Найти в Дзене
Михаил Никольский

«Кампания между войнами» или Сирийский фронт Израиля

часть 2 Противоборство ВКС Израиля и сирийской ПВО Сирии впору сравнивать с острой приправой к основным блюдам – борьбе с транзитом оружия из Ирана в Ливан через Сирию и уничтожению военной инфраструктуры Ирана в Сирии. Сирия служила перевалочным пунктом на пути из Ирана в Ливан достаточно долго, однако с началом гражданской войны большая часть специфических грузов поменяла адресата – армия Сирии вместо Хезболлы. Израиль такая ситуация в целом устраивала, «воздушный мост» больше заботил Турцию и США. Начало гражданской войны в Сирии формально отсчитывается с 15 марта 2011 г. Уже на следующий день, 16 марта 2011 г., истребители F-16 ВВС Турции принудили к посадке на авиабазе Диярбакыр самолет Ил-76ТД иранской авиакомпании «Yas Airliner». Ил выполнял рейс Тегеран – Алеппо через турецкое воздушное пространство и, как предполагалось, перевозил вооружение. Самолет обыскали, оружия не нашли. Ил-76 оставался на турецкой базе 15 часов, после чего ушел в Алеппо. Через три дня F-16 приземлили в

часть 2

Противоборство ВКС Израиля и сирийской ПВО Сирии впору сравнивать с острой приправой к основным блюдам – борьбе с транзитом оружия из Ирана в Ливан через Сирию и уничтожению военной инфраструктуры Ирана в Сирии.

Сирия служила перевалочным пунктом на пути из Ирана в Ливан достаточно долго, однако с началом гражданской войны большая часть специфических грузов поменяла адресата – армия Сирии вместо Хезболлы. Израиль такая ситуация в целом устраивала, «воздушный мост» больше заботил Турцию и США.

Начало гражданской войны в Сирии формально отсчитывается с 15 марта 2011 г. Уже на следующий день, 16 марта 2011 г., истребители F-16 ВВС Турции принудили к посадке на авиабазе Диярбакыр самолет Ил-76ТД иранской авиакомпании «Yas Airliner». Ил выполнял рейс Тегеран – Алеппо через турецкое воздушное пространство и, как предполагалось, перевозил вооружение. Самолет обыскали, оружия не нашли. Ил-76 оставался на турецкой базе 15 часов, после чего ушел в Алеппо. Через три дня F-16 приземлили в Диярбакыр еще один Ил (регистрация EP-GOL) той же авиакомпании «Yas Airliner». На сей раз оружие на борту самолета удалось обнаружить: целых два пулемета винтовочного калибра. Найденные пулеметы дали Турции повод обвинить Иран в контрабанде оружия и закрыть воздушное пространство Турции для транзитных полетов иранских транспортных самолетов.

Ил-76ТД с регистрацией EP-GOL
Ил-76ТД с регистрацией EP-GOL

Некоторое время Ил-76 кампании «Yas Airliner» летали в Сирию через Ирак, но «Yas Airliner» попала под санкции США, а Ирак закрыл для нее свое небо. Авиакомпания «Yas Airliner» сменила название на «Puya Air»; «Puya Air» тоже оказалась под санкциями.

Власти Ирака, после того как волны «арабской весны» накрыли и эту страну, запросил военную помощь Ирана и, в качестве жеста доброй воли, разрешил транзит в Сирию самолетов любых иранских авиакомпаний.

В 2011 г. иранские Ил-76 летали в Сирию в среднем два раза в неделю.

Воздушный мост поддерживали не одни лишь Ил-76. Та же компания «Puya Air» располагала помимо трех Ил-76, двумя Ан-74-200. Через Ирак в Сирию летали военно-транспортные самолеты ВВС Ирана и КСИР (Ан-74, Ил-76ТД, С-130), авиалайнеры авиакомпаний «Mahan Air» (А310-300, А340-300) и «Fars Air Qeshm».

Авиакомпания «Fars Air Qeshm», подобно «Yas Airliner»/«Puya Air», контролировалась КСИР, она располагала двумя грузовыми Боинг 747-200F, до 2011 г. летавшими иранскими ВВС.

С 16 января 2016 г. по 30 марта 2017 г. было выполнено 696 рейсов из Ирана в Сирию, включая регулярные пассажирские. Чаще всего летали самолеты сирийской авиакомпании «Syrian Arab Airlines» (227 рейсов) и «Mahan Air» (231), что неудивительно, поскольку именно эти компании обеспечивали пассажирское сообщение между двумя странами. Далее по количеству рейсов следуют также пассажирские компании «Iran Air» (114) и «Cham Wing» (100). Количество рейсов авиакомпаний, подозреваемых в перевозках оружия невелико: «Puya Air» - 15, «Fars Air Qeshm» - два, «Saha Airlines» – один. Еще шесть рейсов выполнили самолеты ВВС Ирана.

Пассажирские самолеты, конечно, помимо людей могли перевозить (и перевозили) «чувствительные» грузы, чего иранцы ныне особо не скрывают. Обычно конечным пунктом маршрутов служил международный аэропорт Дамаска, реже международный аэропорт Алеппо, авиабазы Меззе и Т4.

Приведенная выше статистика («Effectiveness of Non-Nuclear Sanctions Against Iran Foundation for Defense Democracies», Washington, April 2017) не включает рейсы сирийских Ил-76. Сам документ грешит шизофренией – раздвоением логики: воздушный мост между Ираном и Сирией был установлен в 2012 г. дабы предотвратить военное поражение Асада, но самолеты выполняли перевозки в интересах Хезболлы. Аналогичная шизофрения встречается в англоязычной трактовке причин, по которым самолеты ВКС Израиля наносили удары по сирийским аэродромам.

