Найти в Дзене
В море книг

Забытая энциклопедия жизни

Стендаль "Красное и чёрное" Красные полотнища великой гвардии Наполеона и черная всёобволакивающая смиренная сутана священника, нищета провинции и блеск богатых парижских домов, служение и лесть, любовь и смерть. О, это – великий роман, это целая энциклопедия жизни! Причем, актуальность её в наши, как ни странно, возрастает. Речь идёт о прекрасном и мощном, но, увы, забытом романе Стендаля «Красное и черное». Я прочел немало восторженных отзывов о нём, читая знаменитые «Французские тетради» Ильи Григорьевича Эренбурга. Эренбург писал, что роман «Красное и черное» помогает ему жить, служит жизненным ориентиром. По мнению Ильи Григорьевича, «Красное и черное» один из лучших романов французской классики. Естественно, при таком впечатлении от романа, тут же отложил публицистические очерки Эренбурга и принялся читать «Красное и черное». «Ах, романы! - скажет иной читатель, - устаревающий жанр литературы». Как сказал однажды Сен-Реаль: «Роман – это зеркало, с которым идёшь по большой дороге»

Стендаль "Красное и чёрное"

Красные полотнища великой гвардии Наполеона и черная всёобволакивающая смиренная сутана священника, нищета провинции и блеск богатых парижских домов, служение и лесть, любовь и смерть. О, это – великий роман, это целая энциклопедия жизни! Причем, актуальность её в наши, как ни странно, возрастает. Речь идёт о прекрасном и мощном, но, увы, забытом романе Стендаля «Красное и черное». Я прочел немало восторженных отзывов о нём, читая знаменитые «Французские тетради» Ильи Григорьевича Эренбурга. Эренбург писал, что роман «Красное и черное» помогает ему жить, служит жизненным ориентиром. По мнению Ильи Григорьевича, «Красное и черное» один из лучших романов французской классики. Естественно, при таком впечатлении от романа, тут же отложил публицистические очерки Эренбурга и принялся читать «Красное и черное».

«Ах, романы! - скажет иной читатель, - устаревающий жанр литературы». Как сказал однажды Сен-Реаль: «Роман – это зеркало, с которым идёшь по большой дороге». Не без помощи романов читатели познают человеческие отношения, их многогранные особенности. Из романов мужчины постигают и переносят в жизнь взгляды на отношение к Женщине, к любви, узнают манеры поведения в обществе. Где еще можно узнать ответы на животрепещущие вопросы о том, как понравиться Женщине, как завоевать её любовь? Романы обогащают наш жизненный опыт, наши манеры, наш словарно-фразеологический запас. В конце концов, романы учат нас жить. Конечно, увлекаться ими не стоит, романы бывают разными по качеству написания, по содержанию. Но пренебрегать романами – большая ошибка.

Стендаль имел математический склад ума. В 1799 году он приехал в Париж поступать в высшую Политехническую школу. Но, увлёкшись идеями Наполеона, поступил на службу в армию. Позже, когда он рассказывал о своём литературном творчестве, говорил, что хотел описать всю механику чувств, описать каждое движение душевных волнений. В романе «Красное и черное» удивительно описаны все тончайшие нити переживаний, черты характеров героев. Очень хорошо чувствуется ритм повествования. Если Тургеневу удавалось великолепно описывать природу, то Стендаль прекрасно описывал характеры, душевный трепет. Критики писали: «У «Красного и черного» открытая и стройная, одностержневая композиция, она позволяет сосредоточиться не столько на происшествиях, сколько на переживаниях. Ритм рассказа подчинен той же задаче, в нем нет плавного нарастания от завязки к высшему напряжению, он нарочито неровен: замедленное течение аналитико-психологических отрывков чередуется со скупыми и беглыми зарисовками, затем уступает место стремительному рывку в узловых и поворотных моментах, чтобы вскоре опять войти в русло неторопливых наблюдений за мельчайшими оттенками сердечных перемен. Тщательно продуманы гибкие переходы от самораскрытия Жюльена во внутренних монологах к несвободно-прямой речи, где точки зрения писателя и героя как бы совмещены, от афористического диалога, лишь подводящего черту под известным нам во всех извивах становлением мысли, — к стороннему авторскому комментарию по ходу дела, от краткой передачи атмосферы — к эпизоду. Стендаль не раз повторял, что без математически строгого, предельно простого стиля текучий, изменчивый поток, образующий самую для него важную историю духовных поисков и открытий, существовать не может.

