Найти в Дзене
РЯБИНИН life

Как превратить хаос в культурное арт-пространство. Пример Нижнего Новгорода

Нижегородцы смогли приятно удивить меня — законченного циника, редко дающего столь позитивные оценки происходящим на уровне городской среды метаморфозам. И это всего за три полноценных дня, проведенных в изучении туристической и культурной составляющей города, тогда как планировалось просто погулять и в очередной раз написать о красивых домиках и прочей мишуре. Нижний Новгород оказался глубже и интереснее, и это только одна из статей, которые я опубликовал и которые будут опубликованы на моем канале в Дзен. Сегодня речь пойдет про создание объектов культурного и творческого назначения. Переформатирование неиспользуемых территорий и пространств, открывающее новые перспективы и грани города. Металлические конструкции пакгаузов были созданы в Петербурге в 1882 году для центрального павильона Всероссийской промышленной и художественной выставки в Москве. После завершения выставки часть конструкций оказалась в Нижнем Новгороде, где были задействованы для строительства павильона для Промышл
Оглавление

Нижегородцы смогли приятно удивить меня — законченного циника, редко дающего столь позитивные оценки происходящим на уровне городской среды метаморфозам. И это всего за три полноценных дня, проведенных в изучении туристической и культурной составляющей города, тогда как планировалось просто погулять и в очередной раз написать о красивых домиках и прочей мишуре.

Нижний Новгород оказался глубже и интереснее, и это только одна из статей, которые я опубликовал и которые будут опубликованы на моем канале в Дзен.

Сегодня речь пойдет про создание объектов культурного и творческого назначения. Переформатирование неиспользуемых территорий и пространств, открывающее новые перспективы и грани города.

Пакгаузы на Стрелке. Нижний Новгород. Фото: "Центр 800"
Пакгаузы на Стрелке. Нижний Новгород. Фото: "Центр 800"

Пакгаузы на Стрелке. Из промышленной зоны в культурный кластер.

Металлические конструкции пакгаузов были созданы в Петербурге в 1882 году для центрального павильона Всероссийской промышленной и художественной выставки в Москве. После завершения выставки часть конструкций оказалась в Нижнем Новгороде, где были задействованы для строительства павильона для Промышленно-художественной выставки 1896 года из соображений экономии.

Позже конструкции были выкуплены пароходной компанией и перенесены на Сибирскую пристань (ныне территория Стрелки), став основой для складов. Красивые ажурные конструкции были скрыты за каменными стенами пакгаузов, пока не были обнаружены в 2015 году во время осмотра перед планируемым сносом старых складов. В 2017 году металл был очищен, стены разобраны, а воздушные конструкции получили вторую жизнь — став одной из популярных достопримечательностей города.

Пакгаузы на Стрелке. Нижний Новгород. Фото: "Центр 800"
Пакгаузы на Стрелке. Нижний Новгород. Фото: "Центр 800"

На этом история, начатая в 1882 году не закончилась. В 2022 году внутри металлических конструкций были построены два павильона по проекту архитектурного бюро СПИЧ, ставшие концертным и выставочным залами.

Пакгаузы сохранили свое наименование, хотя стали уже не промышленной зоной, а культурным объектом, имеющим немаловажную значимость не только для туристов, но и для жителей Нижнего Новгорода. Здесь проходят концерты, организуются выставки. Сюда приходят просто погулять и, конечно, поснимать необычные кадры необычной архитектуры и окружения, особенно в свете присвоения городом еще одного статуса — столицы закатов.

Пакгаузы на Стрелке. Нижний Новгород. Фото: "Центр 800"
Пакгаузы на Стрелке. Нижний Новгород. Фото: "Центр 800"

Использовать промышленные зоны для формирования жилых или офисных центров не ново, да и арт-пространства на базе «промки» известны по ряду московских (и не только) проектов. Однако нижегородцы сумели показать пример не просто использования промышленных объектов, а умелой оценки потенциала этих объектов и формирования их культурной и художественной ценности в рамках развития городских территорий и городских проектов. А могли бы просто разломать и отправить на лом целую страницу истории, ставшую настоящим центром притяжения.

Пакгаузы на Стрелке. Нижний Новгород. Фото: Михаил Рябинин
Пакгаузы на Стрелке. Нижний Новгород. Фото: Михаил Рябинин

Впервые нижегородские пакгаузы я увидел, приехав в город на автодоме. С них началось мое изучение городских пространств, и как фотограф не мог обойти стороной атмосферное «оформление» территории. Историю металлических конструкций я узнаю намного позже, но это не изменит впечатлений и оценки.