Израиль боролся как с трафиком в интересах Хезболлы, так и с иранским военным присутствием в Сирии. Усиления позиций Ирана не желала и Россия. К силам «Кудс» с опаской относился Асад. Израиль находится в состоянии войны с Сирией с 1948 г., а значит любой удар израильской авиации по сирийской территории может быть юридически оправдан, что справедливо и для ударов Сирии по Израилю. Иран и Израиль не поддерживают дипломатических отношений с 1979 г., но войну друг другу эти страны не объявляли. Такой винегрет противоречий многое объясняет, включая «решительные» шаги России, предпринятые в ответ на сбитый Ил-20.

Полеты по трассе Иран – Сирия отслеживала израильская разведка, а также самолеты радиотехнической разведки «Шавит» и самолеты ДРЛОиУ «Эйтам» из 122-й эскадрильи.

F-16I из 201-й эскадрильи, на заднемплане - самолет ДРЛОиУ "Эйтам".
F-16I из 201-й эскадрильи, на заднемплане - самолет ДРЛОиУ "Эйтам".

До весны 2017 г. иранское оружие в Сирии уничтожалось ударами авиации по складам и автоколоннам, удары те не были частыми. Первая резонансная атака на груз оружия непосредственно в аэропорту (Дамаск) состоялась 3 мая 2013 г. Через два дня удару подверглась авиабаза Меззе, где по данным израильской разведки также были складированы ракеты, доставленные из Ирана и предназначенные Хезболле. Самолеты F-16 26 апреля 2017 г. нанесли удар по военной зоне аэропорта Дамаск, после того как израильская разведка зафиксировала три рейса самолета Ил-76 авиакомпании «Puya Air», выполненные в течение недели.

«Израильские удары по сирийским аэропортам», Центр изучения современной Сирии, 27 декабря 2022 г. (офис Центра находится в Дохе, Катара; организация – откровенно антиАсадовская):

- Израильские удары по сирийским аэропортам в период с 2013 по 2017 год ограничивались аэропортами Дамаска и Меззе. Израильская политика в отношении угроз безопасности в Сирии в то время была спокойной и продуманной, усилия были сосредоточены на отслеживании подозрительных грузов после их прибытия в аэропорт Дамаска или во время их хранения на складах и в защищенных укрытиях самолетов в аэропортах Дамаска и Меззе.

С 26 апреля 2017 г. по 10 февраля 2018 г. (налет на авиабазу Т4) ни один сирийский аэродром не подвергался атакам израильской авиации.

- Эскалация ударов по аэродромам началась в 2018 г.

К 2018 г. сирийская армия при поддержке сил «Кудс» и российских войск добилась значимых успехов в борьбе с повстанцами. Командование КСИР получило возможность уделять больше внимания Ливану.

Армия обороны отреагировала на рост грузопотока систематической борьбой с воздушными перевозками на реляции Иран – Сирия. Удары неопознанных F-16 по сирийским аэродромам участились. Атаки выполнялись, как правило, в течение нескольких часов после посадок подозрительных самолетов. Самолеты оставляли в покое (гражданские типа все-таки борта, а с Ираном Израиль не воюет), целью служил доставленный груз.

В 2018 г. в Дамаск чаще других псевдогражданских бортов летали четыре грузовых Боинга 747 – два «EP-FAA» и «EP-FAB» авиакомпании «Fars Air Qeshm», два ВВС Ирана, получившие временную гражданскую регистрацию «EP-AJT» (бывший 5-8101) и «EP-AJI» (бывший 5-8115).

Боинг 747 5-8115 ВВС ирана, эропорт Скипхолл, Амстердам, 1991 г.
Боинг 747 5-8115 ВВС ирана, эропорт Скипхолл, Амстердам, 1991 г.
Тот же самый Боинг, Мехрабат, февраль 2012 г.
Тот же самый Боинг, Мехрабат, февраль 2012 г.

Авиабазу Т4 атаковали 10 февраля и 4 апреля 2018 г., 29 апреля впервые подвергся удару складской комплекс, расположенный рядом с аэропортом Алеппо.

Боинг 747-200F 5-8113 в бытность регистрации EP-SHA 15 сентября 2018 г. выполнил посадку в аэропорту Дамаска за несколько часов до ракетного удара, нанесенного F-16D из 109-й эскадрильи. Удар, то есть, был приурочен к посадке Боинга. Осколки ракет «Далила», разорвавшихся вблизи Боинга, повредили носовую часть фюзеляжа грузовика, носовую опору шасси, предкрылки и один двигатель. Повреждения правильно будет трактовать как непреднамеренные. Хотели бы уничтожить самолет – уничтожили бы, пострадавший от «Далилы» ЗРПК «Панцирь» тому свидетель.

Боинг 747-200F EP-SHA в аэропорту Дамаска, ноябрь 2018 г.
Боинг 747-200F EP-SHA в аэропорту Дамаска, ноябрь 2018 г.

Бригада иранских техников за два месяца отремонтировала Боинг на месте, на живую нитку. Машину 19 ноября перегнали из Дамаска в Тегеран для дальнейшего ремонта.

