В книге про московский метрополитен 1948 года есть некоторые сведения про станции нашей ветки метро.
Выписал то что есть в книжке..
Мы всё реже вспоминаем что станция метро Театральная когда то называлась "Площадь Свердлова" (5 нояб. 1990)
Из трёх центральных станций только Площадь Революции сохранила первоначальное название. Сегодняшний «Охотный ряд» сначала был «Охотный ряд», потом «им. Кагановича», потом долгое время назывался «Проспект Маркса» (1961-1990)
«... Станция Площадь Свердлова (автор И. А. Фомин) расположена под центральной площадью Москвы, где разместились крупнейшие театры столицы...»
«...Стены и пилоны станции облицованы светлым мрамором. Прекрасен Прохоро-баландинский мрамор цвета слоновой кости, обладающий богатейшим рисунком сероватых прожилок. По своей красоте он не уступает лучшим итальянским мраморам. Строгие полуколонны, выполненные из крупных блоков этого мрамора, прорезаны по вертикали желобками (каннелюрами), выделяясь на фоне гладких мраморных пилонов.
Свод центрального зала станции обработан ромбическими кессонами, в которых вкомпонованы фарфоровые барельефы на тему театрального искусства. Блестящая поверхность барельефов, местами покрытая позолотой, бронза светильников и решеток, в сочетании с белизной мрамора стен и колонн, придают станции парадный, праздничный характер.
Станция Маяковская занимает особое место в ряду станций московского метрополитена. Здесь все отличается новизной и свежестью мысли, начиная от конструктивного решения и кончая архитектурой...»
«...Несмотря на большую глубину заложения, конструкции станции настолько облегчены, что пространство станционного зала зрительно ничем не отличается от залов наземных сооружений. Творческая мысль советской техники как бы опрокинула прежнее представление о тяжести конструкций глубоких подземных сооружений и дала совершенно новое, смелое инженерное решение задачи. И оно так гармонирует с ломающим старые формы творчеством Маяковского!
В архитектурной обработке станции применен новый материал - нержавеющая сталь; она растекается по многочисленным колоннам и аркам, оживляя все пространство станционного зала. Отсутствие пилонов придало станции ажурный характер. Она кажется выше благодаря глубоким куполам в перекрытии. Необычайной элиптической формы, они подсвечены по периметру чашами светильников; в глубине куполов -- живописные панно на темы новой жизни, выполненные в мозаике из смальты. Общим фоном композиции служит голубое небо, что создает на станции еще большее ощущение высоты и простора.
В грозные дни Великой Отечественной войны, когда враг рвался к сердцу Советской страны, к Москве, на станции Маяковская происходило торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся, на котором выступил товарищ Сталин. «Наше дело правое, победа будет за нами» - эти слова вождя, полные непоколебимой уверенности в разгроме врага, прозвучали на весь мир как приговор фашизму.
Макет части станции, изготовленный в натуральную величину, демонстрировался в 1938 году на Международной выставке в Нью-Йорке,
где пользовался большим успехом. Автор этой станции архитектор A. Н. Душкин.
Станция «Динамо»
Десятки тысяч москвичей в дни спортивных соревнований устремляются к крупнейшему стадиону столицы «Динамо», расположенному в одном из лучших московских парков.
Два изящных вестибюля, сооруженных против стадиона, служат входами на станцию метрополитена Динамо...»
«...Архитектура ее посвящена теме советского спорта (авторы - Д. Н. Чечулин, Я. Г. Лихтенберг и Ю. А. Ревковский). Оба вестибюля окружены с трех сторон белыми колоннами из естественного камня-известняка. Колонны четко выделяются на фоне терракотовых стен. Стены четвертой стороны павильонов украшены большими барельефами с изображением групп физкультурников. Павильоны просторны и вместительны; в них много дверей и касс; они рассчитаны на большие потоки пассажиров. Отделка вестибюлей выделяется простотой и изяществом.
Станционные залы сооружены на большой глубине, и к ним ведут две системы эскалаторов. Залы облицованы Тагильским мрамором, отличающимся бурным рисунком различных оттенков, начиная от ярко- красного и кончая серовато-фиолетовым. Угловые пилястры пилонов увенчаны бронзовыми капителями. Между пилястрами помещены декоративные панели коврового рисунка с инкрустацией из разноцветных мраморов. В качестве декоративного подсвета использован прозрачный мрамор Оникс, за которым скрыты источники освещения. Подсвеченный мрамор дает богатую игру красок золотисто-оранжевой гаммы. Своды украшены круглыми фарфоровыми медальонами с рельефными изображениями физкультурников - девушки с гранатой, фигуристки, метателя диска, бегуна и других...»
Станция Аэропорт (авторы - архитекторы В. С. Виленский и В. В. Ершов) неглубокого заложения. Пространство станционного зала перекрыто огромным железобетонным сводом, создающим ощущение большого простора. ..»
«... Архитектурная обработка зала посвящена теме советской авиации. Динамичный веерообразный рисунок на мраморных панелях стен, продолжение этого рисунка в виде линий тяг на своде, огромное пространство зала, не загроможденное промежуточными опорами, - все это создает иллюзию небесного простора. Она усиливается ярким светом хрустальных и бронзовых люстр, помещенных на своде...»
Про Сокол ничего не написано... наверное слова закончились...
Интересный момент - на фото перехода часы на колоннах станции, напротив схода с лестниц. Сейчас их нет.
Фото отсюда