Сериал "Красное и черное" 1976 г. СССР Матильда де ля Моль (Н. Белохвостикова) и Жюльен Сорель (Н. Ерёменко мл)
Сериал "Красное и черное" 1976 г. СССР Матильда де ля Моль (Н. Белохвостикова) и Жюльен Сорель (Н. Ерёменко мл)

Очищенный от витиеватых красивостей, жертвующий всеми изысками ради сути, шероховатый и естественный слог Стендаля не ворожит, не зачаровывает, а прежде всего пробуждает и держит в постоянной напряженности наше аналитическое сознание, подчеркивая по-своему захватывающую поэзию «Красного и черного». Ее особая неотразимость — в приобщении нас к работе всепроникающего интеллекта, не останавливающегося ни перед какими запретами, не довольствующегося приблизительными намеками и разрывающего все покровы в своей жажде докопаться до заботливо оберегаемых секретов сознания, распутать и сделать явной подспудную логику сердца, в которой преломилась логика времени».

Что нового почерпнёт для себя современный читатель? Он научится более тонко чувствовать Женщину. Стендаль прекрасно показывает, как, при каких обстоятельствах и что говорить Женщине. Причем, не молотить, абы какую чепуху, а вести разговоры на серьёзные темы и при этом, не прослыть занудой.

«Госпожа де Реналь принадлежала к числу тех провинциалок, которые на первых порах знакомства легко могут показаться глупенькими. У нее не было никакого житейского опыта, и она совсем не старалась блеснуть в разговоре. Одаренная тонкой и гордой душой, она в своем безотчетном стремлении к счастью, свойственном всякому живому существу, в большинстве случаев просто не замечала того, что делали эти грубые люди, которыми ее окружила судьба.
Сериал "Красное и черное" 1976 г. СССР  госпожа де Реналь (акт. Н.Бондарчук)
Сериал "Красное и черное" 1976 г. СССР госпожа де Реналь (акт. Н.Бондарчук)
Будь у нее хоть какое-нибудь образование, она, несомненно, выделялась бы и своими природными способностями, и живостью ума, но в качестве богатой наследницы она воспитывалась у монахинь, пламенно приверженных «Святому сердцу Иисусову» и воодушевленных кипучей ненавистью ко всем тем французам, которые считались врагами иезуитов. У г-жи де Реналь оказалось достаточно здравого смысла, чтобы очень скоро забыть весь тот вздор, которому ее учили в монастыре, но она ничего не обрела взамен и так и жила в полном невежестве. Лесть, которую ей с юных лет расточали как богатой наследнице, и несомненная склонность к пламенному благочестию способствовали тому, что она стала замыкаться в себе. На вид она была необыкновенно уступчива и, казалось, совершенно отреклась от своей воли, и верьерские мужья не упускали случая ставить это в пример своим женам, что составляло предмет гордости г-на де Реналя; на самом же деле ее обычное душевное состояние было следствием глубочайшего высокомерия. Какая-нибудь принцесса, которую вспоминают как пример гордыни, и та проявляла несравненно больше внимания к тому, что делали окружающие ее придворные, чем проявляла эта такая кроткая и скромная с виду женщина ко всему, что бы ни сделал или ни сказал ее супруг. До появления Жюльена единственное, на что она, в сущности, обращала внимание, были ее дети. Их маленькие недомогания, их огорчения, их крохотные радости поглощали всю способность чувствовать у этой души. За всю свою жизнь г-жа де Реналь пылала любовью только к господу богу, когда воспитывалась в монастыре Сердца Иисусова в Безансоне.»

Роман Стендаля «Красное и черное» прекрасное пособие по искусству интриг. Интрига в обществе была, есть и будет. И на примере главного героя Жюльена Сореля мы можем наблюдать все грани искусных интриг. Стоит заметить, что в романе интриги вовсе не наскучивают читателю. Они присутствуют в форме лёгкого обрамления того или иного эпизода. Возьмём интересный вопрос: как интриге помогает одежда? Иными словами, каждый, кто вовлечен в управление или во взаимодействие с различными людьми, найдёт для себя немало интересного и полезного.

