Шо, опять? Да вот, Международное морское бюро (ММБ) зафиксировало 90 инцидентов в первой половине 2025 года, что почти на 50% больше, чем за тот же период предыдущего года
Пираты продемонстрировали способность пересматривать методы своей деятельности в ответ на поведение морской индустрии и действия прибрежных государств. Интересно рассмотреть эту эволюцию, особенно в Гвинейском заливе, который на протяжении почти пяти лет является главным мировым центром морского пиратства.
Но для начала определимся с терминами, люблю я это дело :)
Согласно Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), пиратство есть « любые незаконные акты насилия или задержания, или любые акты хищения, совершенные в личных целях экипажем или пассажирами частного судна […] в открытом море против другого судна […] или против лиц или имущества на борту такого судна ».
В открытом море, Карл!
И борьбу с ним может вести кто угодно, хоть прибыв с другого края света, вот, например, испанцы разбираются с сомалийскими пиратами
Приложили руку и наши специалисты, прибывшие на БПК "Маршал Шапошников", вон он слева выглядывает:
А вот нападения внутри территориальных вод, напротив, подпадают под категорию «вооруженного ограбления судов». Ответственность за это лежит на прибрежном государстве. Туда иностранный военный корабль без спроса соваться не имеет права.
В случае Гвинейского залива, где нападения на суда чаще всего происходили в территориальных водах (и, как следствие, считаются вооруженным ограблением судов, если вы правильно поняли), меры должны принимать вот такие весёлые ребята "со своего раёна"
Такие формулировки приводят к некоторому искажению статистики по пиратству, но ООН виднее.
С точки зрения этой статистики, пиратство пока остается значительно ниже своего исторического пика в начале 2010-х годов,
На пике в 2011 году сомалийские группировки совершили 237 нападений, захватив одновременно более 700 заложников и получив выкуп, оцениваемый в 146 миллионов долларов . Сочетание военно-морских патрулей, вооруженной охраны на судах
и других мер в значительной степени подавило эту угрозу к 2017 году. Но в годовом отчете за 2024 год зафиксировано 120 инцидентов по всему миру, что немного больше, чем 115 в 2022 году, и содержится предупреждение о « тревожном возобновлении сомалийского пиратства после многолетнего затишья». Не далее, чем в начале ноября этого года был захвачен танкер Hellas Aphrodite.
Пираты использовали "Issamohamadi" - традиционное судно, известное в Персидском заливе как "доу" и захваченное у иранских рыбаков, - в качестве "плавучей базы" для серии нападений, завершившихся захватом танкера.
Насилие растет: в 2024 году в заложники были взяты 126 моряков, по сравнению с 73 в предыдущем году, а использование огнестрельного оружия увеличилось на 73%. Только за первое полугодие 2025 года ММБ зафиксировал 90 инцидентов, что почти на 50% больше по сравнению с тем же периодом 2024 года. Особую обеспокоенность вызывает Сингапурский пролив, поскольку на суда, пересекающие его, приходится около 30% международной торговли.
Если в начале 2010-х годов Сомали доминировала в заголовках новостей о пиратстве, то в конце 2010-х и начале 2020-х годов этот титул перешел к Гвинейскому заливу. В 2020 году на этот регион приходилось более 95% всех случаев похищения экипажей судов в мире, при этом в 22 отдельных инцидентах были взяты в заложники 130 моряков
Гвинейский залив по-прежнему остается самым опасным местом в мире для похищений экипажей судов, и в начале 2024 года наблюдался умеренный рост: 21 инцидент в первой половине года по сравнению с 14 за тот же период 2023 года. 87% всех случаев похищений членов экипажа произошло именно в этом районе.
Суммы выкупа доходят до 1 млн. долларов за человека. Пиратство в Западной Африке отличается не только частотой, но и тяжестью. В отличие от случайных краж в других местах, нападения здесь часто носят насильственный и систематический характер.
Если Сомали и Гвинейский залив иллюстрируют драматический вид насилия на море, то Юго-Восточная Азия представляет собой другое лицо пиратства.
Инциденты там редко бывают такими же зрелищными, как захваты судов в Сомали или похищения людей в Западной Африке. Вместо этого они, как правило, связаны с небольшими группами, поднимающимися на борт стоящих на якоре или медленно движущихся судов, часто ночью, чтобы украсть топливо, детали двигателя или личные вещи экипажа. Тем не менее, их частота поразительна.
Только в Сингапурском проливе число зарегистрированных инцидентов выросло с 34 в 2020 году до 55 в 2022 году и 57 в 2024 году. К 2025 году на этот регион приходится более 60% всех зарегистрированных инцидентов в мире, при этом ММБ предупреждает о « тревожной тенденции роста вооруженных ограблений в водах Юго-Восточной Азии ».
Главное изменение — это уровень насилия. В отчете за 2024 год по Региональному соглашению о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов в Азии (ReCAAP) отмечалось, что только в Сингапурском проливе 34 из 57 инцидентов были совершены вооруженными преступниками, что свидетельствует о переходе от мелких краж к более организованным и опасным операциям.
В целом, география пиратства в 2025 году отражает двойственную картину: впечатляющие всплески в бывших эпицентрах, таких как Сомали, постоянное и опасное насилие в Гвинейском заливе и неустанные, но широкомасштабные нападения в Юго-Восточной Азии. Каждая из этих зон отражает различные динамики, но вместе они указывают на то, что пиратство — это меняющееся глобальное явление, адаптирующееся к новым морским, политическим и экономическим условиям.
Пиратство процветает в водах, где государственная власть слаба или отсутствует. Нигде это не проявляется так ясно, как у берегов Африканского Рога. После подавления сомалийского пиратства после 2012 года многие международные военно-морские силы сократили свои патрули. Операция ЕС «Аталанта» и операция НАТО «Океанский щит» сократили свои обязательства к концу 2010-х годов. Когда в конце 2023 года было захвачено судно MV Ruen, один аналитик по безопасности судоходства заметил, что «международное сообщество начало верить, что проблема сомалийского пиратства решена навсегда. Но это оказалось не так.
Имеют значение политические и экономические изменения. Увеличившийся поток судов мимо Сомали в связи с деятельностью хуситов в Красном море увеличил шансы сомалийских пиратов. А незаконное, неконтролируемое государством иностранное рыболовство в сомалийских водах позволяет им позиционировать себя как "охранников" национальных интересов. И вульгарный выкуп теперь может выглядеть "штрафом".
В Западной Африке пиратство отражает давнюю нестабильность дельты Нигера. Группы, занимающиеся кражей нефти или выдающие себя за "повстанцев", часто диверсифицируют свою деятельность, занимаясь морскими похищениями, создавая прибыльную экономику насилия.
Наконец, свою роль играет и поведение самой судоходной отрасли. Резкое падение пиратства в Сомали после 2012 года привело к тому, что многие судовладельцы сократили дорогостоящие меры защиты, такие как вооруженная охрана или защитные сооружения
В 2025 году данные свидетельствуют о последствиях этого. В Юго-Восточной Азии многие высадки злоумышленников на борт судов удаются именно потому, что суда больше не инвестируют в средства сдерживания. В Западной Африке рынки страхования выкупа настолько нормализовали похищения людей, что некоторые компании считают это обычным риском своей деятельности . Пираты умело используют такую самоуспокоенность.
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" для моральной и материальной стимуляции автора, хотя и нечасто это происходит :) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4