Найти в Дзене

Завод получает номер «13» и подчиняется Управлению «Главстроймеханизация» - про завод «Строммашина» Кемерово

О вехах жизни и производственных свершениях легендарного «Строммаша», его дружном сплоченном коллективе рассказывает корреспондент Марина Туманова в нашем паблике ВКонтакте, бумажном выпуске газеты «Кемерово» и на нашем сайте. 30 января 1943 года Государственный комитет обороны СССР принимает Постановление №279 о строительстве в городе Кемерово механического завода. Был утвержден Генеральный план завода, схема управления цехами, положения, определяющие решение кадровых и производственных вопросов, взаимодействие всех служб. Завод получает номер «13» и подчиняется Управлению «Главстроймеханизация» Наркомата строительства.
21 мая 1943 года «Кемеровский механический завод №13» был зарегистрирован как государственное предприятие. Днем пуска завода в эксплуатацию принято считать 14 апреля 1944 года. В этот день в литейном цехе была произведена первая плавка чугуна. До конца года было выплавлено 40 тонн чугунных отливок. Численность рабочих увеличилась со 140 до 199 человек. В 1945 году

Вид на заводскую территорию с высоты птичьего полета, 1970-е. Фото: музей истории школы №39
Вид на заводскую территорию с высоты птичьего полета, 1970-е. Фото: музей истории школы №39

О вехах жизни и производственных свершениях легендарного «Строммаша», его дружном сплоченном коллективе рассказывает корреспондент Марина Туманова в нашем паблике ВКонтакте, бумажном выпуске газеты «Кемерово» и на нашем сайте.

30 января 1943 года Государственный комитет обороны СССР принимает Постановление №279 о строительстве в городе Кемерово механического завода. Был утвержден Генеральный план завода, схема управления цехами, положения, определяющие решение кадровых и производственных вопросов, взаимодействие всех служб. Завод получает номер «13» и подчиняется Управлению «Главстроймеханизация» Наркомата строительства.

21 мая 1943 года «Кемеровский механический завод №13» был зарегистрирован как государственное предприятие. Днем пуска завода в эксплуатацию принято считать 14 апреля 1944 года. В этот день в литейном цехе была произведена первая плавка чугуна. До конца года было выплавлено 40 тонн чугунных отливок. Численность рабочих увеличилась со 140 до 199 человек. В 1945 году объем выпускаемой продукции составил: 1.430 тысяч рублей или 549 тонн литейного чугуна, 559 скатов для вагонеток, более 20 тыс. штук поддонов.

В 1945 году продолжались строительно-монтажные работы по главному корпусу, строились новые цеха по производству и ремонту оборудования для угольщиков, средств малой механизации, арматуры для соединения рукавов высокого давления, оборудования для производства кирпича и строительной керамики, гидравлическое оборудование. Война заканчивалась, и завод постепенно готовился выпускать мирную продукцию.

5 мая 1946 года «Кемеровский механический завод № 13» был переименован в завод «Строммашина» Управления Главстроммашина Министерства строительного и дорожного машиностроения. С 1947 года завод был переведен на выпуск оборудования для производства строительных материалов и подчинен Министерству строительного машиностроения.

В составе нового ведомства – Наркомата строительного и дорожного машиностроения, с новым именем «Строммашина» и крайне скудными мощностями вступал завод в мирное время. Условия труда были по-прежнему тяжелые. И всё-таки рабочим достало энтузиазма и патриотического подъема, чтобы и частичную механизацию производства провести, и освоить выпуск новой продукции – очень нужной стране, которая поднималась из руин.

В 1947-м «Строммаш» начал серийный выпуск вальцев тонкого и грубого помола системы «Крок». Простых грубых машин для изготовления стройматериалов, ждали которых в самых разных уголках Союза, от Дальнего Востока до Прибалтики.

Конец десятилетия завод встречал окрепшим. В строй ввели корпуса основных и вспомогательных цехов, заводоуправление, помещение центрального склада, где разместились инструментальный и модельный участки. Для перемещения многотонных грузов в литейном и механосборочном цехах появились мощные краны. Заработали химическая, земельная и металлографическая лаборатории, распахнула двери заводская столовая.

Начальник отдела технического контроля товарищ Шайдеров осматривает готовые к отгрузке бетономешалки. Фото: «Комсомолец Кузбасса», май 1951 года.
Начальник отдела технического контроля товарищ Шайдеров осматривает готовые к отгрузке бетономешалки. Фото: «Комсомолец Кузбасса», май 1951 года.

-3

В начале 1950-х «Строммаш» получил свой первый большой и важный госзаказ на производство бетономешалок для «великих строек коммунизма». И с тех самых пор прочно прописался на газетных полосах, на десятилетия стал одним из самых часто упоминаемых кемеровских заводов.