«Жюльен теперь был настоящий денди и вполне овладел искусством жить в Париже. Он держался с м-ль де Ла-Моль с изысканной холодностью. У него, казалось, не сохранилось и тени воспоминания о тех давно минувших днях, когда она потешалась, расспрашивая, как это он так ловко свалился с лошади.
Х\ф "Красное и черное" 1954 г. Франция Жерар Филип (слева) в роли Жюльена Сореля
Х\ф "Красное и черное" 1954 г. Франция Жерар Филип (слева) в роли Жюльена Сореля
Мадемуазель де Ла-Моль нашла, что он вырос и побледнел. В его фигуре, в манере держаться теперь уже не было ничего провинциального, а вот в манере говорить что-то было не совсем так: в его разговоре все еще чувствовалось слишком много серьезности, положительности. Впрочем, невзирая на эти разумные свойства и благодаря присущей ему гордости, это не производило впечатления подчиненности; чувствовалось только, что он все еще слишком многому придает значение. Однако сразу можно было сказать, что этот человек не отступится от того, что он говорит.»

Что же главное в этой жизни? Вот вопрос, который решает Жюльен Сорель. В преддверии смерти он постигает тщетность своих честолюбивых грез. И тогда разум помогает юноше стать самим собой и узреть счастье там, где оно не химерично. Он ошибался, дав себя поглотить заботам о карьере. Он ошибался в ближних, ослепленный внешним блеском и словесной мишурой. Единственные часы ничем не отравленного блаженства, выпавшие ему на долю, — летние вечера в саду, когда он, переполненный нежностью и сладостными мечтами, трепеща и ликуя, сжимал руку госпожи де Реналь, а липы над головой тихо шелестели и издалека доносился лай собак на мельнице… Единственный друг, который был у него, — застенчивый, неловкий Фуке, который когда-то смущал его добросердечной грубоватостью манер и простонародным выговором. В тюрьме ожидающий казни переживает очищение; в нем просыпается лежавшее дотоле под спудом великодушие, склонность к мечтательной задумчивости, щедрая доброта, душевное тепло — все то, что он раньше скрывал даже от самого себя.

Я давно знал об этом романе. Помню в далёком детстве шел фильм «Красное и черное» с неподражаемым Жераром Филипом. Фильм был снят в 1954 году режиссёром Клодом Отан-Лора. Помню, как пустели улицы в 1976 году, когда по телевизору шел пятисерийный фильм, снятый советским режиссером Сергеем Герасимовым. В роли Жюльена Сореля Николай Ерёменко младший, Наталья Белохвостикова в роли Матильды де ля Моль. «Ах, вот это любовь!» - всхлипывали наши мамы, рассказывая, как Наталья Белохвостикова везла отрубленную голову Николая Ерёменко в карете. И сами же потом смеялись над своими словами. А мужики картинно вздыхали, что их оторванную в политотделе голову никто в такси не повезёт. Тяжела мужицкая участь! Есть еще одна французская экранизация 1996 года. Но там и говорить не о чем, Примитив, дальше некуда!

Сериал "Красное и черное" 1976 г. СССР Матильда де ля Моль (Н. Белохвостикова)  везёт голову Жульена Сореля
Сериал "Красное и черное" 1976 г. СССР Матильда де ля Моль (Н. Белохвостикова) везёт голову Жульена Сореля

Роман «Красное и черное», безусловно, необходимо только читать. Ибо все экранизации романа не дадут вам и десяти процентов от той мудрости, от тех знаний, нюансов и тонкостей, которые заложены в книге. Знаете, это как любить спорт: одни ходят на стадион и занимаются ради здоровья. Другие тоже любят спорт, лёжа на диване с банкой пива и просматривая спортивные телепередачи. Как-то разговаривал со знакомой. Она – врач-невролог. С горечью рассказывала о том, что старческие проблемы стремительно молодеют. К пятидесяти годам некоторые люди перестают понимать серьёзные книги. Уже не хватает, цепкости ума, внимания, усидчивости. Постоянно теряется смысл. Врач давала задание пятерым пациентам прочесть роман «Красное и черное» и ни один не смог прочесть до конца, постоянно теряли нить повествования. И это не может не тревожить. Действительно, роман сложен, но чертовски интересен.
А я пожалел, что, просмотрев советскую экранизацию, не прочитал «Красное и черное» в более молодом возрасте. Много потерял. Но и сейчас, многое о том, что я узнал, мне пригодится в жизни. При этом, я насладился сюжетом и прекрасно описанной в романе психологией.

Благодарю Вас за то, что прочли статью. Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал

-6