Найти в Дзене
Around Art

«Обертон» «обернулся весьма успешным началом

По поводу первого выпуска ярмарки графики Cosmoscow в ТОН-Центре Текст: Галина Мумрикова 29 галерей участвовало в первом выпуске ярмарки графики, которую посетило, по данным Cosmoscow, 7000 человек и на которой было продано более пятисот работ. Круглое здание бывшего депо как нельзя лучше подошло Обертону. История самого строения работы архитектора Тона весьма драматична: ведь депо чуть было не снесли, но оно уцелело. Теперь развитие культурного кластера идёт своим чередом. И в скором времени прилегающую к вокзалам территорию будет не узнать. Это будет открытое и доступное для всех пространство. А пока, как говорится, лиха беда начало. Самое отрадное, что первая выставка графики под эгидой Cosmoscow, проведенная в бывшем депо, удалась. И место проведения всех устроило. И формат тоже. Круговые стойла, когда-то предназначенные для паровозов, вполне соответствовали завихрениям разнообразной графики. Классической, тиражной, всем известной и не известной никому. Известность здесь вообщ

По поводу первого выпуска ярмарки графики Cosmoscow в ТОН-Центре

Текст: Галина Мумрикова

29 галерей участвовало в первом выпуске ярмарки графики, которую посетило, по данным Cosmoscow, 7000 человек и на которой было продано более пятисот работ.

Фрагмент экспозиции. Фото Андрея Михайлова
Фрагмент экспозиции. Фото Андрея Михайлова
На открытии
На открытии
-3
-4
-5

Круглое здание бывшего депо как нельзя лучше подошло Обертону. История самого строения работы архитектора Тона весьма драматична: ведь депо чуть было не снесли, но оно уцелело. Теперь развитие культурного кластера идёт своим чередом. И в скором времени прилегающую к вокзалам территорию будет не узнать. Это будет открытое и доступное для всех пространство.

А пока, как говорится, лиха беда начало. Самое отрадное, что первая выставка графики под эгидой Cosmoscow, проведенная в бывшем депо, удалась. И место проведения всех устроило. И формат тоже.

Круговые стойла, когда-то предназначенные для паровозов, вполне соответствовали завихрениям разнообразной графики. Классической, тиражной, всем известной и не известной никому. Известность здесь вообще мало кого волновала. Потому разброс цен был весьма ощутимый. И… кто знает, сколько будет стоить графика тех, кого сейчас покупали за 7-8 косарей. Да никто не знает.

-6

Что бросилось в глаза? Модная нынче тенденция многих галерей не подписывать работы и шифроваться. Считается так: кому надо, тот все равно спросит, ибо порой самое-то интригующее лежало в газетницах, но если кто-то проявлял интерес, перед таким раскладывали все. Не все галеристы вели себя адекватно, на простые вопросы отвечали вяло, на сложные не отвечали вовсе и смотрели на посетителя оценивающе: купит-не купит. И, наконец, самый важный вопрос – а что же такое графика в ее нынешнем понимании, если художники используют сегодня буквально всё, что можно: дерево, текстиль, а вообще чаще всего пишут просто и ясно: смешанная техника.

Каменский Алексей Васильевич (1927-2014). Ялта. Пляж (У рояля). Бумага, пастель. 1970 A-S-T-R-A
Каменский Алексей Васильевич (1927-2014). Ялта. Пляж (У рояля). Бумага, пастель. 1970 A-S-T-R-A
Кирилл Лебедев и Валерий Чтак. Syntax Gallery
Кирилл Лебедев и Валерий Чтак. Syntax Gallery

Порадовало, что в который раз можно было посмотреть на работы художников, которые уже вошли в «классический шорт-лист» независимо от личных пристрастий кого бы то ни было и чьи работы можно покупать, что называется, с закрытыми глазами: Булатов, Шелковский, Янкилевский, Острецов, Митурич, Пивоваров, Пригов, Чернышева Каменский, Чтак… Список можно продолжать.

Иван Чуйков. Роспись. Шелкография. 1988 XL Gallery
Иван Чуйков. Роспись. Шелкография. 1988 XL Gallery
Владислав Ефимов. Мини-муляжи". Шелкография, 2023.
Владислав Ефимов. Мини-муляжи". Шелкография, 2023.
Работы Янины Болдыревой
Работы Янины Болдыревой
Работы Янины Болдыревой
Работы Янины Болдыревой
Елена Аносова. Из серии "Атлас первого снега".
Елена Аносова. Из серии "Атлас первого снега".

Что понравилось и запало в душу? Шелкография Ивана Чуйкова (XL Gallery). На стенде Pennlab шелкография Владислава Ефимова из серии «Мини-муляжи», а также как бы разбитые на части образы Янины Болдыревой, за творчеством которой слежу давно и каждый раз удивляюсь, как она из маленьких фрагментов на малом формате создает огромные полотна, сотканные из памяти, старых фотографий, цвета и черноты, статичные и в движении – как? Родом из Сибири и проект фотографа Елены Аносовой «Атлас первого снега», в котором доминантой стал архив семейных фотографий, который она использовала, чтобы понять уникальный мир северных народов.

