По поводу первого выпуска ярмарки графики Cosmoscow в ТОН-Центре
Текст: Галина Мумрикова
29 галерей участвовало в первом выпуске ярмарки графики, которую посетило, по данным Cosmoscow, 7000 человек и на которой было продано более пятисот работ.
Круглое здание бывшего депо как нельзя лучше подошло Обертону. История самого строения работы архитектора Тона весьма драматична: ведь депо чуть было не снесли, но оно уцелело. Теперь развитие культурного кластера идёт своим чередом. И в скором времени прилегающую к вокзалам территорию будет не узнать. Это будет открытое и доступное для всех пространство.
А пока, как говорится, лиха беда начало. Самое отрадное, что первая выставка графики под эгидой Cosmoscow, проведенная в бывшем депо, удалась. И место проведения всех устроило. И формат тоже.
Круговые стойла, когда-то предназначенные для паровозов, вполне соответствовали завихрениям разнообразной графики. Классической, тиражной, всем известной и не известной никому. Известность здесь вообще мало кого волновала. Потому разброс цен был весьма ощутимый. И… кто знает, сколько будет стоить графика тех, кого сейчас покупали за 7-8 косарей. Да никто не знает.
Что бросилось в глаза? Модная нынче тенденция многих галерей не подписывать работы и шифроваться. Считается так: кому надо, тот все равно спросит, ибо порой самое-то интригующее лежало в газетницах, но если кто-то проявлял интерес, перед таким раскладывали все. Не все галеристы вели себя адекватно, на простые вопросы отвечали вяло, на сложные не отвечали вовсе и смотрели на посетителя оценивающе: купит-не купит. И, наконец, самый важный вопрос – а что же такое графика в ее нынешнем понимании, если художники используют сегодня буквально всё, что можно: дерево, текстиль, а вообще чаще всего пишут просто и ясно: смешанная техника.
Порадовало, что в который раз можно было посмотреть на работы художников, которые уже вошли в «классический шорт-лист» независимо от личных пристрастий кого бы то ни было и чьи работы можно покупать, что называется, с закрытыми глазами: Булатов, Шелковский, Янкилевский, Острецов, Митурич, Пивоваров, Пригов, Чернышева Каменский, Чтак… Список можно продолжать.
Что понравилось и запало в душу? Шелкография Ивана Чуйкова (XL Gallery). На стенде Pennlab шелкография Владислава Ефимова из серии «Мини-муляжи», а также как бы разбитые на части образы Янины Болдыревой, за творчеством которой слежу давно и каждый раз удивляюсь, как она из маленьких фрагментов на малом формате создает огромные полотна, сотканные из памяти, старых фотографий, цвета и черноты, статичные и в движении – как? Родом из Сибири и проект фотографа Елены Аносовой «Атлас первого снега», в котором доминантой стал архив семейных фотографий, который она использовала, чтобы понять уникальный мир северных народов.
Это всё наши современники. Но вот потрясающий Гариф Басыров (1944-2004). Кто скажет, что его серия «Ветер» создана не вчера, а почти пятьдесят лет назад? Она не про вчерашнее, не про советское, не про то, как мы жили тогда, она совсем про другое – про ту самую «химию жизни», в которой Время никогда не заигрывает с прошлым и не дает никаких отсылок на будущее. Басыров создавал свои пейзажи, в которых человек часто был приподнят над тем, что видел, чтобы видеть дальше, больше – всегда. И после Гарифа как-то скучно смотреть на эпатажи многих других с их «Красавцами» и всяко-разными ковриками.
Удивило количество образований у Евгении Войнар: и МГАХИ, и Свободные мастерские ММОМА, и и Институт Бакштейна и Открытые студии Винзавода. Какая-то «адская смесь», но «замес» получился крепкий, на котором разворачиваются картины как кадры из хорошего фильма – яркие не яркостью, а подлинным наблюдением «за процессами «увядания» живой и неживой природы. "Мои работы – это визуальное размышление о сопротивлении уходу в небытие" - говорит Евгения. Устина Яковлева в своем творчестве тоже обращается к «природным феноменам, а также… все важнее становятся для нее традиционные художественные практики русского Севера».
Из мультидисциплинарных художников нельзя не отметить поэта и модель Александра Гордеева (галерея Serene), который, открыв для себя современное искусство, стал его постигать. Питерская человек-гриб Федор Хиросигэ (это псевдоним) сразу узнается, и она уже даже не мульти- а трансдисциплинарная, ибо использует в своем творчестве такие медиа как видео, инсталляцию, фотографию, текст, текстиль и перформанс.
И все же «классика точки» на листах Любы Образцовой очаровывает больше и крепче, чем всякие мульти- и транс-. Есть в ее точечной технике обаяние трудолюбивой простоты, желания окунуться в то, что тебя окружает, чего не замечаешь за суетой обыденности. Они пишет обыденность в своих «Прогулках», прислушиваясь к звукам, приглядываясь к уголкам, дворам, гаражам, аркам – всему, что так привычно, так знакомо…
Часовой бренд Константин Чайкин известен не только в России, его знают и в Европе. На Обертоне он – партнер. Но сам Константин еще и художник: каждая новая модель часов начинается с эскиза, который он сам рисует. Получается, что и эскиз, а потом и часы – произведения искусства. Действительно, «каждые часы мануфактуры рождаются с картины Чайкина, а каждая картина — с новой идеи часов».
Итак, графика расширяет свои границы во всем: в пространствах, жанрах, связях с современностью. И не забывает при этом о «старичках-классиках», которые в свое время пересекали грани дозволенного и шли вперед. У нового поколения графиков идей и инструментов для их воплощения немало – стоит только крепко подумать.
#выставки#Cosmoscow# Обертон#ТОН-центр#современное искусство#графика#