Нужно ли «натаскивать» ребёнка на тест Векслера? Почему я боюсь инклюзии сильнее, чем коррекции и чего мы достигли к 4 классу.
Всем привет! С вами Яна! И сегодня будет длинный и, возможно, кому-то полезный пост про школу для ребёнка с РАС.
Напомню: у меня два ребёнка с аутизмом. Толстый и тонкий. Сложный и лёгкий. Дети-погодки. Им 11 и 12 лет. На момент беременности вторым я ещё не знала о диагнозе первого.
После Нового года, ближе к марту, начнется горячая пора у специалистов ПМПК. Дети, достигшие определенного возраста, собираются в школу.
Сегодня я хочу подробно рассказать вам — и вспомнить для себя — как это было у нас. Рассказывать буду про младшего сына. У него сохранный интеллект, высокие баллы по тесту Векслера и неплохие шансы на будущее.
Возраст
Обычно дети с особенностями развития идут в школу чуть позже. Не в 7 лет, как большинство, а ближе к 8. Родители стараются максимально оградить будущих школьников, дают им возможность «дозреть» психологически.
Я тоже планировала «продлить детство» и оставить ребёнка в детском саду ещё на год. Даже записалась на ПМПК с этой целью.
Все специалисты в саду в один голос твердили: сын готов к школе в плане академических знаний, но не готов психологически. И да, я прислушалась и хотела дать ему возможность повзрослеть.
Но вмешался его величество случай. Мы разговорились с родителями одногруппников и выяснилось, что все семилетки приняли решение пойти в школу. Нежданчик.
То есть все ровесники уйдут, в группу придут малыши — и что будет делать мой академически готовый к школе ребёнок с трёхлетками?
С другой стороны, он же не готов.
Вечный вопрос: что делать?
Мне пришлось принимать решение,которое спустя несколько лет я считаю правильным.
Да, все специалисты, с которыми занимался сын, повторяли, как попугаи: «Не готов, оставьте в саду».
Да, на дворе был февраль, а я даже представления не имела, где может учиться мой ребёнок. В нашем городе нет школ для программ 8.1 и 8.2. Только инклюзия, которую мой психологически не готовый аутист не потянет.
Всё решил приём у психиатра.
Она сказала мне тогда очень важную вещь: да, он не готов сейчас к школе. Но не факт, что будет готов через год.
И да, после этих слов я стала готовиться к школе.
Тест Векслера
Тест Векслера (или Шкала Векслера) — один из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития. Был разработан Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест диагностирует общий интеллект и его составляющие — вербальный и невербальный.
Первый этап — нужно было пройти тест Векслера, чтобы определиться с программой, по которой предстоит учиться.
Программы для детей с РАС:
8.1— РАС без нарушений интеллекта
8.2— РАС + ЗПР
8.3— РАС + ЛУО
8.4— РАС + УУО
Тест Векслера проводит клинический психолог. Я выбрала платный центр, но результаты этого теста принимали и в госорганизациях.
Готовились ли мы к тесту?
Да.
Но это не значит, что мы тест учили. Прошлись по вопросам. Я увидела, что в целом сложностей нет. Конечно, аутист может выдать на тестировании всё что угодно: незнакомая обстановка, незнакомый человек, занавески не того цвета, плохое настроение…
Я лично считаю, что заучивать ответы наизусть не имеет смысла. Хороший клинический психолог всё равно это поймёт. А даже если удастся его обмануть, то ребёнку ведь учиться в школе. Можно попробовать получить программу выше способностей ребёнка. Но по моим наблюдениям, ни к чему хорошему это не приведёт. Если ребёнок не тянет, программу придётся понизить. Придется искать новую школу. А это новый коллектив, учитель, помещение. Готовы ли вы на такие эксперименты?
Перед тестированием я устроила своему выходные от сада и занятий, постаралась, чтобы он был в хорошем настроении, обещала полцарства за хорошее поведение и ответы на вопросы. Я на тестировании не присутствовала, сидела в коридоре. Длилось оно минут 40. Психолог вышла и сказала на словах, что видит нормальный школьный уровень. Баллы посчитает позже и вышлет заключение.
С заключением я пошла к нашему психиатру — ей нужно было написать направление на ПМПК. Так как у меня со всеми специалистами отношения доверительные, я открыто сказала врачу, что мне нужно заключение, по которому ребёнку дадут программу 8.2. На это были свои причины — та самая психологическая неготовность и необходимость учиться в обычной школе, в обычном классе.
Спасибо психиатру— она написала так, как мне было нужно.
Заключение ПМПК было получено где-то в марте. Специалисты ПМПК тоже пробовали меня уговорить остаться на год в саду, но я уже была нацелена на школу.
Школа
Вопрос школы оставался открытым. В нашем городе нет школ для детей с РАС. Есть одна коррекционная, где учатся дети с разными нозологиями, но обучение там такое себе. Да и реализуют они программы 8.3 и 8.4.
Но на что-то же я рассчитывала?)
Именно так. На тот момент мы уже объединились с родителями будущих первоклассников и активно штурмовали разные инстанции. Подробно останавливаться на этом не буду. Может, как-нибудь расскажу в другой раз. Скажу лишь, что в итоге нашим детям открыли класс. Класс в обычной общеобразовательной школе. По статусу — автономный.
А про родителей нашего класса администрация шепчется:«Они там все непростые».
Чем хорош такой класс?
- Обучение в малочисленном коллективе.
- Социализация с обычными детьми — общая столовая, общешкольные праздники.
- Дополнительные занятия со специалистами согласно нормам.
- Пролонгация первого класса. У детей было время адаптироваться к школьным правилам, требованиям.
- Тьютор. У нас был и есть общий на класс, но этого достаточно. А сейчас, когда они повзрослели, тьютор особо и не нужен. Но в классе до сих пор присутствует.
Минусы
Минус, пожалуй, всего один — школа далеко от дома. Приходится ездить, а значит, раньше просыпаться, тратить 30–40 минут на дорогу. Но это довольно условный минус, ибо за 5 лет обучения мы все привыкли.
Почему я против инклюзии для детей с РАС?
Мне кажется, ответ очевиден. От такой инклюзии пострадают все участники.
Аутист будет мешать нормодетям, нормодети — аутисту. Учитель, не имея спецобразования, будет пытаться учить вашего ребёнка, у него будет плохо получаться, он будет нервничать, что плохо отразится на процессе обучения.
У меня есть примеры, когда детей с РАС отдавали в инклюзию. Ничего хорошего из этого не вышло. Кто-то ушёл на семейное, кто-то на надомное, кто-то перевелся в наш класс, кто-то со скрипом переползает из класса в класс, понимая, что ребёнку тяжело. Да и основное обучение лежит на родителях.
Нет, я на такое не подписалась бы — и тогда, 5 лет назад, и сейчас.
Чего достигли к 11 годам? К концу 4 класса (и 5 года обучения).
Достигли многого. О каких-то вещах я даже не мечтала. Хотела рассказать об этом здесь, но и без того получился очень длинный текст. Поэтому об успехах и неудачах я напишу отдельно. Не переключайтесь.
Хочу подчеркнуть — это личный опыт. Не призыв к действию, не инструкция «как надо». Если кому-то, пусть даже одному человеку, этот опыт будет полезен и интересен — значит, я не зря об этом написала.