Найти в Дзене
Учительская

Ваш педагогический иммунитет: силён или на нуле?

Коллеги, давайте поставим диагноз. Не друг другу, а себе. Педагогический иммунитет — это не про то, чтобы никогда не болеть. Это про способность восстанавливаться, давать отпор профессиональным вирусам и не пускать заражение в душу. Где ваша линия обороны? Ответьте честно на 5 вопросов. Вопрос 1. Ваша реакция на еженедельные, заведомо бессмысленные трёхчасовые совещания? Вопрос 2. Вы заболели, но заменить вас некем, а коллеги и так перегружены. Ваши действия? Вопрос 3. Что чаще происходит с вашим творческим подходом к урокам? Вопрос 4. Ваш главный способ «прививки» от выгорания? Вопрос 5. Как вы относитесь к практике работать бесплатно (вести допы, покупать подарки детям, самоутверждаться за счёт успехов учеников)? Ваш диагноз совпал? Или вы увидели в вопросах другой, более точный ответ? Ждём ваши мысли в комментариях — давайте обсудим, как поддерживать друг друга в тонусе. #опросучителю #педагогическийиммунитет #выгораниеучителей #работавшколе #психологияучителя #учительначальныхкл
Оглавление

Коллеги, давайте поставим диагноз. Не друг другу, а себе. Педагогический иммунитет — это не про то, чтобы никогда не болеть. Это про способность восстанавливаться, давать отпор профессиональным вирусам и не пускать заражение в душу. Где ваша линия обороны? Ответьте честно на 5 вопросов.

Вопрос 1. Ваша реакция на еженедельные, заведомо бессмысленные трёхчасовые совещания?

  • А. Включаю режим «рациональной экономии». Делаю свою часть, мысленно планирую дела, отключаю эмоции. Это рутина, как мытьё полов. Не позволяю ей тратить мои настоящие силы.
  • Б. Сижу, коплю тихое раздражение и усталость. Понимаю, что это пустая трата времени, но вынужден присутствовать. После чувствую опустошение, будто «подхватил вирус» бессмысленности.
  • В. Включаюсь в обсуждение, спорю или глубоко переживаю несправедливость озвученного. Трачу нервные клетки на то, что всё равно не изменить. После совещания «заражён» негативом надолго.

Вопрос 2. Вы заболели, но заменить вас некем, а коллеги и так перегружены. Ваши действия?

  • А. Чётко и спокойно ставлю в известность администрацию, что я — на больничном. Здоровье — мой главный профессиональный ресурс. Проблему замены решает не больной сотрудник, а система. Выключаю рабочие чаты.
  • Б. Иду на работу через силу, чувствуя вину перед детьми и коллегами. Или пытаюсь работать удалённо из дома, в полубреду, создавая видимость присутствия. В итоге болезнь затягивается.
  • В. Терплю до последнего, пока не слягу с температурой. Потом мучаюсь чувством вины, пишу коллегам подробные планы уроков, пытаюсь контролировать процесс из дома. Полного отдыха не получается.

Вопрос 3. Что чаще происходит с вашим творческим подходом к урокам?

  • А. Я чётко разделяю: есть «эффективные» уроки, где важен результат, и есть «красивые» уроки-события, где важен процесс. Вторые я дарю себе и детям осознанно, когда есть ресурс, и ценю этот момент.
  • Б. Идеи есть, но часто их убивает мысль: «А зачем? Всё равно никто не оценит, а сил потрачу уйму». В итоге провожу урок «как обычно». Сожаление о несделанном копится.
  • В. Чаще всего я думаю: «Мне за это не платят». Творчество и энтузиазм воспринимаются как лишняя и неоплачиваемая нагрузка. Работаю строго по методичке, без «выкрутасов».

Вопрос 4. Ваш главный способ «прививки» от выгорания?

  • А. Жёсткие границы: не брать работу домой, не отвечать в чатах после 18:00. Ритуалы переключения: кофе с коллегами без разговоров о работе, прогулка после звонка.
  • Б. Пытаюсь найти утешение в маленьких радостях: вкусный обед, сериал вечером. Но часто работа всё равно настигает дома. Чувствую, что этого недостаточно.
  • В. Считаю, что лучшая прививка — это признание. Жду похвалы от администрации, благодарности от родителей. Если их нет, чувствую себя истощённым и ненужным.

Вопрос 5. Как вы относитесь к практике работать бесплатно (вести допы, покупать подарки детям, самоутверждаться за счёт успехов учеников)?

  • А. Это проявление слабого профессионального иммунитета и нарушение трудовой дисциплины. Ценю свой труд и учу этому детей. Успех ученика — это наша совместная работа, а не моя личная заслуга.
  • Б. Понимаю, что это неправильно, но иногда попадаю в эту ловушку из-за чувства вины или желания быть «хорошим» для всех. Потом сожалею.
  • В. Считаю, что это — часть призвания. Настоящий учитель всегда жертвует собой. Если я не куплю Пете подарок, кто купит? Моя ценность — в этих жертвах.

Интерпретация результатов

Больше ответов А — «Иммунитет стойкий, с клеточной памятью».


Ваш главный принцип — рациональная самозащита. Вы выстроили чёткие границы между работой и личностью, научились фильтровать раздражители и не тратить силы на то, что не можете изменить. Вы не циник, вы — профессионал с высоким КПД. Ваша опасность — в возможной изоляции и нехватке простой человеческой поддержки коллег. Иногда стоит позволить себе «поболеть» эмоционально, чтобы не скатиться в холодный рационализм.

Больше ответов Б — «Иммунитет ослаблен, есть очаги воспаления».


Вы находитесь в состоянии хронического профессионального стресса. Вы всё понимаете умом, но не можете применить на практике. Чувство долга и вины часто перевешивает заботу о себе. Вы — самый распространённый и самый уязвимый тип. Организм борется, но ресурс на исходе. Вам срочно нужна «иммунотерапия»: начать с малого — внедрить хотя бы один ритуал из колонки «А». Иначе высок риск перехода в состояние «В».

Больше ответов В — «Иммунная система атакует сама себя».


Ваш главный источник заражения — ваши же установки. Вы либо впали в полное эмоциональное выгорание («мне не платят»), либо, наоборот, в жертвенную гиперответственность, которая съедает вас изнутри. Система легко вами управляет, потому что вы сами согласны на её правила. Вам нужна не просто поддержка, а «перезагрузка»: честный разговор с собой, возможно, с психологом, о том, почему вы разрешаете так с собой обращаться. Ваша работа стала аутоиммунным заболеванием.

Ваш диагноз совпал? Или вы увидели в вопросах другой, более точный ответ? Ждём ваши мысли в комментариях — давайте обсудим, как поддерживать друг друга в тонусе.

#опросучителю #педагогическийиммунитет #выгораниеучителей #работавшколе #психологияучителя #учительначальныхклассов #профессиональноевыгорание #заботаопедагоге