Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

танец святого Витта

На протяжении всей истории человечества происходили необычные явления, которым, порой, предавалась мистическая интерпретация. Подобные происшествия были связаны либо с различными проявлениями природы, либо с человеческим поведением. Одним из таких эпизодов можно назвать Танцевальную манию/чуму, затрагивающую различную территорию средневековой Европы. Танцевальная мания (также известная как танцевальная чума, хореомания, танец святого Иоанна, тарантизм и танец святого Витта) – это явление, которое могло иметь биологические причины и наблюдалось в основном в континентальной Европе в период с XIV по XVII век. Оно проявлялось в том, что группы людей хаотично танцевали, иногда по несколько тысяч человек одновременно. Мания поражала взрослых и детей, которые танцевали до тех пор, пока, как утверждается, не падали без сил от истощения и травм, а иногда и умирали. Танцевальная мания, охватившая тысячи людей на протяжении нескольких столетий, не была единичным случаем и была хорошо задокументи

На протяжении всей истории человечества происходили необычные явления, которым, порой, предавалась мистическая интерпретация. Подобные происшествия были связаны либо с различными проявлениями природы, либо с человеческим поведением.

Одним из таких эпизодов можно назвать Танцевальную манию/чуму, затрагивающую различную территорию средневековой Европы.

Танцевальная мания (также известная как танцевальная чума, хореомания, танец святого Иоанна, тарантизм и танец святого Витта) – это явление, которое могло иметь биологические причины и наблюдалось в основном в континентальной Европе в период с XIV по XVII век.

-2

Оно проявлялось в том, что группы людей хаотично танцевали, иногда по несколько тысяч человек одновременно. Мания поражала взрослых и детей, которые танцевали до тех пор, пока, как утверждается, не падали без сил от истощения и травм, а иногда и умирали.

Танцевальная мания, охватившая тысячи людей на протяжении нескольких столетий, не была единичным случаем и была хорошо задокументирована в современных отчётах. Тем не менее она была плохо изучена, и методы лечения основывались на догадках. Часто танцоров сопровождали музыканты, так как считалось, что музыка помогает справиться с манией, но иногда эта тактика приводила к обратному эффекту, побуждая ещё больше людей присоединиться. Современные учёные не пришли к единому мнению относительно причин танцевальной мании. Было выдвинуто несколько теорий: от того, что за этими шествиями стояли религиозные культы, до того, что люди танцевали, чтобы снять стресс и забыть о бедности того времени. Предполагается, что это была массовая психогенная болезнь, при которой у группы людей наблюдались физические симптомы без известной физической причины, как форма социального влияния.

Самая ранняя из известных вспышек танцевальной мании произошла в VII веке. Один из самых ранних известных случаев произошёл примерно в 1020-х годах в Бернбурге, где 18 крестьян начали петь и танцевать вокруг церкви, нарушив канун Рождества службу.

В XIII веке произошли и другие вспышки, в том числе в 1237 году, когда большая группа детей отправилась из Эрфурта в Арнштадт (примерно в 20 км (12 милях)), прыгая и танцуя всю дорогу – это очень похоже на легенду о Крысолове из Гамельна, которая появилась примерно в то же время.

В 1278 году около 200 человек танцевали на мосту через реку Маас, и мост обрушился. Многие из выживших полностью восстановились в близлежащей часовне, посвящённой святому Витту.

Первая крупная вспышка мании произошла между 1373 и 1374 годами, инциденты были зарегистрированы в Англии, Германии и Нидерландах.

24 июня 1374 года в Аахене, началась одна из крупнейших вспышек чумы, которая затем распространилась на другие города, такие как Кёльн, Фландрия, Франкония, Эно, Мец, Страсбург, Тонгерен, Утрехт, а также на регионы и страны, такие как Италия и Герцогство Люксембург.

Дальнейшие эпизоды произошли в 1375 и 1376 годах во Франции, Германии и Нидерландах, а в 1381 году произошла вспышка в Аугсбурге. Дальнейшие инциденты произошли в 1418 году в Страсбурге, где люди голодали в течение нескольких дней, и вспышка, возможно, была вызвана истощением.

Танцевальная чума в Страсбурге
Танцевальная чума в Страсбурге

Во время другой вспышки в 1428 году в Шаффхаузене монах умер от истощения, и в том же году в Цюрихе группа женщин, как сообщается, впала в танцевальное безумие.

