Каждое утро в течение двух лет Леонардо поднимался на деревянный помост, установленный напротив торцовой стены трапезной миланского монастыря Санта Мария деле Грацие (Грацие – Благодарения). Поскольку фреска «Тайная вечеря» (ее еще называют Il Cenacolo, то есть от итальянского – ужин)) была высоко поднята над полом, знаменуя конец земной жизни Спасителя. Иной раз доски скрипели, внося в церковный покой тревожный диссонанс, монахи боязливо оглядывались: не конец ли света? Нет, вроде пока нет. Леонардо работал с утра до наступления темноты, забывая о том, что он ничего не ел с самого утра, ему не приходила в голову мысль о жажде или усталости. Но иной раз по два-три дня леса были недвижны, посторонние звуки не вторгались в тихую монастырскую жизнь. Леонардо, замерев, не прикасаясь к картине под ревнивым и недовольным взором пожилого приора. Последний, насупив брови, даже был вынужден пожаловаться герцогу, проворчав недовольным голосом о том, что по его разумению этот «мазила» должен рабо