Найти в Дзене
Записки москвитянина

ГОТОВИТЬ ЖУРНАЛИСТОВ!

НОВОЕ В ЗАЧЁТЕ ПО ЛИТМАСТЕРСТВУ После Прямой линии президента многие в Сети возмущались уровнем подготовленности самих журналистов. Например, журналистка издания "Другая Украина" так долго подводила к вопросу, что ее уже стал подгонять Зарубин. Почти четыре минуты бормотала, а для сути хватило бы одной! Другая «акула пера» от волнения не могла даже связать два слова! Да, надо учиться и держаться перед микрофоном, и формулировать свои мысли, и пытаться их ОБРАЗНО излагать! Будущим журналистам я читаю курс, который официально называется «Литературное мастерство журналиста». Господи, какое там «мастерство»! Свой учебник назвал скромнее: «Литературная работа журналиста», но, конечно, какие-то крупицы, штрихи мастерства встречаются и в работе начинающих. Ну, и в теории надо о них постоянно говорить, приводить примеры. Так вот я решил, как профессор, новаторски использовать для этой цели вечер, посвящённый 100-летию поэта-фронтовика Константина Ваншенкина в Союзе писателей России. Объявил, ч

НОВОЕ В ЗАЧЁТЕ ПО ЛИТМАСТЕРСТВУ

После Прямой линии президента многие в Сети возмущались уровнем подготовленности самих журналистов. Например, журналистка издания "Другая Украина" так долго подводила к вопросу, что ее уже стал подгонять Зарубин. Почти четыре минуты бормотала, а для сути хватило бы одной! Другая «акула пера» от волнения не могла даже связать два слова! Да, надо учиться и держаться перед микрофоном, и формулировать свои мысли, и пытаться их ОБРАЗНО излагать!

Будущим журналистам я читаю курс, который официально называется «Литературное мастерство журналиста». Господи, какое там «мастерство»! Свой учебник назвал скромнее: «Литературная работа журналиста», но, конечно, какие-то крупицы, штрихи мастерства встречаются и в работе начинающих. Ну, и в теории надо о них постоянно говорить, приводить примеры.

Студенты МосГУ получают зачёт
Студенты МосГУ получают зачёт

Так вот я решил, как профессор, новаторски использовать для этой цели вечер, посвящённый 100-летию поэта-фронтовика Константина Ваншенкина в Союзе писателей России. Объявил, что приму зачёт по литмастерству в кулуарах легендарного здания. Дело не просто в том, чтобы они пришли с зачётками на Комсомольский 13, а чтобы заострить на этом внимание, психологически связать: это не просто развлечение или обязаловка, а часть учебного процесса. И, уверен, что это – удалось. Именно потому, что звучал Ваншенкин – мастер поэтической и психологической детали.

-2

В самом начале вечера прочитал стихотворение «О последнем», которое любил сам поэт, часто выбирал его для чтения со сцены или в эфире:

Контролировал квартал
На подходе к дому.
Со стрельбой перебегал
От окна к другому.

Бился до последнего патрона, до внезапной пули, после которой воцарилась тишина.

В оседающем дыму,
В городском квартале,
- Выходи по одному! –
Мёртвому кричали.

- Понимаете: «Выходи по одному!» - подчеркнул я: вот так сражались фронтовики не только в городском бою, но и в уничтожаемой рынком поэзии!

Ваншенкин ушел на фронт 17-летним
Ваншенкин ушел на фронт 17-летним

Потом поставил запись, где читает стихи сам поэт. Запись неважно прозвучала, с хрипами, хотя на компьютере была лучше. Вообще, одно из главных разочарований вечера: после ремонта в Белом зале СПР не могли, оказывается, приобрести и поставить современную аппаратуру: один микрофон отказал, у звукорежиссёра Павла – НЕТ ПУЛЬТА – 19 век! Какие могут устраиваться фуршеты с дорогим розовым шампанским в ЦДЛ, если нет самого необходимого?!

Так вот, Ваншенкин заканчивает чтением стихотворением «Седина» - о том, как после страшного боя «лейтенантик молодой в уцелевшей мылся бане»:

Убиваться — много ль прока!

Глянул в зеркальце скорей:

Показалось, будто плохо

Вымыл мыло из кудрей.

Сказал со сцены: «На заметку студентам – будущим журналистам: что такое образная деталь - седина как мыло из кудрей»!

Коллеги-писатели, особенно дамы - внимают
Коллеги-писатели, особенно дамы - внимают

Или вот – концовка стихотворения «Измена» (тут и дамы в зале внимательно замерли):

И в каком-то странном раже,

Отвернув слегка лицо,

Все сняла с себя — и даже

Обручальное кольцо.

Потрясающе!

-5

Внёс свою лепту в урок мастерства и Евгений Артюхов, который прочитал несколько блистательных миниатюр позднего Ваншенкина. Вот короткое стихотворение «Не ожидала никак»:

Сильно светила луна.

Ярко белела рубаха.

Он постучал - и она

Похорошела от страха…

«Гениально!» – воскликнул Артюхов. А я подумал вдруг: а понимают ли нынешние студенты такие поэтические тонкости? Не успел с ними поговорить-обсудить…

Студенты - внимательно слушали. Надеюсь: понимали!
Студенты - внимательно слушали. Надеюсь: понимали!

Но уверен – услышали все, поняли многие, а некоторые – возьмут на вооружение, если уже чего-то усвоили в нашей профессии.

Эту главку – вставлю в переиздаваемый учебник «Литературная работа журналиста», а про неожиданно никудышную аппаратуру – кому написать?

С Новым годом, зрелые и юные коллеги!

-7

Спасибо за фотографии - Евгению Михно!