Гариф Басыров. Из серии "Ветер", 1988. Бумага, цв.литография галерея «Ковчег».
Гариф Басыров. Из серии "Ветер", 1988. Бумага, цв.литография галерея «Ковчег».
Александр Косолапов, Caviar Red, 1998. Цифровая печать на пластике, 96х96 см, тираж 3_25 (Syntax Gallery)
Александр Косолапов, Caviar Red, 1998. Цифровая печать на пластике, 96х96 см, тираж 3_25 (Syntax Gallery)
Работа Кирилла Манчунского
Работа Кирилла Манчунского
Работы Дамира Муратова
Работы Дамира Муратова

Это всё наши современники. Но вот потрясающий Гариф Басыров (1944-2004). Кто скажет, что его серия «Ветер» создана не вчера, а почти пятьдесят лет назад? Она не про вчерашнее, не про советское, не про то, как мы жили тогда, она совсем про другое – про ту самую «химию жизни», в которой Время никогда не заигрывает с прошлым и не дает никаких отсылок на будущее. Басыров создавал свои пейзажи, в которых человек часто был приподнят над тем, что видел, чтобы видеть дальше, больше – всегда. И после Гарифа как-то скучно смотреть на эпатажи многих других с их «Красавцами» и всяко-разными ковриками.

Евгения Войнар (Artzip Gallery)
Евгения Войнар (Artzip Gallery)
Устина Яковлева. In Bloom.
Устина Яковлева. In Bloom.

Удивило количество образований у Евгении Войнар: и МГАХИ, и Свободные мастерские ММОМА, и и Институт Бакштейна и Открытые студии Винзавода. Какая-то «адская смесь», но «замес» получился крепкий, на котором разворачиваются картины как кадры из хорошего фильма – яркие не яркостью, а подлинным наблюдением «за процессами «увядания» живой и неживой природы. "Мои работы – это визуальное размышление о сопротивлении уходу в небытие" - говорит Евгения. Устина Яковлева в своем творчестве тоже обращается к «природным феноменам, а также… все важнее становятся для нее традиционные художественные практики русского Севера».

Работы Александра Гордеева
Работы Александра Гордеева
Федор Хиросигэ. Без названия, 2023. Бумага, тушь, перо, 32х48 см (Anna Nova Gallery)
Федор Хиросигэ. Без названия, 2023. Бумага, тушь, перо, 32х48 см (Anna Nova Gallery)
Никита Алексеев. Ballet Fabriano  (2 hundred feet run). Бумага, цветные карандаши. 2006 (XL Gallery).
Никита Алексеев. Ballet Fabriano (2 hundred feet run). Бумага, цветные карандаши. 2006 (XL Gallery).

Из мультидисциплинарных художников нельзя не отметить поэта и модель Александра Гордеева (галерея Serene), который, открыв для себя современное искусство, стал его постигать. Питерская человек-гриб Федор Хиросигэ (это псевдоним) сразу узнается, и она уже даже не мульти- а трансдисциплинарная, ибо использует в своем творчестве такие медиа как видео, инсталляцию, фотографию, текст, текстиль и перформанс.

Люба Образцова. Из серии "Прогулка". TEO by Cosmoscow
Люба Образцова. Из серии "Прогулка". TEO by Cosmoscow
Люба Образцова. "...Я прячусь от шума городских улиц".
Люба Образцова. "...Я прячусь от шума городских улиц".

И все же «классика точки» на листах Любы Образцовой очаровывает больше и крепче, чем всякие мульти- и транс-. Есть в ее точечной технике обаяние трудолюбивой простоты, желания окунуться в то, что тебя окружает, чего не замечаешь за суетой обыденности. Они пишет обыденность в своих «Прогулках», прислушиваясь к звукам, приглядываясь к уголкам, дворам, гаражам, аркам – всему, что так привычно, так знакомо…

Константин Чайкин. Размышления о рождении времени. Холст, акрил.
Константин Чайкин. Размышления о рождении времени. Холст, акрил.

Часовой бренд Константин Чайкин известен не только в России, его знают и в Европе. На Обертоне он – партнер. Но сам Константин еще и художник: каждая новая модель часов начинается с эскиза, который он сам рисует. Получается, что и эскиз, а потом и часы – произведения искусства. Действительно, «каждые часы мануфактуры рождаются с картины Чайкина, а каждая картина — с новой идеи часов».

Итак, графика расширяет свои границы во всем: в пространствах, жанрах, связях с современностью. И не забывает при этом о «старичках-классиках», которые в свое время пересекали грани дозволенного и шли вперед. У нового поколения графиков идей и инструментов для их воплощения немало – стоит только крепко подумать.

#выставки#Cosmoscow# Обертон#ТОН-центр#современное искусство#графика#