Найти в Дзене
Репетитор Иванова

Почему ребёнок слышит слова, но не понимает смысла

и как это исправить Когда мы говорим, что ребёнок "не понимает", мы обычно имеем в виду, что он что-то не так сделал. Не выполнил инструкцию, несколько раз переспросил, несколько раз ошибся. И сразу мы представляем, что это виноват ребёнок. Он недостаточно внимателен, недостаточно старается, недостаточно мотивирован. Но если смотреть на речь не в бытовом, а в функциональном смысле, то тогда мы увидим, что она и на этапе декодирования тоже не монолитна, а состоит из звеньев. Это тоже, как и кодирование (то есть говорение - речь ребёнка) процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. Итог может быть одинаковым ("не понимает"), но на каком из этапов произошёл сбой? Итак, как же ребёнок "понимает" сказанное нами? Сначала он выделяет нашу речь из общего фона. Шумный класс, отвлекающие звуки, включенный телевизор, открытое окно - всё это может создавать дополнительную нагрузку на мозг. Что для взрослого кажется ерундой, для младшего школьника представляет довольно большую проблем

и как это исправить

Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

Когда мы говорим, что ребёнок "не понимает", мы обычно имеем в виду, что он что-то не так сделал. Не выполнил инструкцию, несколько раз переспросил, несколько раз ошибся. И сразу мы представляем, что это виноват ребёнок. Он недостаточно внимателен, недостаточно старается, недостаточно мотивирован.

Но если смотреть на речь не в бытовом, а в функциональном смысле, то тогда мы увидим, что она и на этапе декодирования тоже не монолитна, а состоит из звеньев. Это тоже, как и кодирование (то есть говорение - речь ребёнка) процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. Итог может быть одинаковым ("не понимает"), но на каком из этапов произошёл сбой?

Итак, как же ребёнок "понимает" сказанное нами? Сначала он выделяет нашу речь из общего фона. Шумный класс, отвлекающие звуки, включенный телевизор, открытое окно - всё это может создавать дополнительную нагрузку на мозг. Что для взрослого кажется ерундой, для младшего школьника представляет довольно большую проблему.

На следующем шаге идёт фонематическая обработка. Это различение звуков, удержание их последовательности. При нормальном слухе, но недостаточной зрелости этой функции сигнал может искажаться.

Дальше идёт узнавание слов. И здесь часто возникает ошибка взрослых: «он знает все слова, значит понимает». Но после слов мозг должен разобрать структуру предложения. Кто что сделал. Что к чему относится. Где причина, где следствие. Особенно трудны инверсии и сложные конструкции. Если синтаксический разбор не состоялся, смысл не собирается, даже если каждое слово знакомо.

И, наконец, самый энергозатратный этап — семантическая интеграция. Построение целостного смысла и логических связей. Здесь часто «ломается» понимание у детей с дислексией и высокой утомляемостью. Ребёнок может прочитать фразу, но не извлечь из неё смысла.

Только после всех этих этапов у ребёнка появляется прагматическое понимание, чего от него хотят и что ему нужно сделать. И этот уровень тоже ещё нестабилен у младших школьников.

Также важно помнить, что каждый этап потребляет когнитивные ресурсы. Если нижние уровни работают с напряжением, то до осмысления процесс просто не доходит. Отсюда типичная картина: ребёнок слушал, читал, кивал и всё равно сделал не так. Это не игнорирование, а истощение ресурса. Дополнительная сложность состоит в том, что при живом общении понимание поддерживается интонацией, жестами, возможностью переспроса. А в учебной ситуации, особенно при чтении, этих опор нет. Поэтому, например, ребёнок может отлично понимать бытовую речь и теряться в учебных инструкциях. Фраза же «он же понимает, когда я объясняю» ничего не доказывает. Это разные режимы декодирования и разная нагрузка.

Школа редко различает уровни понимания. Если ребёнок не справился, то очень часто делают вывод о его невнимательности или лени. Но без понимания, на каком этапе произошёл сбой, помощь превращается в давление.

⚙️Мы не тренируем понимание усилием воли. Мы создаём условия, в которых система декодирования работает устойчиво. И тогда смысл появляется не как результат нажима, а как естественный итог правильно распределённой нагрузки.

В следующих статьях я буду говорить о том, как асимметрия кодирования и декодирования становится педагогической ловушкой и почему она лежит в основе многих школьных трудностей.