Другая из наиболее известных вспышек произошла в июле 1518 года известна как Танцевальная чума 1518 года.

Танцевальная чума 1518 года – одна из вспышек танцевальной чумы, произошедшая в Страсбурге (являвшемся на тот момент частью Священной Римской Империи) в июле 1518 года. Около 500 человек без отдыха танцевали на улицах города несколько дней подряд. За это время многие из них скончались от сердечных приступов, инсультов или физического истощения.

Начало вспышки произошло в июле 1518 года, когда женщина по фамилии Троффеа (нем. Troffea) вышла на улицу в Страсбурге и начала танцевать. Это продолжалось примерно от четырёх до шести дней. В течение недели к ней присоединились ещё 34 человека, а в течение месяца уже около 400 человек, преимущественно женщин. Многие из них погибли от сердечных приступов, инсультов или истощения. Согласно одному из свидетельств, в отдельные периоды от танцевальной чумы умирало до 15 человек в день. Событие также подтверждается различными историческими документами, включая записи врачей, местные хроники и документы городского совета.

По мере ухудшения ситуации озабоченные представители знати начали искать решение проблемы. Местные врачи исключили астрологические и сверхъестественные причины и объявили, что чума является болезнью, вызванной «горячей кровью». Тем не менее, представители местных властей решили, что больные могут излечиться от болезни, если предоставить им возможность танцевать круглосуточно. В городе были открыты два танцевальных зала и возведена деревянная сцена. Туда также были приглашены музыканты, чтобы заставлять пораженных чумой непрерывно танцевать. Когда стало ясно, что принятые меры не приводят к улучшению ситуации, местные власти напротив запретили любые увеселения в городе, включая азартные игры, проституцию, музыку и танцы. Также над поражёнными были проведены различные религиозные обряды. Через несколько недель эпидемия пошла на убыль. Большинству поражённых удалось восстановить контроль над своими телами.

Инциденты произошедщие в XVI веке, ознаменовали достижения манией своего пика: в 1536 году в Базеле с участием группы детей; и в 1551 году в Анхальте с участием всего одного мужчины.

На гравюре Гендрика Гондиуса изображены три женщины, пораженные танцевальной чумой. Гравюра основана на картине Питера Брейгеля, который предположительно лично стал свидетелем последовавшей вспышки мании в 1564 г
На гравюре Гендрика Гондиуса изображены три женщины, пораженные танцевальной чумой. Гравюра основана на картине Питера Брейгеля, который предположительно лично стал свидетелем последовавшей вспышки мании в 1564 г

Случаи зафиксированы и в XVII веке профессором медицины Грегором Хорстом.

Вспышки танцевальной мании были разными, и было зафиксировано несколько её характерных особенностей. Как правило, она возникала в трудные времена, и десятки тысяч людей танцевали часами, днями, неделями и даже месяцами.

В современной литературе женщины часто изображаются как типичные участницы танцевальной мании, хотя современные источники говорят об обратном. Также ведутся споры о том, были ли танцы спонтанными или организованными. Однако точно известно, что танцоры, казалось, находились в бессознательном состоянии и не могли себя контролировать.

В своем исследовании социальных явлений автор Роберт Бартоломью отмечает, что современные источники свидетельствуют о том, что участники часто проживали не там, где проходили танцы. Такие люди путешествовали с места на место, и по пути к ним присоединялись другие. С собой они принесли обычаи и поведение, которые были странными для местных жителей. Бартоломью описывает, как танцоры носили "странные, красочные одежды" и "держали в руках деревянные палки".

Роберт Маркс в своём исследовании гипноза отмечает, что некоторые украшали свои волосы гирляндами. Однако не во всех случаях в беспорядках участвовали иностранцы, и не все они были особенно спокойными. Бартоломью отмечает, что некоторые «разгуливали обнажёнными» и «показывали непристойные жесты» Некоторые даже вступали в половые связи. Другие вели себя как животные, прыгали, скакали и кувыркались.