Боинг 747-200F EP-SHA после ремонта, Тегеран.
Боинг 747-200F EP-SHA после ремонта, Тегеран.
Следы ремонта
Следы ремонта

В 2018 – 2020 гг. налеты на аэропорты производились в среднем раз в два – три месяца. В 2020 – 2022 гг. аэропорты и авиабазы подвергались ударам в два раза чаще, а сами удары были более массированными.

«Израильские удары по сирийским аэропортам»:

- В 2020-2022 отмечен резкий рост зависимости сил «Кудс» от доставки грузов через сирийские аэропорты. … Стратегия Израиля по противодействию этим угрозам больше не ограничивалась простым отслеживанием и нанесением ударов по секретным грузам в местах их хранения.

- По всей видимости, объемы перевозок иранского оружия и боеприпасов превысили возможности израильтян по их отслеживанию, что потребовало разработки новой стратегии. Новая стратегия включала в себя нанесение ударов по объектам логистики, аэродромным навигационным системам, самолетным стоянкам и ВПП. … Для разрушения стоянок и ВПП использовались боеприпасы особого типа, впервые примененные 14 января 2020 г. по ВПП авиабазы Т4. Ремонт ВПП занял месяц, в течении которого аэродром был закрыт для взлетов и посадок самолетов.

В 2020 – 2022 гг. несколько раз приостанавливалась работа южной, военной, ВПП аэропорта Дамаск – следствие попаданий израильских боеприпасов. Северную ВПП не бомбили, но рулежные дорожки были выведены из строя, что привело к полному, на время ремонта, закрытию аэропорта. Из-за разрушения ВПП приостанавливали полеты в аэропорту Алеппо. Работа аэропорта Дамаск была полностью парализована в результате удара 10 июня 2022 г., Алеппо – ударом 6 сентября 2022 г.

Днем 20 января и вечером 22 января 2019 г. ракеты, выпущенные с F-16, уничтожили в аэропорту Дамаска РЛС JY-27 китайского производства, комплекс ПВО «Панцирь-С» и разрушили здание, якобы служившее главным складом иранского вооружения.

Четыре F-16 в ночь с 15 на 16 декабря 2021 г. выпустили восемь ракет «Далила» по аэропорту Дамаска. Семь ракет сбили ЗРПК «Панцирь», одну – не смогли. Одной ракеты хватило чтобы приостановить выполнение полетов с южной ВПП.

20 мая 2022 г. аэропорт Дамаска подвергся ракетному удару незадолго до расчетного времени посадки двух иранских Боингов, «грузовикам» пришлось уйти в Иран. Удары по ВПП аэропорт Дамаск наносились в июне, июле и сентябре. Атака 10 июня 2022 г полностью парализовала работу аэропорта. Все рейсы в Дамаск и из Дамаска временно перенесли в Алеппо.

F-16 били по ВПП Алеппо в первую неделю сентября дважды. Оба удара были нанесены незадолго до посадки А310 авиакомпании «Mahan Air». Последствия первой атаки ликвидировали за сутки, второй раз полосу латать пришлось гораздо дольше. В октябре 2022 г. атаке подверглись склад иранского вооружения вблизи аэропорта Дамаск и перрон аэропорта, где находился Ил-76 авиакомпании «Puya Air».

-9

Удары по авиабазе Т4 наносились в июне 2019 г., январе, феврале и сентябре 2020 г., октябре и декабре 2021 г.

В конце мая – начале июня 2019 г. самолеты Боинг 747 выполнили на авиабазу Т4 три рейса менее чем за неделю. В четвертый раз Боинг приземлился в Хомсе в ночь на 2 июня, а спустя несколько часов авиабаза подверглась удару F-16.

Израильская авиация за период с 2013 по конец 2022 гг. нанесла 89 ударов по сирийским аэродромам, что составило 26% от общего количества боевых вылетов. Пики атак аэродромов пришлись на 2020 (24%) и 2022 (28%) гг.

Чаще всего ударам ракет авиационного базирования подвергался международный аэропорт Дамаска (49 атак), на втором месте – авиабаза Т4 (12), на третьем – авиабаза Шайрат (10), далее идут – аэропорт Алеппо (9), авиабазы Меззе (5) и Дабаа/Хомс (4).

Удры по аэропорту Дамаска, 2013 - 2022 гг.
Удры по аэропорту Дамаска, 2013 - 2022 гг.
Удары по аэропорту Алеппо, 2013 - 2022 гг.
Удары по аэропорту Алеппо, 2013 - 2022 гг.
Удары по авиабазе Т4, 2013 - 2022 гг.
Удары по авиабазе Т4, 2013 - 2022 гг.

В 2023 г. интенсивность (и результативность) ударов по сирийским аэродромам возросла настолько, что часть перевозок пришлось переключить на Хмеймим. В конце мая – начале июня иранские Боинги 747 посетили Хмеймим шесть раз. В октябре в Хмеймим летали А310. Атаковать российскую авиабазу Израиль не решался, до поры до времени.

-13
А310 авиакомпании "Mahan Air", Внуково, март 2021 г.
А310 авиакомпании "Mahan Air", Внуково, март 2021 г.

Утром 2 октября 2024 г. на российской авиабазе приземлился Боинг 747 авиакомпании «Fars Air Qeshm». Иранец ушел домой около 17.00, ночью на авиабазе прогремели взрывы. Самолеты неопределенной принадлежности атаковали российскую базу по знакомому сценарию. Решительных ответных шагов со стороны России не последовало.

