Я не особо люблю писать про аутизм, но почему-то писать про аутизм мне легче всего. Вот такой вот парадокс.
Всем привет! С вами Яна и обещанная статья про успехи и достижения за почти пять лет обучения в автономном классе общеобразовательной школы.
Как всё началось, можете почитать ЗДЕСЬ.
Я обычная мама двоих необычных детей. У обоих РАС. Старший ребёнок "тяжёлый", ему скоро 13, у младшего аутизм на минималках, ему 11 лет.
Я никогда не вела дневников развития детей. Знаю, что многие вели и ведут, но эта фишка прошла мимо меня.
Я помню, что у младшего откат случился в детском саду. Ребёнка как подменили.
А что было дальше? Да всё, как у всех: врачи, лекарства, обследования, занятия, инвалидность.
Мне было, с одной стороны, очень сложно принять тот факт, что я вхожу в эту аутичную реку второй раз. А с другой стороны — я уже знала течение этой реки, подводные камни, дно.
Стадии принятия прошли быстро, да и ребёнок в сравнении со старшим был всё-таки легче.
Это я отвлеклась. Поясню почему — я не очень хорошо помню всё по датам и возрасту.
Вот спросите меня, когда он перестал орать и хлопать дверями, — я точно не скажу.
Спросите меня, когда ушла "таджикская" речь? Тоже назову лишь примерно.
Поэтому и пишу эту статью. Пишу её в первую очередь для себя, чтобы зафиксировать какие-то моменты.
Сразу предупреждаю — статья длинная. Больше 9 тыс. знаков.
Сейчас моему сыну полных 11 лет, летом будет 12. Он учится в 4 классе.
Учится средне, хотя головушку умом наделил создатель.
Но очень много "но".
Я всегда стремилась к тому, чтобы дети в школе обучались очно. Это был мой пунктик. Моя цель, которой я достигла.
Что дала школа конкретно моему ребёнку?
- Академические знания.
Первое и самое очевидное.Ведь, как ни крути, а главная задача школы — учить детей.
Если говорить об оценках, то у моего сына нет стабильности ни по одному предмету, кроме, пожалуй, русского языка. Но и здесь возможны нюансы.
Тройки легко сменяются пятёрками, за контрольную может быть "два", а за следующую по этой же теме — "пять". Или наоборот — сначала "пять", потом "два".
Я на это уже внимания не обращаю.Точнее, оценки для меня не важны совсем.
Я никогда не ругала и не буду ругать его за двойки.Мне важны знания. А они есть.
Домашку мы до сих пор делаем вместе."Вместе" значит, что я сижу рядом и направляю, вовлекаю, прошу отвлечься от кота, не петь песни и не рассказывать, что он ел на завтрак.
До этого учебного года мы очень тщательно разбирали устные предметы. И тут я могу точно сказать, что мы вместе читали и пересказывали. Сам он не мог.
У него нет проблемы с пониманием прочитанного.Он легко отвечает на вопросы по тексту. Но пересказать — затык.
В этом учебном году ему сменили лекарственную терапию— назначили известный препарат от СДВГ. И вот на этом препарате (?) дело пошло. Как вариант, дело не только в таблетках. Возможно, пришло время. Возможно, знания улеглись в голове. Возможно, дозрел мозг. Возможно, не прошли даром все занятия.
Я думаю,что сработало всё и сразу. Чуток там, чуток здесь, шлифанули правильным препаратом — и "вау" произошло.
С царицей наук тоже были сложности первые полтора года. Особенно задачи. Мне приходилось каждую задачу рисовать на бумаге, максимально упрощать. У меня закрадывались мысли об УО. Где-то слышала, что её признаком может быть непонимание математики.
Но потом как-то резко всё изменилось.Как по щелчку. Просто в какой-то момент он стал понимать, как решать задачи, стал хорошо считать в уме.
Таблицу умножения выучил сам ещё до того,как они начали проходить умножение в школе. Сам понял, как использовать таблицу для деления.
Сейчас с математикой проблем нет. Но стабильности в оценках это не прибавило.
Легче всего с самого начала ему давался русский язык. Какая-то врождённая грамотность. Видимо, это его аутичная суперсила.
Нет, он мало читает. Просто откуда-то знает, как писать правильно. Вижу, что ему нравится русский язык. Он хорошо его чувствует. Понимает структуру, если можно так выразиться.
Что важно: сын прекрасно воспринимает информацию на слух. Поэтому у него, практически единственного из класса, никогда не было проблем с написанием диктантов.
- Навыки самостоятельности.
"Школа — это не наказание, это моя обязанность!"
Фраза, которую я талдычила с первого класса. И которую сын воспринимает буквально.
Он сам собирает портфель, сам следит за расписанием, сам мне говорит, в какое время его нужно забрать.
