Найти в Дзене
Учительская

Вы — учитель по призванию или по обстоятельствам? 5 вопросов честности.

Коллеги, давайте начистоту. Никаких оценок. Только зеркало, в котором узнает себя каждый. Ответьте на эти 5 вопросов так, как подсказывает первая, самая честная реакция. Не «как правильно», а «как есть на самом деле». Вопрос 1. Ваша реакция на требование заполнить очередной бессмысленный журнал (обработки поверхностей, внеурочной деятельности и т.п.)? Вопрос 2. Пришло понимание, что за скромную зарплату от вас требуют выполнять явно «не учительскую» работу (идеальная уборка кабинета, визиты с комиссией по домам). Что думаете? Вопрос 3. Как проявляется у вас первая, ещё не критическая стадия усталости? Вопрос 4. Ваше отношение к срочным неоплачиваемым поручениям «для галочки» (срочные опросы в родительские чаты, отчёты за 5 минут)? Вопрос 5. Вам поручили подготовить открытый урок «на высшем уровне» без методической поддержки и даже за свой счёт (печать материалов). Ваши мысли? Больше ответов А — «Архитектор границ».
Вы — прагматичный и трезвый специалист. Школа для вас — работа, а не

Коллеги, давайте начистоту. Никаких оценок. Только зеркало, в котором узнает себя каждый. Ответьте на эти 5 вопросов так, как подсказывает первая, самая честная реакция. Не «как правильно», а «как есть на самом деле».

Вопрос 1. Ваша реакция на требование заполнить очередной бессмысленный журнал (обработки поверхностей, внеурочной деятельности и т.п.)?

  • А. Внутренне ропщу, делаю спустя рукава «для галочки» и считаю это неуважением к моему времени. Время — деньги, а здесь ни того, ни другого.
  • Б. Молча выполняю, как часть неизбежной школьной «магии». Рука сама пишет даты в КТП на год вперёд. Это раздражает, но это плата за относительную стабильность.
  • В. Пытаюсь найти в этом какой-то свой смысл или ритуал. Например, в процессе планирования мысленно уже вижу, как буду это преподносить детям. Бумага терпит.

Вопрос 2. Пришло понимание, что за скромную зарплату от вас требуют выполнять явно «не учительскую» работу (идеальная уборка кабинета, визиты с комиссией по домам). Что думаете?

  • А. Это последняя капля. Я не для этого. Ищу возможности уйти или резко отказываюсь, обозначая границы. Труд должен оплачиваться.
  • Б. Испытываю горькую обиду и выгорание, но часто соглашаюсь, потому что «надо», «неудобно отказать» или «потом будет хуже». Коплю усталость.
  • В. Сосредотачиваюсь не на самой задаче, а на своей роли в ней. «Если уж я иду в эту семью, то, может, смогу помочь ребёнку?» Ищу в этом социальный или человеческий смысл, даже если он неочевиден.

Вопрос 3. Как проявляется у вас первая, ещё не критическая стадия усталости?

  • А. Включается жесткий прагматизм и экономия сил. Минимум творчества, работа строго по шаблону. «Автоматизм» — мой щит.
  • Б. Появляются досадные ляпы в простых действиях (оговорки, опечатки), забывчивость. Чувствую, что живу и работаю «на автопилоте», и это меня тревожит.
  • В. Я начинаю больше говорить о работе, даже дома, «пережевывая» уроки и ситуации. Ищу внешнее подтверждение своей нужности, иногда в виде той же грамоты или слов благодарности.

Вопрос 4. Ваше отношение к срочным неоплачиваемым поручениям «для галочки» (срочные опросы в родительские чаты, отчёты за 5 минут)?

  • А. Открыто возмущаюсь или саботирую. Это нарушение моих трудовых прав и границ. Чувствую себя не профессионалом, а посыльным.
  • Б. Выполняю с чувством глубокой неловкости и раздражения, извиняясь перед родителями. Понимаю абсурд, но плыву по течению.
  • В. Стараюсь «облачить» даже это в приемлемую для себя форму. Пишу в чат с особой деликатностью, превращая бюрократию в элемент коммуникации. Но внутри — тоже горюю.

Вопрос 5. Вам поручили подготовить открытый урок «на высшем уровне» без методической поддержки и даже за свой счёт (печать материалов). Ваши мысли?

  • А. Требую ресурсы. Нет условий — нет и идеального урока. Это вопрос уважения и организации труда, а не моей «священной жертвенности».
  • Б. Делаю через силу, с ощущением несправедливости. Трачу своё время и деньги, но качество страдает от моего же негативного настроя.
  • В. Воспринимаю как вызов и возможность блеснуть. Да, за свой счет, да, обидно. Но это мой урок, и я хочу, чтобы его увидели. Внутренне надеюсь на признание.

Интерпретация результатов

Больше ответов А — «Архитектор границ».
Вы — прагматичный и трезвый специалист. Школа для вас — работа, а не служение. Вы цените свои время, труд и четко отделяете профессиональное от личного. Вы — двигатель здоровых изменений, потому что не терпите абсурда. Но риск — в цинизме и потере внутреннего контакта с профессией, когда любая искра энтузиазма может угаснуть.

Больше ответов Б — «Сталкер выгорания».
Вы находитесь в самой опасной и распространённой зоне — зоне молчаливого сопротивления и накапливающейся усталости. Вы чувствуете разрыв между «должен» и «могу», но пока не нашли сил его преодолеть. Ваша честность — главный козырь. Именно вы чаще всего задаетесь вопросом «а надо ли это всё?». Следующий шаг — либо к «А» (защита границ), либо к «В» (поиск нового смысла), иначе высок риск эмоционального истощения.

Больше ответов В — «Миссионер смысла».
Вы — учитель по призванию. Ваш главный ресурс — внутренняя мотивация и поиск глубины даже в рутине. Вы держитесь на внимании, признании и вере в свою значимость. Вы — эмоциональный стержень для многих коллег и детей. Но будьте осторожны: система может десятилетиями эксплуатировать вашу искреннюю увлеченность, заставляя вас платить за всё собой. Ваша задача — не сгореть, освещая путь другим.

А какой типаж преобладает у вас? Что в описании попало в самую точку, а с чем вы не согласны? Ждем вашу честность в комментариях — давайте обсудим, какие мы на самом деле.

#опросучителям #учительжизнь #профессияучитель #педагогика #выгораниеучителей #учительначальныхклассов #работавшколе #честноопработе