Действия ВВС Израиля осложнили доставку грузов из Ирана в Сирию, но к блокаде не привели. Закупорить аэродромы полностью Израиль не решился.

Удары израильской авиации по средствам ПВО и аэродромам лежат, что называется, на поверхности – их вспоминают чаще всего, хотя самолеты ВКС Израиля примерно половину боевых вылетов в период с 2013 г. по 2022 г. включительно выполнили на поражение объектов военной и промышленной инфраструктуры КСИР в Сирии, что вполне вписывается в позиционирование конфликта МАВАМ как войны Израиля с Ираном на территории Сирии.

В Ливанской войне 2006 г. Хезболла применила неуправляемые ракеты М302 «Хайбар-1» иранской конструкции. Ракеты выпускали в Сирии на заводе в Масьяфе, построенном при содействии иранских специалистов. Предприятие в Масьяфе в конце 2008 г. приступило к выпуску баллистических ракет малой (200 км) дальности «Фатех 110»/М-600 «Тишрин». В 2019 г. в Масьяфе началось производство ракет Fajr-4 - усовершенствованного варианта БР «Фатех 110» с повышенной точностью и с увеличенной дальностью полета. Большая часть ракет предназначалась сирийской армии, однако какое-то количество перепало и Хезболле.

Целью рейдов самолетов ВКС Израиля на Дамаск в мае и октябре 2013 г. были как раз места складирования ракет «Фатех 110», предназначенных для отправки в Ливан. По заводу в Масьяфе 9 сентября 2017 г. с самолетов F-16D (или F-16I) было запущено не менее десяти КР «Далила». Ракеты разрушили девять заводских цехов.

-15

Повторный удар по заводу в Масьяфе группа F-16 нанесла 13 июля 2018 г., через три дня после очередного исторического визита Нетаньяху в Москву. В Дамаске и Тегерана даты визита и налета сопоставили: Россия дала добро на уничтожение ирано-сирийской ракетной программы. Вечером 17 сентября 2018 г. четыре F-16 запустили ракеты по предприятию в Латакии, где выпускались комплектующие для ракет «Фатех 110». Российский Ил-20 пал жертвой борьбы Израиля с ирано-сирийскими ракетами. Президента России подставили, а может обманули…

Одним их следствий удара по Масьяфу стало развертывание масштабных работ по строительству подземных сооружений, предназначенных для производства и складирования ракет, а также БПЛА. Работы велись в кооперации с формированиями КСИР, а возможно и под полным контролем Ирана. Повышенный интерес Израиля к таким объектам нашел отражение в налетах авиации, причем в отдельных случаях были задействованы самолеты F-35I. Целями являлись собственно объекты, а также строительная техника.

Осенью 2018 г. F-16 несколько раз атаковали площадку по строительству нового ракетного завода, расположенную в горах юго-западнее Масьяфа. Ракеты «Далила» разрушить туннели под горой не могли в принципе, но входы в туннели ракеты завалили. В 2019 г. этот же обюект обстреляли ракетами «Rampage».

В начале 2019 г. силами КСИР началось строительство ракетной базы в районе Дейр-эз-Зора. Осенью недостроенный объект подвергся налетам F-35I.

Ни один объект по израильским данным, ввести в строй не удалось, так по израильским данным и сирийская ПВО перестала существовать году так в 2018. Подземный завод в Масьяфе, к примеру, заработал в августе 2024 г. Завод был выведен из строя в результате рейда спецназа, состоявшегося в ночь с 8 на 9 сентября 2024 г. Четыре вертолета «Ясир» (СН-53) доставили в Масьяф 120 бойцов подразделения «Шальдаг». Самолеты ВКС Израиля отвлекли на себя внимание сирийской ПВО, а потом помогли отбить атаку сирийцев. Спецназ оставался на заводе три часа, этого времени хватило для подрыва технологического оборудования.

Операция «Карточный домик» проводилась в том числе и с целью вытеснения формирований КСИР из района, прилегающего к Голанским высотам. Силам «Кудс» тогда досталось. Формирования пришлось отвести от границы на расстояние 65 км – из-за ударов ВКС Израиля, а также настоятельной просьбы России. Читатель вправе выбрать сам какой аргумент – F-16 ВКС Израиля или дипломатия России – стал для Ирана решающим.

Министр обороны Израиля Нафтали Беннет 6 мая 2020 г. объявил о продолжении нанесения авиаударов по силам «Кудс» до тех пор, пока они не покинут Сирию. Иранцы Сирию не покинули, наоборот иранское присутствие (и влияние) в Сирии росло год от года, а к ракетной угрозе добавилась угроза со стороны БПЛА.

В ходе гражданской войны проАсадовские силы достаточно интенсивно применяли БПЛА иранского происхождения. Эпизодически беспилотники залетали в Израиль. На рубеже 2021 – 2022 гг. израильские спецслужбам пришли к выводу о возможном более масштабном применении БПЛА против Израиля.

Небольшой аэродром Димас (20 км от Дамаска, 5 км от границы с Ливаном) иранцы превратили в учебный центр для подготовки операторов БПЛА. Здесь же была организована сборка аппаратов, доставленных в разобранном виде самолетами из Ирана в Дамаск. Четыре F-16 поздним вечером 21 октября 2022 г. нанесли удары по аэропорту Дамаска и аэродрому в Димасе четырьмя крылатыми ракетами и восьмью КАБами. ПВО Сирии сбили две ракеты и четыре бомбы, но две уцелевшие «Далилы» уничтожили РЛС и повредили ВПП в Димасе. Ряд СМИ сообщил, что в результате налета был разрушен завод по сборке иранских БПЛА, чего на самом деле не произошло, хотя главной целью удара, скорее всего, являлись именно мастерские, отнюдь не завод, по сборке беспилотников.