Они почти не останавливались, а некоторые танцевали до тех пор, пока не ломали себе рёбра и не умирали впоследствии. На протяжении всего представления танцоры кричали, смеялись или плакали, а некоторые пели. Бартоломью также отмечает, что к тем, кто наблюдал за танцевальной манией, иногда применяли насилие, если они отказывались присоединиться. Участники демонстрировали странную реакцию на красный цвет; в «Истории безумия в Германии XVI века» Мидельфорт пишет, что они «совершенно не воспринимали красный цвет», а Бартоломью сообщает, что «говорили, что танцоры не могли стоять... красный цвет часто вызывает у него агрессию при виде [него]".

Бартоломью также отмечает, что танцоры «не выносили остроносых туфель» и что им нравилось, когда их били по ногам. Те, кто страдал танцевальной манией, испытывали различные недомогания, в том числе боли в груди, судороги, галлюцинации, гипервентиляцию, эпилептические припадки, а также видения. В конце концов большинство просто падало без сил от изнеможения. Однако Мидельфорт описывает, как некоторые впадали в состояние экстаза. Как правило, мания была заразной, но часто поражала небольшие группы, например семьи и отдельных людей.

Реакции

Поскольку истинная причина танцевальной мании была неизвестна, многие методы лечения представляли собой лишь попытки, основанные на надежде, хотя в некоторых случаях они были эффективны. Вспышка 1374 года произошла всего через несколько десятилетий после Чёрной смерти, и с ней боролись схожим образом: танцоров изолировали, а некоторых изгоняли. Люди верили, что танцы – это проклятие, посланное святым Виттом; в ответ они молились и совершали паломничества в места, посвящённые святому Витту.

Также возносились молитвы Святому Иоанну Крестителю, который, по мнению некоторых, тоже был причиной танцев. Другие утверждали, что в них вселились демоны, или Сатана, поэтому экзорцизм часто проводили над танцорами. Бартоломью отмечает, что во время танцев часто играла музыка, так как считалось, что это эффективное средство, а во время некоторых вспышек даже нанимали музыкантов. Мидельфорт описывает, как музыка побуждала других присоединиться к веселью и тем самым усугубляла ситуацию, как и танцевальные площадки, которые иногда устраивались.

Теории

Было выдвинуто множество гипотез о причинах танцевальной мании, но до сих пор неясно, было ли это настоящей болезнью или социальным феноменом. Одна из наиболее распространённых теорий гласит, что жертвы страдали от отравления спорыньёй, которое в Средние века было известно как «огонь святого Антония». Во время наводнений и в сырую погоду спорынья могла разрастаться и поражать рожь и другие культуры. Некоторые историки связывают отравление спорыньёй с такими явлениями, как «пляшущая чума» в период позднего Средневековья и Возрождения и даже с истерией вокруг салемских ведьм, как предположил Оливер Сакс. Отравление спорыньёй может вызывать галлюцинации и судороги, но не может объяснить другое странное поведение, которое чаще всего связывают с пляшущей манией.

Согласно другим теориям, симптомы были похожи на энцефалит, эпилепсию и тиф, но, как и в случае с эрготизмом, эти заболевания не могут объяснить все симптомы.

Во многих источниках говорится о том, что танцевальная мания и тарантеллы могли быть просто следствием стресса и напряжения, вызванных стихийными бедствиями того времени такими как эпидемии и наводнения. Повторяющиеся волны Чёрной смерти и другие стихийные бедствия в сочетании с началом Реформации создавали для жителей Европы атмосферу неопределённости и трудностей в тот период.

Хетерингтон и Манро описывают танцевальную манию как результат «совместного стресса»: люди могли танцевать, чтобы избавиться от стресса и бедности и таким образом попытаться достичь экстаза и увидеть видения.

Другая популярная теория заключается в том, что все вспышки были инсценированы и странное поведение было вызвано непривычностью происходящего. Религиозные культы могли представлять собой хорошо организованные танцы в соответствии с древнегреческими и древнеримскими ритуалами. Несмотря на то, что в то время эти ритуалы были запрещены, их можно было проводить под видом неконтролируемой танцевальной мании. Юстус Хекер, писатель-медик XIX века, описывал это как своего рода праздник, во время которого проводилась практика, известная как «разжигание Нодфира». Для этого нужно было прыгать через огонь и дым, чтобы защититься от болезней. Бартоломью отмечает, что участники этого ритуала часто продолжали прыгать ещё долго после того, как пламя угасало.