельчик… Даже просто перечислить всех невозможно.
Но, наверное, нельзя не сказать ещё об одной актрисе. Это очень мной любимая «старуха» Малого театра Т.П.Панкова. Мне посчастливилось много видеть её на сцене. Видела и в жизни – в зале Гнесинского института, на концертах и спектаклях, которыми дирижировал её муж О.М.Агарков (вне сцены она была похожа на скромную и строгую учительницу). Она не так много играла в кино, и в основном это небольшие эпизоды, но её старуха Анненкова сияет даже на фоне всех других великих. Меня всегда приводят в восторг её фразы «Что ты дурак, про то я одна знала, а ты хочешь всей Москве показать» или «Надоел ты мне, Иван… С братом больше встречаться не смей, не то и тебя прокляну», произнесённые невозмутимо спокойным тоном. А потом – взрыв эмоций в сцене проводов Полины…
И самое главное – что все эти герои фильма не выглядят ряжеными, как, скажем, герои недавнего «Онегина» (не к ночи будь помянут!). Они живые люди, со своими переживаниями, приятные и отвратительные, но именно живые: от дворового человека Анненкова, читающего чувствительный роман (по-моему, того самого знаменитого «Грандисона») до генералов в сцене казни, от крестьянки, растирающей снегом обмороженные щёки Волконской, до императорской свиты.
Наверное, именно поэтому фильм живёт и, отметив полувековой юбилей, остаётся вечно молодым.
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Навигатор по всему каналу здесь
Цикл о декабристах здесь