С 2017 по 2022 гг. ВКС Израиля наносили удары по Сирии порядка 150 раз. Целями служили военные объекты или объекты, попадающим, пусть с натяжкой, под определение «военные». Использовались только высокоточные боеприпасы. В ходе налетов погибло около 650 человек, главным образом военнослужащих сирийской армии (частей ПВО прежде всего), бойцов сил «Кудс» и формирований Хезболлы.

За шесть лет кампании в Сирии израильские самолеты выполнили боевых вылетов меньше, чем в ходе одной крупной операции в Газе. Ровнять Сирию с землей, в отличие от Газы, ВКС Израиля не пытались – проводилось четкое разграничение между военными и гражданскими объектами. Даже псевдогражданские Боинг 747 уцелели, хотя уж они-то представляли собой лакомые цели. Количество пострадавших от налетов сравнительно невелико. Откуда такая гуманность, несвойственная для Израиля по отношению к своим заклятым соседям? Ответ прост: российское военное присутствие. Израиль действовал строго в пределах красных линий, очерченных Россией.

По эффективности стратегия «МАВАМ» оказалась не лучше и не хуже стратегии сдерживания, годами проводимой в Газе. Портал israelhayom 31 декабря 2023 г. опубликовал статью профессора Эяля Зиссера «Вот так мы любим МАВАМ» (https://www.israelhayom.co.il/opinions/article/15025674):

- В течение последнего десятилетия Израиль предпочитал вести войну между войнами. Достижения и успехи войны между войнами (они, несомненно, были) создавали у нас ощущение, которое впоследствии оказалось ложным, будто мы имеем преимущество — как в оперативной деятельности, так и в разведке — и что война между войнами сохраняет и укрепляет нашу безопасность и даже сдерживает наших врагов.

- Гражданская война в Сирии открыла Израилю возможность атаковать Сирию, не опасаясь, как в прошлом, ответа сирийского режима. Целями атак были в основном поставки оружия из Ирана в Ливан, организации Хезболла. Израиль, убедившись, что дела идут хорошо и никто не стоит у него на пути, расширил сферу своих атак, включив в нее иранские объекты.

- Нет сомнения, что мы влюбились в МАВАМ. Нас ввели в заблуждение впечатляющие и поразительные успехи этих операций, убийств и нападений, которые на протяжении многих лет приписывали Израилю. Мы при этом забыли о главном. МАВАМ не предотвратил усиление ХАМАС и Хезболлы. И вот, пока мы наслаждаемся успешными атаками по сирийскому режиму, который едва держится на ногах, эти две террористические организации превратились в монстров с десятками тысяч ракет и высококвалифицированными боевыми формированиями.

- История МАВАМ - это история использования успеха и извлечения выгоды из возможности, которая представилась нам на сирийской арене с началом гражданской войны в этой стране. Мы предпочли искать монету под сирийским фонарем, предпочитая игнорировать события в Газе и Ливане. Наша деятельность перестала быть секретной, ведь лидеры и командиры в Израиле сделали ее публичной и хвастались ею при каждом удобном случае – «лучшее шоу в городе».

– В Сирии МАВАМ приносила результаты – сдерживала попытки Ирана установить контроль над Сирией. МАВАМ не стала решением фундаментальных проблем. ХАМАС и Хезболла, казалось бы побежденные, укрепили свою мощь.

- MАBAM - есть пример творческого, инициативного мышления, способности использовать и демонстрировать оперативные и разведывательные возможности. Но когда MАBAM становится главным, а логика, лежащая в ее основе, определяет наше стратегическое поведение перед лицом врага, результатом становится шок и трепет, охватившие нас 7 октября 2023 г.

С мнением профессора сложно не согласится. Эяль Зиссер - эксперт по Ближнему Востоку и Африке, проректор Тель-Авивского университета. Стратегия/концепция МАВАМ после 7 октября 2023 г. постепенно уступила место Сирийскому фронту войны «Железных мечей».

Охота с воздуха на «лиц, принимающих решения» практиковалась Израилем в Газе и Ливане давно. В Сирии до 2023 г. отмечены единичные случаи целенаправленного уничтожения командного состава сил «Кудс», с 2023 г. «охота» приняла систематический характер. Велась она также как в Газе – была бы цель, а ее окружение значения не имеет. Заодно с «целями» погибали мирные жители. Примеры? 1 апреля 2024 г. нанесен удар по особняку в Дамаске. Здание находилось между домиками посольств Ирана и Канады. Удар, вероятно, был нанесен не ракетой «Далила» с ее жалкой БЧ, а 907-кг бомбой, ибо от здания остались руины. Погиб командующий Ливанского корпуса сил «Кудс» бригадный генерал Мохаммад Реза Захеди и еще шесть человек, включая лиц к КСИР непричастных. 1 октября 2024 г. самолеты ВКС Израиля нанесли удар по элитному кварталу Аль-Маза в Дамаске. На кого были направлены ракеты не сообщается, но погибла известная в Сирии телеведущая Сафаа Ахмад.

1 апреля 2024 г. Дамаск, слева - посольство Ирана, справа - посольство Канады. В центре - руина.
1 апреля 2024 г. Дамаск, слева - посольство Ирана, справа - посольство Канады. В центре - руина.

Вообще, с 2023 г. «сопутствующие жертвы» сопутствовали (тавтология, да) едва ли не каждому удару самолетов ВКС Израиля, а удары наносили чаще, чем в предшествовавшие годы.

Ситуация в Сирии радикально изменилась в конце ноября 2024 г. с началом решительного наступления сил, оппозиционных Асаду. Сил, оппозиционных Асаду, в Сирии имелось предостаточно – от курдов до радикальных исламистов. Осеннее наступление проводили движение «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) и Сирийская национальная армия. ХТШ в России и США была признана террористической организацией.

Из-за спин ХТШ и не совсем понятной армии торчали уши Турции. Наступление планировалось турками, а действия освободителей Сирии от режима Асада поддерживали турецкие ВВС и турецкая артиллерия.

Наступление началось 27 ноября, 29 ноября пал Алеппо, 7 декабря освободители оказались у ворот Дамаска. Армия Асада таяла на глазах, примерно также в 2003 г. таяла армия Саддама Хуссейна.

Падение правительства Сирии застало врасплох многих. Израиль не стал исключением.

Израиль, очень похоже, готовил свое наступление – с ограниченной, вероятно, целью: под предлогом защиты друзов установить контроль над полосой, прилегающей к Голанским высотам. Похожая операция, как продолжение операции «Карточный домик», не исключалась в 2018 г. Группировка Армии обороны на Голанских высотах была тогда усилена, а командиры с часу на час ожидали поступления приказа на пересечение линии разграничения, установленной соглашениями 1974 г. «Карточный домик» не получил продолжения из-за вмешательства России. В 2024 г. Израиль, Турция, джихадисты-исламисты и поклонники западных ценностей действовали в Сирии без оглядки на Россию.

Саперы Армии обороны весной 2024 г. приступили к снятию минных заграждений, выставленных вдоль линии разграничения. Министерство обороны Израиля 13 марта опубликовало видеозапись подрыва мин. В августе развернулось строительство новых и реконструкция старых дорог, ведущих в Сирию. В середине октября турецкая разведка зафиксировала переброску на Голанские высоты танков «Меркава», в дополнение к уже развернутым.

-17
Голанские высоты, зима 2022 - 2023 гг.
Голанские высоты, зима 2022 - 2023 гг.

Осенние 2024 г. действия ВКС Израиля в Сирии возможно рассматривать как подготовку к проведению наземной операции. С 7 по 9 сентября самолеты и БПЛА наносили целенаправленные удары по сирийской ПВО. Атаки, согласно иранскому источнику, «отличались от предшествующих масштабом и районами поражения; самолеты и БПЛА смогли полностью уничтожить инфраструктуру сирийской противовоздушной обороны». Нейтрализация сирийской ПВО, впрочем, могла проводится в рамках обеспечения рейда спецназа на ракетный завод в Масьяфе. В октябре-ноябре ВКС больше внимания уделили объектам гражданской инфраструктуры. С 15 октября по 15 ноября израильские самолеты нанесли 54 удара по 37 объектам, а в числе целей оказались 18 мостов на автотрассах. Удары по мостам трактуются как разрушение сирийской логистики ливанской Хезболлы, что не мешает объяснить характер ударов с позиции изоляции района будущих боевых действий.

Упредил Эрдоган Нетаньяху или нет – сей вопрос остается открытым. Наступление ХТШ и, особенно, стремительность наступление оказалось для Израиля неожиданными.

Согласно сообщениям израильской прессы, «израильские военные и представители внешней разведки признали, что не ожидали краха режима Асада и что эти события застали их врасплох, поскольку они были сосредоточены на Иране».

Реакция на освобождение Сирии от пут Асада протурецкими исламистами оказалась сколь быстрой, столь и решительной.

Руководство Израиля 7 декабря приняло решение о проведении операции «Стрела Башана» - массированному авиационному удару по объектам старой сирийской армии, дабы военная техника не досталась «освободителям», и вводе войск на территорию Сирии ради создания буферной зоны и захвата горы Хермон. Гора Хермон не просто господствующая высота (2814 м над уровнем моря): см. Новый Завет, Книга Еноха, а также историографию арабо-израильской войны 1973 г. Башан (Васан, Басан) – одно из названия юго-западной части Сирии, включающей в себя Голанские высоты и гору Хермон.

В ночь с 7 на 8 декабря ВКС Израиля нанесли беспрецедентный в своей истории удар. В налете на Сирию приняло участие до 350 самолетов F-15, F-16 и F-35. Ракеты и бомбы поразили от 300 до 500 целей, в том числе объекты ПВО, места складирования ракетного оружия, авиабазы Т4, Меззе и Шайрат, Президентский дворец, здания Генерального штаба и разведывательного управления. Корабли ВМС Израиля отстрелялись ракетами по Латакии, потопив 15 плавсредств сирийского флота, включая ракетные катера проекта 205 советской еще постройки. Авиация, кроме того, атаковала склады химического оружия, в применении коего неоднократно обвиняли Асада. Попали, а вот замер проб воздуха присутствия опасных для здоровья реагентов не выявил.

Один из результатов "Стрелы Башана".
Один из результатов "Стрелы Башана".

Военный потенциал Сирии в результате налета, по данным израильских аналитиков, сократился на 80%. Оценка – завышенная, однако ущерб ВКС действительно причинили серьезный. Летчики действовали как на полигоне – по заранее известным целям, не опасаясь ПВО.