Выставка коллектива TUNDRA в арт-пространстве "ЦЕХ". Нижний Новгород. Фото: М. Рябинин
Выставка коллектива TUNDRA в арт-пространстве "ЦЕХ". Нижний Новгород. Фото: М. Рябинин

Мультимедиа арт-пространство «ЦЕХ"

Еще одно творческое переосмысление производственных площадей в бывшем печатном цеху «Нижполиграфа» — мультимедиа арт-пространство «ЦЕХ», созданное в 2020 году компанией Dreamlaser при поддержке «Центр 800» и архитектурного бюро «Plombir».

1000 квадратных метров ставших неактуальными площадей стали шагом между обывателем и современным медиаискусством.

Выставка коллектива TUNDRA в арт-пространстве "ЦЕХ". Нижний Новгород. Фото: М. Рябинин
Выставка коллектива TUNDRA в арт-пространстве "ЦЕХ". Нижний Новгород. Фото: М. Рябинин

Изучая предновогодний Нижний Новгород мне удалось побывать в «Цеху» на выставке коллектива художников TUNDRA.

Кажется совсем недавно я погружался в симбиоз звука, света и форм на фестивале «НУР» в Казани, и вот я снова ощущаю те же самые вибрации где-то на уровне физической потери ориентации и погружения в мир «матрицы». Это невозможно передать словами или фотографиями — это надо почувствовать!

Выставка коллектива TUNDRA в арт-пространстве "ЦЕХ". Нижний Новгород. Фото: М. Рябинин
Выставка коллектива TUNDRA в арт-пространстве "ЦЕХ". Нижний Новгород. Фото: М. Рябинин

Производственные помещения — это огромные площади, которые можно снести и построить очередные «человейники», руководствуясь только жаждой денег, а можно превратить в возможности для творческих людей и молодежи, ищущей своей самореализации. Это ли не формирование будущего и поиск той самой национальной аутентичности, выраженное в создании собственных объектов современного искусства и арт-резиденций?!

Студия "Тихая". Нижний Новгород. Фото: Михаил Рябинин
Студия "Тихая". Нижний Новгород. Фото: Михаил Рябинин

Студия «ТИХАЯ»

И раз коснулся идеи создания арт-резиденций, нельзя не упомянуть еще один творческий проект Нижнего Новгорода — студию «Тихая».

Мне довелось познакомиться не только с резидентами студии, но и с тем, как на фундаменте исторического жилого фонда был реализован творческий проект, совмещающий мастерские, выставочные зоны, место встречи и мероприятий, а также настоящую творческую лабораторию.

Студия "Тихая". Нижний Новгород. Фото: Михаил Рябинин
Студия "Тихая". Нижний Новгород. Фото: Михаил Рябинин

Студия «Тихая» появилась в 2015 году, но отличается она не просто интересной идеей формирования творческого и выставочного пространства… лучше всего процитировать определение авторов проекта:

В основе деятельности мастерской — самоорганизация художников-резидентов и их единомышленников, совместно работающих над развитием городской художественной среды.
Студия "Тихая". Нижний Новгород. Фото: Михаил Рябинин
Студия "Тихая". Нижний Новгород. Фото: Михаил Рябинин

Студия организует не только возможность творчества для резидентов и приглашенных авторов, но и экскурсии для всех желающих, кто хочет погрузиться и познакомиться в работу студии и происходящие в ней процессы.

Экскурсии, продажа мерча (дизайнерских предметов, одежды и аксессуаров), отчисления авторов реализованных работ и поддержка меценатов позволяют существовать не только студии, но и воплощать идеи в жизнь. В том числе и некоммерческие проекты.

Студия "Тихая". Нижний Новгород. Фото: Михаил Рябинин
Студия "Тихая". Нижний Новгород. Фото: Михаил Рябинин

В качестве заключения

Мне казалось, что я знаю про Нижний Новгород достаточно, но оказалось, что сделал всего лишь первый шаг в его изучение. Город не идеален: ужасная логистика транспортной среды, грязно-солевые ванны и другие «прелести» областного центра. Однако то, что мне удалось увидеть и с кем пообщаться, с лихвой перекрыли эмоциями и впечатлениями ворчание на недостатки.

Искусство и люди, реализация идей и творческие инициативы — это путь к формированию позитивной атмосферы в любом населенном пункте, а для крупных городов это «обязательная программа», а не работа по остаточному принципу. Но про логистику городской транспортной среды и грязь на улицах тоже не стоит забывать...