Госзаказ заводчане тогда выполнили досрочно. В июле 1952-го вступил в строй первенец больших строек – Волго-Донский судоходный канал имени Ленина, это событие строммашевцы отмечали широко. В цехах завода по случаю прошли торжественные собрания и митинги. Своей работой, причастностью заводчане очень гордились.

Фото: «Кузбасс», ноябрь 1956 года.
Фото: «Кузбасс», ноябрь 1956 года.

«Кемеровский завод «Строммашина» – поставщик агрегатов для многих новостроек страны. Его продукция идет на гигантские гидросооружения Волги, лесорубам Крайнего Севера, строителям Дальнего Востока, Средней Азии, Алтая, – рапортовала газета «Кузбасс» в ноябре того же года. – В октябре завод отправил партию мощных бетономешалок на строительство Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций, бегун «СМ-64» – на главный Туркменский канал и т.д. <…> А недавно коллектив завода освоил производство кирпичеделательного агрегата «СМ-296», или «Колхозник». Он выпускает по 1000 штук сырого кирпича в час и является незаменимым механизмом для небольших кирпичных заводов. На днях первая крупная партия агрегата была отгружена строителям Акмолинска, Иркутска, Барнаула и Ишима…»

Реконструкция инструментального цеха, 1970-е. Фото: музей истории школы №39
Реконструкция инструментального цеха, 1970-е. Фото: музей истории школы №39

…Площадь почти в 30 га, два крупных производственных блока, десятки цеховых зданий, где в грохоте прессов, искрах электросварки и гуле станков металлопрокат и литье трудом токарей, фрезеровщиков, инструментальщиков и слесарей-сборщиков превращается в серьезное оборудование, свой автопарк, мощный комплекс складов, современное оснащение и бытовые удобства – таким «Строммаш» встречал эпоху перестройки. Продолжал расти, расширяться, совершенствовать технологии производства. И основному профилю оставался по-прежнему верен.

-6

В 1960-е «Строммаш» на время прекратил выпуск агрегатов для производства кирпича и освоил совсем иные машины исполинских статей: разные виды гидродомкратов, гидропрессов, виброплощадок для железобетонных заводов.

Первая партия наших домкратов-богатырей, которые стальные 60-миллиметровые валы рвали, как нитку, – такая мощь в них была, – сразу поехала в Москву. Сначала на стройку знаменитого Кремлевского Дворца. Его крышу весом в две тысячи тонн целиком в сборе подняли они и бережно положили на коробку здания. А после с помощью кемеровских домкратов возвели и Останкинскую башню.



В 60-е завод реконструируется и расширяется. К апрелю 1969 года завершилась реконструкция основных цехов, в 1973 – строительство второй очереди завода. В результате объем производства вырос более чем в 3 раза. В последующие годы развитие завода осуществлялось только на основе интенсивных факторов роста. Если в 1975 году объем продукции завода составил 13,3 млн. руб., то в 1990 – почти 18 млн. руб., в 1994 – 2 млрд. 228 млн 530 тыс. руб.

Заводчане сажают сквер у стен родного предприятия. Фото: музей истории школы №39
Заводчане сажают сквер у стен родного предприятия. Фото: музей истории школы №39

Строммашевцы на первомайской демонстрации, 1985-й. Фото: Государственный архив Кузбасса
Строммашевцы на первомайской демонстрации, 1985-й. Фото: Государственный архив Кузбасса


90-е годы ознаменовались расширением номенклатуры производства товаров народного потребления и транспорта. Осуществляя сборку автобусов с маркой "Строммашина", завод помогает решать транспортную проблему области.
В развитие завода внесли значительный вклад бывшие директора К.И.Семин, А.И.Мещеряков, Н.Ф.Шевченко (последний руководил заводом в течение 22 лет), гл. инженеры В.В.Карпов, А.П.Яшин, А.Н.Курлов. За успехи в трудовой деятельности орденами и медалями были награждены более 50 передовиков производства.
На базе этого машиностроительного предприятия с 1993 года работает ООО фирма «ФАЛАР».


Источники:
1. Историческая энциклопедия Кузбасса. "А"- "К" / Кемеровская область. Администрация; В.П. Машковский; Г.Г. Халиулин. - Познань: Штама, 1996. – С. 207-208.
2. Кировский район. Вехи истории / Территориальное управление Кировского района Администрации г. Кемерово.- сост.: О.П. Ткаченко, Т.Г. Шульга ; фот.: В.И. Фоминский, Н.И. Груздева]. - Кемерово: Компания Лико, 2009. - С. 88: ил.
3. Кировский район: страницы истории / предоставлено Кемеровская центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя; сост. Зимина Е.В. – Кемерово: [б.и.], 2002. – С. 11.

Это 2016 год

-9
-10
-11
-12

И в 2020 г была там. Был ремонт

-13
-14
-15
-16