Операция «Стрела Башана» была спланирована всего за 11 суток, а планирование не обошлось без помощи сирийцев.

По информации, имеющей хождение в Иране и Турции, координаты целей Армия обороны получила непосредственно от Башара Асада или от его брата Махера, или от генералов, «стремящихся к личной выгоде». Удар же по зданию, где располагалась сирийская разведка, был нанесен чуть ли не с единственной целью похоронить документы проливающие свет на тайные контакты Сирии с Израилем. Часть таких документов попала в руки «освободителей», некоторые из них опубликованы в урезанном виде турецкими СМИ. На сенсацию опубликованное не тянет, но для пропаганды сгодилось:

- После краха режима Баас произошла утечка документов, раскрывающих существование в прошлом «механизма обмена сообщениями» между Израилем и режимом Асада под эгидой России.Некоторые генералы Асада сотрудничали с Израилем, и что израильский агент под кодовым именем «Муса» поддерживал связь с бывшим министром обороны генерал-лейтенантом Али Махмудом Аббасом и бывшим главой Бюро национальной безопасности Али Мамлуком. Переписка между израильским агентом под кодовым именем Муса и вышеупомянутыми сирийскими чиновниками была раскрыта благодаря изъятым документам с пометкой «СЕКРЕТНО» и на фирменном бланке сирийского режима. Израиль отдал приоритет ударам по зданию штаб-квартиры разведки и архивов.

Обычный канал связи по обмену мнений через посредника в лице России.

Вместе с тем факт передачи координат целей (не всех, но многих), скорее всего, соответствует действительности. Асад и Нетаньяху в кои-то века обрели общего врага.

Части 210-й дивизии Армии обороны в 4.30 8 декабря пересекли линию разграничения. Израиль объявил недействительным соглашение о деэскалации, заключенное в 1974 г., за отсутствием в Сирии дееспособного правительства.

Линия разграничения, 8 декабря 2024 г.
Линия разграничения, 8 декабря 2024 г.

Израильские подразделения продвинулись в Сирию на глубину до 15 км, взяв под свой контроль провинцию Кунейтра (еще одно знаковое место войны 1973 г.) и гору Хермон.

Израиль обвинили Турцию в агрессии против Сирии, Турция обвинила в агрессии Израиль. МИД Турции заявил, что Израиль демонстрирует «оккупационный менталитет» в критический момент, когда «Сирия как никогда близка к достижению мира и стабильности». Стабильность-то, в Сирии как началась в 2011 г., так и до декабря 2024 г. и не прекращалась: воюют.

ВКС Израиля в декабре продолжили сокращение сирийского военный потенциал, но теперь действовали в духе стратегии МАВАМ. Сообщение турецкого агентства CGTN от 18 декабря 2024 г.:

- Неопознанные летательные аппараты совершили нападение на район вокруг военного аэродрома Дейр-эз-Зор. В районе, где был нанесен авиаудар, расположены военные радары.

Ранее, в ночь с 15 н 16 декабря, НЛО типа F-16 атаковали РЛС и ЗРК в районе Тартуса и Дамаска. Самолеты ВКС Израиля с 9 по 31 декабря 2024 г. нанесли не менее 300 ударов по объектам в Сирии.

Россию со счетов вроде бы списали, так свято место пусто не бывает. Роль пристрастного арбитра примерили на себя США. Американцы дали понять на чьей они стороне еще 1 декабря, когда штурмовики А-10 ВВС США обрушились на колонну иракских ополченцев, направлявшихся в Сирию на помощь Асаду; погибло 75 человек.

Действия ВВС США и ВКС Израиля в период между 27 ноября и 8 декабря вызывают особый интерес, однако о них мало чего известно. В ряде источников (англоязычные, иранские) упоминаются удары израильских F-16 по частям сирийской армии, сражавшихся с «освободителями». В одном (militarywatchmagazine.com) даже дата приведена – 30 ноября, погибло десять бойцов сирийской армии. Как такие действия ВКС Израиля понимать – не знаю.

Трамп регулярно выговаривал Натаньяху за бомбежки Сирии. Нетаньяху порой внимал, порой – нет, однако с января 2025 г. интенсивность действий израильских самолетов в небе Сирии резко сократилась. На месяц – полтора, до конца февраля.

Турция и новая Сирия в феврале – марте 2025 г. договорились о передаче турецким ВВС авиабазы Т-4. Здесь предполагалось разместить БПЛА, до 50 самолетов F-16 и развернуть эшелонированную систему ПВО в составе ЗРК С-400 и «Hisar». Авиабазу Т4 осмотрели турецкие специалисты. Размещение частей ВВС Турции на авиабазе Т4 запланировали на середину апреля.

Авиабаза Т4, 2025 г.
Авиабаза Т4, 2025 г.

Первый в истории новой Сирии удар по авиабазе Т4 самолеты ВКС Израиля нанесли 22 марта. Второй, более мощный, налет состоялся в ночь на 2 апреля. После атаки 2 апреля авиабаза как военный аэродром перестала существовать:

- Были разрушены взлетно-посадочная полоса, вышка КДП, укрытия для авиационной техники, самолеты и вертолеты на стоянках. Налет послужил жестким сигналом о том, что Израиль не допустит расширение турецкого военного присутствия в Сирии.

Над красными линиями, проведенными Россией, принято иронизировать, заслуженно. Какого цвета линии провели в Сирии американцы не известно, однако ударов по сирийским авиабазам, подобным налетам 22 марта и 2 апреля 2025 г., во времена кураторства России невозможно было представить. Перед ударом по авиабазе Т4 Нетаньяху пообщался по телефону с Трампом…

Базу Т4 атаковали непосредственно накануне прибытия первых ЗРК «Hisar». Турция, можно сказать, утерлась: 4 апреля турецкий МИЛ высказался на тему недопущения военной конфронтации с Израилем в Сирии. Восток, как известно, дело тонкое – всего через месяц в небе Сирии произошла первая стычка F-16 ВКС Израиля с F-16 ВВС Турции. Турецкие F-16 попытались сорвать удар израильских F-16 путем постановки радиоэлектронных помех. Информацию об инциденте распространили турки:

- ВВС Турции в ночь на 2 мая 2025 г., когда ВКС Израиля проводили операции по нанесению ударов по целям в городах Дамаск и Хама, прервали сигналы израильских самолетов , находившихся в воздушном пространстве над северной Сирией, используя методы радиоэлектронной борьбы, а также установили радиосвязь с израильскими летчиками и косвенно предупредили израильские самолеты.

Армия обороны, верная стратегии МАВАМ, турецкие инсинуации опровергла. Правы, скорее всего, турки, поскольку израильские самолеты уже не в первый раз атаковали объекты сирийских формирований, где наверняка находились турецкие военные советники. Несколько турецких военных в результате атак F-16 ВКС Израиля к этому времени уже погибло.

Бои местного значения, правильнее говорить о стычках, время от времени вспыхивали в провинциях Кунейтра и Сувейда. Части Армии обороны в этих стычках нередко поддерживала авиация – БПЛА и F-16. Пара F-16 15 января 2025 г. нанесла удар по сирийской колонне, в числе жертв КАБов оказалось трое турецких военных. Один турецкий техник, предположительно, погиб 22 марта в результате удара по авиабазе Т4. В Турции погибшие числились как пропавшие без вести.

Израиль при посредничестве США 4 или 5 мая проинформировал Турцию, что любой турецкий военный самолет при попытке помешать израильским ВКС выполнять поставленные задачи будет сбит.

В начале июня из района Голанских высот по Израилю впервые в истории новой Сирии запустили две неуправляемых ракеты. Ответственность взяли на себя мутные движения «Исламский фронт сопротивления в Сирии» и «Бригады глухих мучеников Мухаммеда», вроде бы не имеющие отношения к правительству Сирии. Израиль в тонкостях внутренней политики соседнего государства разбираться не стал:

- Армия обороны нанесла более 20 ударов военным объектам режима аль-Джулани на юге Сирии, поскольку сирийский режим несет ответственность за все, происходящее в стране.

Сентенция «все вернулось на круги своя» в данном случае не подходит. До осени 2024 г. ВКС Израиля бомбила Сирию три – четыре раза в месяц, израильское ПВО время от времени перехватывали запущенные из Сирии ракеты, а сухопутным частям Армии обороны вообще никто не угрожал – недаром Нетаньяху много раз говорил о границе с Сирией как о самой спокойной: границе, где за 50 лет не прозвучало ни одного выстрела. Теперь Армия обороны вела бои, ракетные обстрелы Израиля из Сирии возобновились, самолеты с середины декабря 2024 г. по конец июля 2025 гг. нанесли более 1000 ударов по целям на территории Сирии.

Ожесточенные бои между частями Армии обороны и друзами с одной стороны, сирийцами с другой, летом разгорелись в Сувейде. F-16 наносили удары по сирийской бронетехнике и артиллерии, 16 июля ракеты воздух – поверхность поразили Президентский дворец и здание Генерального штаба в Дамаске. Дальнейшую эскалацию боевых действий, но не сами боевые действия, предотвратил миротворец Трамп.

Турция, отказавшись на время от прямой конфронтации с Израилем, постепенно усиливает как свои позиции в Сирии, так и новую сирийскую армию. В августе 2025 г. два государства заключили рамочное соглашение о модернизации сирийской армии. Формально соглашение направлено на усиление возможностей сирийцев по борьбе с террористами, Турция в качестве террористов подразумевает местных курдов. На деле противником №1 являются отнюдь не курды.

Бронетехника вновь сформированной 80-й дивизии сирийской армии, июль 2025 г. БРДМ в окроужении бронеавтомобилей турецкого производства.
Бронетехника вновь сформированной 80-й дивизии сирийской армии, июль 2025 г. БРДМ в окроужении бронеавтомобилей турецкого производства.

Дипломатические отношения с Израилем Турция разорвала еще в ноябре 2024 г. Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан 29 августа 2025 г. заявил о прекращении всех торговых и экономических связей с Израилем и закрытии турецкого воздушного пространства для транзита израильских самолетов, турецким торговым судам запрещен заход в порты Израиля. В октябре Турция объявила о скорых поставках Сирии бронетехники, артсистем, БПЛА, ракет поверхность – поверхность и средств ПВО. Военная техника, заявление МО Турции, будет находится под совместным сирийско-турецким командованием и размещена на севере Сирии для противодействия Израилю.

В Израиле врагом № 1 вместо Ирана теперь называют Турцию. Полтора десятка самолетов ВКС Израиля продемонстрировали силу, пролетев 20 ноября 2025 г. среди бела дня через всю Сирию, от Сувейды на юге до Аазза на севере.

F-16 ВВС Турции против F-16 ВКС Израиля?

-23

Часть 1: https://dzen.ru/a/aUV1Mk-K1iSAwVo4