В школу я вожу его на машине. Но это вынужденная мера — школа на другом конце города. Если бы школа была в шаговой доступности, то ходил бы сам. Он сейчас на том уровне, когда на это способен.
В первом и втором классе я отводила его в кабинет и забирала из кабинета.
Потом потихоньку стала приучать к самостоятельности. Заходила в раздевалку, но не вела в класс. Звонила учителю и говорила, что жду его у школы — он уходил из кабинета, переодевался и выходил сам. Всё делалось плавно, постепенно.
Начиная с прошлого года я привожу его утром, высаживаю — и он идёт в школу. Сам. После уроков я жду его у школьной калитки. Выходит по телефонному звонку.
Если вдруг опаздываю(всякое бывает), тогда звоню классному руководителю, и она задерживает его в классе.
У нас есть мальчик, который добирается до школы сам — на маршрутке. Мой насмотрелся и сказал, что тоже хочет ездить на маршрутке один. Это было в прошлом году.
Мама же великая женщина— на маршрутке, так на маршрутке. Довозила до остановки на машине, сажала в маршрутку, и он три остановки до школы ехал сам. А я сзади на авто. Несколько месяцев длилась эта игра. Мне жуть как было неудобно, но я знала, для чего это делаю и почему терплю неудобства. В этом году ездит на машине. На маршрутке накатался.
- Финансовая грамотность.
Если не ошибаюсь,то первый самостоятельный поход в магазин состоялся в 10 лет.
Мой ребёнок разбирается в деньгах, умеет пользоваться картой, кассой самообслуживания, может совершить покупки через кассира.
Но это всё он знал давно. Лет с 7 точно.
А вот самостоятельных походов боялся. Я всячески его стимулировала, хитрила и создавала условия, в которых он мог бы находиться в магазине один, без взрослых.
А потом настал этот момент.Это как раз было после его дня рождения. Ему подарили энное количество денег, которые срочно нужно было потратить. Он сам пришёл и сообщил, что идёт в магазин. Взял самокат, рюкзак и поехал. Я была в шоке, если честно, и пошла за ним. Магазин недалеко, и как раз лето было. Пришла, спряталась. Он очень уверенно взял то, что ему было нужно, расплатился и вышел. Увидел меня и возмутился в духе: "Иди домой, я же сказал, что пойду сам."
В новом учебном году он уже получил карманные деньги.Зарабатывал их сам) Он вообще очень любит деньги. Был период, когда за выполнение уроков давала 100 руб., был период, когда на даче что-то помогал и просил оплату.
Да, знаю, что это неправильно и совсем не педагогично. Но у аутизма свои правила.
Кстати, сейчас этот период алчности прошёл. Уроки делает, потому что это его обязанность и зона ответственности. На даче помогает неохотно, но уже не требует оплаты.
А деньги— 100 руб. в день — я ему даю просто так. Он покупает себе что-то в столовой или автомате. Иногда не тратит и копит, потом покупает себе что-то более значимое.
- Коммуникация.
По-прежнему кривая. Но прокачалась за несколько лет.
У него нет друзей в общепринятом смысле. Есть одноклассники, приятели, двоюродная сестра, соседка по лестничной клетке.
Почему я пишу о "кривой коммуникации"? Потому что у меня иногда возникает ощущение, что все эти дети нужны ему просто как фон. Он привык, что они есть в его жизни, и периодически они как бы должны в ней присутствовать.
Если к нам приходит соседка, то они сидят в его комнате и играют в одну и ту же игру, каждый на своём телефоне. С двоюродной сестрой (она на год старше) примерно такой же сценарий. В школе выделяет двоих — девочку и мальчика, к остальным равнодушен, но если кто-то болеет и не приходит, то переживает. Как будто ему просто важно, чтобы все были на своих местах. На детских площадках играет со случайными детьми, но дети обычно помладше — 7-8-9 лет. С ними ему комфортно. С ровесниками — нет. Чаще это девочки. Гулять одного не отпускаю. Может, и пора пробовать отпускать, но моя тревожность мне пока этого не позволяет. И я вижу, что он не готов к самовыгулу.
Вы можете сказать: и при чём здесь школа? Ведь, по большому счёту, все эти навыки при желании можно прокачивать и дома! Наверное, можно. Но я считаю, что без школы я бы не справилась.
Школа в первую очередь научила учиться.
Школа дала и даёт коммуникацию и социализацию.
Школа — это режим и обязанности.
Школа даёт (мне) иллюзию нормальности — ведь все дети в 11 лет ходят в школу.
В школе он очень многое считывает с детей. С педагогами он не позволяет себе того, что позволяет со мной.
"Беда, коль пироги начнёт печь сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад."
Учить детей должны учителя, навыки социализации лучше получать в социуме. А маме аутиста хоть иногда должно быть позволено быть просто мамой.