У нас принято ругать российское кино - и не безосновательно, скажу я вам: то странную «Алису в Стране чудес» снимут, то очередной ремейк про Шурика под «эффект Долиной» попадает.
В итоге зрители приходят к печальному выводу: «За деньги, да». Но так ли это на самом деле? Отнюдь. Если отключить эмоции и проанализировать прокат, то выяснится, что в этом году нежность победила хайп. Как так получилось? Сейчас расскажу.
Где эту нежность искать?
Ответ лежит на поверхности – в сериале «Ландыши. Такая нежная любовь». У него более 100 млн просмотров. Многосерийный фильм – самый просматриваемый художественный сериал 2025 года среди проектов Института развития интернета (ИРИ).
Что это за ИРИ такой? Это «не Первый канал – ОРТ» из популярного мема. ИРИ – серьезнее. Он вносит весомый вклад в развитие нашего кино. Немного сухой статистики, чтобы вы поверили не мне, а цифрам: с 2020 года ИРИ поддержал примерно 2500 проектов — и вместе они набрали более 20 млрд просмотров. За последние два года он профинансировал свыше 1000 проектов на общую сумму 63 млрд рублей.
На сегодняшний день вышел 671 проект, а съёмочные группы работали во всех 89 регионах России. Проекты ИРИ стабильно заходят и в фестивальную повестку: с 2023 года они получили 340 наград, включая 90 международных.
Если смотреть по цифрам просмотров в соцсетях и на онлайн-платформах, то, по данным ИРИ и Mediascope, ТОП-5 проектов сезона 24/25 (сентябрь 2024 — август 2025) выглядит так:
- «Последний богатырь. Наследие»;
- «Ландыши. Такая нежная любовь»;
- «Любопытная Варвара»;
- «Между нами химия»;
- «Злые люди».
Повторюсь: самый просматриваемый проект ИРИ в уходящем году – «Ландыши». Как так получилось? «Ландыши» не паразитируют на советском прошлом, не хайпят, не в тренде «Расскажи, Снегурочка». Почему смотрят?
Все просто: «Ландыши» — это сериал про нашу с вами жизнь, про ту экранную нежность, которой нам так не хватает в отечественном кино.
Катя, главная героиня сериала, из мира под фильтрами. Она далека от российской глубинки и не знает жизни простого люда. Но обстоятельства делают крутой разворот, и девушка оказывается в районе Вологды. Там она сталкивается с Лёхой, человеком из другой реальности: грубоватым, прямым, не знающим правила от гуру этикета Татьяны Поляковой, но знающим, как жить по-настоящему.
Банальщина? Как бы не так. Перед нами не очередная сказка про девушку, которая ищет своего принца из народа. На пути героев много опасностей, давления – даже криминальная линия есть.
Все это фон для внутреннего взросления: «Ландыши» из «мелодрамы про мажорку» превращаются в историю про возвращение к себе и к стране (ментально, не географически). Катя меняется не потому, что её «перевоспитали», а потому что она впервые видит жизнь без фильтров — людей, быт, смешное, грубое, теплое, неловкое. Это и есть «нежность» сериала: не липкий сироп «Я люблю тебя», а момент, когда человек перестает играть роль и становится самим собой.
Любовь в «Ландышах» — не как спасение и не как награда. Это процесс, в котором герои учатся вместе преодолевать сложности, вместе идти до конца.
Отдельная фишка сериала – музыкальные номера. При этом «Ландыши» - не мюзикл. Это художественный многосерийный фильм, сотканный из музыкальной ткани, которая накрывает собой длинные ненужные объяснения чувств, заменяет их четким, внятным повествованием, от которого не становится душно.
Реакция зрителей
Неудивительно, что многие пишут в комментариях о том, что после просмотра каждого эпизода «Ландышей» на душе становится тепло и уютно.
Также сериал ценят за то, что он не гладит по голове. Он не предлагают идеальную модель любви. Он показывает несовершенную, местами тревожную, местами болезненную связь — такую, какая она часто бывает в реальной жизни, а не в романе Даниэлы Стил: помните такую писательницу?
Почему именно на «Ландыши» сделал ставку ИРИ?
Кажется, выбор неожиданный: «Ландыши» — это не мистика, не ужасы, не триллер, а мелодрама с музыкальными номерами. Такой контент принято ругать в Дзен, а не хвалить. Но ИРИ сломал эту традицию. Прочему? Аналитики поняли, что людям не хватает той самой душевной непростой теплоты, о которой грезила Снежная Королева – героиня Алисы Фрейндлих – в фильме «Тайна снежной королевы»:
«Тают, увы, снежинки-года.
Страшно подумать о вечности.
Хочется жить, нечасто, но иногда,
Хоть раз в неделю по-человечески».
«Ландыши», как и советский фильм, предложил другое — узнавание себя, своей растерянности, своей потребности в простых, но честных чувствах. Сериал оказался масштабируемым именно за счёт этого. Его смотрят разные поколения. Его нарезают на короткие ролики. Его обсуждают, потому что он попал в личное.
Контекст года: не одинокий выстрел
Важно, что «Ландыши» не возникли в вакууме. В 2025 году ИРИ поддержал сериалы и проекты, в которых ставка делалась на историю, а не на шум, хайп и ремейки:
- «Константинополь» — про белую эмиграцию и потерю родины;
- «Дорогой Вилли» — про холодную войну и ощущение исторической клаустрофобии;
- «Любопытная Варвара» — детский сериал без снисходительности к зрителю;
- «Наука для всех 3» — научпоп без цирка.
На этом фоне «Ландыши» стали самым точным попаданием в настроение аудитории. Неудивительно, что в январе следующего года стартует второй сезон — «Ландыши. Вторая весна». Это тот самый редкий случай, когда продолжение не выглядит попыткой заработать на успешном оригинале. Скорее — это желанием закончить историю, которая оставила ряд вопросов без ответов.
И я в этом не вижу ничего плохого. А вы?