Найти в Дзене
Это Было Интересно

Рузвельт и Сталин: от недоверия к альянсу, который спас мир

Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент Соединённых Штатов, возглавлявший страну в годы Второй мировой войны, остаётся одной из ключевых фигур мировой политики XX века. Известный борец с коммунизмом, Рузвельт всё же демонстрировал удивительную гибкость в отношениях с Советским Союзом, особенно после знакомства с Иосифом Сталиным. Ещё до нападения Германии на СССР его отношение к коммунизму оставалось непримиримым. «Я не могу принять коммунизм. Этого не можете принять и вы. Но чтобы пройти этот мост, я пожму руку даже дьяволу», — признался президент послу США в СССР Джозефу Дэвису. Примечательно, что изначально отношение Рузвельта к Сталину было сдержанно снисходительным, частично из-за происхождения советского лидера. Когда один из советников заявил, что Сталин — бандит и вести с ним дела как с джентльменом не стоит, президент парировал: «Нет, мы будем вести себя с ним как с джентльменом, и он постепенно перестанет быть бандитом». Резкий перелом в восприятии Сталина произошёл после ли

Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент Соединённых Штатов, возглавлявший страну в годы Второй мировой войны, остаётся одной из ключевых фигур мировой политики XX века. Известный борец с коммунизмом, Рузвельт всё же демонстрировал удивительную гибкость в отношениях с Советским Союзом, особенно после знакомства с Иосифом Сталиным. Ещё до нападения Германии на СССР его отношение к коммунизму оставалось непримиримым. «Я не могу принять коммунизм. Этого не можете принять и вы. Но чтобы пройти этот мост, я пожму руку даже дьяволу», — признался президент послу США в СССР Джозефу Дэвису.

Примечательно, что изначально отношение Рузвельта к Сталину было сдержанно снисходительным, частично из-за происхождения советского лидера. Когда один из советников заявил, что Сталин — бандит и вести с ним дела как с джентльменом не стоит, президент парировал: «Нет, мы будем вести себя с ним как с джентльменом, и он постепенно перестанет быть бандитом».

Резкий перелом в восприятии Сталина произошёл после личной встречи на Тегеранской конференции в 1943 году. Рузвельт отмечал: «Я отлично поладил с маршалом Сталиным. Этот человек сочетает в себе огромную, непреклонную волю и здоровое чувство юмора; душа и сердце России имеют в нём своего истинного представителя. Верю, что мы и впредь будем хорошо ладить с ним и со всем русским народом».

Президент США не скрывал признания вклада СССР в общую борьбу с нацистской Германией. В апреле 1942 года он писал: «На европейском фронте самым важным событием прошедшего года стало сокрушительное контрнаступление великой русской армии против мощной германской группировки. Русские войска уничтожили и продолжают уничтожать больше живой силы, самолётов, танков и пушек нашего общего врага, чем все остальные объединённые нации вместе взятые».

-2

Позднее, на Ялтинской конференции 1945 года, Рузвельт подтвердил готовность дружить с Советским Союзом и после войны: «Доверяем же мы им сейчас. Какие у нас основания не доверять им завтра?» А уже в июле 1943 года он заявлял: «Под руководством маршала Иосифа Сталина русский народ показал пример любви к родине, твердости духа и самопожертвования, какого мир ещё не знал. После войны наша страна всегда будет рада поддерживать отношения добрососедства и искренней дружбы с Россией, чей народ, спасая себя, помогает спасению всего мира от нацистской угрозы».

К сожалению, смерть Рузвельта в апреле 1945 года положила конец эпохе личного доверия и дружбы между лидерами двух держав, и последующие отношения СССР и США не смогли сохранить того уровня сотрудничества, который демонстрировал Ф.Д. Рузвельт при жизни.

Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях