Найти в Дзене
Михаил Никольский

«Кампания между войнами» или Сирийский фронт Израиля

Часть 1 Свое видение управляемого вооруженного конфликта, излюбленного США, командование Армии обороны публично представило в 2015 г. Израильская концепция получила известность как «кампания между войнами» (Campaign Between the Wars, CBW), прямой перевод с иврита наименования «המערכה בין המלחמות» - m’aracha bein ha-milchamot или просто «MABAM». Концепция МАВАМ призвана поддерживать на постоянной основе военное превосходство Израиля в регионе путем превентивных мер, таких как тайные и явные операции, направленные на регулярное ослабление всех потенциальных противников и предотвращение возможностей получения ими современного вооружения. Израиль даже в случае явных действий, вроде авианалетов, воздерживается от взятия на себя ответственности за них - хитрый ход, оставляющий противнику возможность сохранить лицо и не отвечать на откровенного враждебные действия более сильного визави. Цели «кампании между войнами» формулировались следующим образом: - сокращение существующих и возникающих уг

Часть 1

Свое видение управляемого вооруженного конфликта, излюбленного США, командование Армии обороны публично представило в 2015 г. Израильская концепция получила известность как «кампания между войнами» (Campaign Between the Wars, CBW), прямой перевод с иврита наименования «המערכה בין המלחמות» - m’aracha bein ha-milchamot или просто «MABAM».

Концепция МАВАМ призвана поддерживать на постоянной основе военное превосходство Израиля в регионе путем превентивных мер, таких как тайные и явные операции, направленные на регулярное ослабление всех потенциальных противников и предотвращение возможностей получения ими современного вооружения. Израиль даже в случае явных действий, вроде авианалетов, воздерживается от взятия на себя ответственности за них - хитрый ход, оставляющий противнику возможность сохранить лицо и не отвечать на откровенного враждебные действия более сильного визави.

Цели «кампании между войнами» формулировались следующим образом:

- сокращение существующих и возникающих угроз;

- ослабление любых потенциальных противников;

- сохранении свободы действий Армии обороны при сокращении свободы действий любых потенциальных противников;

- отсрочка войны и создание условий для победы в ней Армии обороны;

- повышение военного рейтинга государства Израиль и Армии обороны в глазах международного сообщества;

Наиболее доходчиво концепцию «кампании между войнами» изложил в интервью, данном израильским СМИ в 2023 г., командир авиабазы Рамон полковник Г.:

- Что такое «МАВАМ»? Ведение раз в десять лет одной большой войны раз временно парализует экономику Израиля, влечет за собой значительные военные расходы, приводит к жертвам. Мы разделили одну большую войну на десять маленьких, не оказывающих заметного воздействия на экономику и не влекущих за собой существенных жертв.

Ничего личного, только бизнес. Под жертвами, ясное дело, понимаются исключительно граждане государства Израиль.

Концепция МАВАМ, на самом деле, не столь проста. Формально под нее попадают военные операции Израиля в Газе и Ливане. Ливан к «компании между войнами» иногда причисляют, Газу – никогда, а сам термин «МАВАМ» прочно закрепился за действиями вооруженных сил Израиля в Сирии. Боевые действия в Сирии, с другой стороны, часто рассматриваются как война Израиля с Ираном на сирийской земле. Иранский фактор был едва ли не главным, заставившем Израиль внести свою лепту в хаос, воцарившийся в Сирии с началом в 2011 г. гражданской войны.

Резкие телодвижения Израиля, произведенные в 2000-е гг. с благими намерениями «пригасить» ХАМАС и Хезболлу, своим результатом имели консолидацию антиизраильских сил и усиление позиций Ирана. Старший советник верховного лидера Ирана по иностранным делам Али Акбар Велаятив 2012 г. обмолвился:

- Цепь сопротивления Израилю со стороны Ирана, Сирии, Хезболлы, нового иракского правительства и ХАМАСА проходит через сирийское шоссе.

Цепь или ось сопротивления – это Иран, Сирия, ХАМАС, Хезболла, хуситы… Союзники, как в древнесоветском анекдоте про интернационализм, когда не самые близкие друг другу люди объединились с целью набить морду персонажам, всем одинаково неприятным.

Хезболла подпитывалось иранским вооружением по «сирийскому шоссе». Этим же путем в Ливан во все возрастающем количестве прибывали иранские военные советники. До начала сирийской гражданской войны Израиль не предпринимал серьезных попыток осложнить сношения Ирана с Хезболлой через Сирию.

Между Израилем и Сирией никогда не существовало дипломатических отношений, страны неоднократно воевали между собой, однако с 1982 г. граница с Сирией оставалась для Израиля самой спокойной. Сложившееся положение вещей в целом устраивало и Израиль, и Сирию. На статус-кво не повлиял даже состоявшийся в 2007 г. налет израильских самолетов на сирийский ядерный объект.

Вовлеченность Ирана во внутренние дела Сирии росла по мере успехов сирийской оппозиции. Руководство Израиля с 2012 г. заботил не столько Асад, сколько Хоменеи, неожиданно обозначавшийся в непосредственной близости от Голанских высот и долины Бекаа.

Вмешательство в сирийские дела Израиль начал с ударов авиации по целям, ассоциируемым с Ираном, но по ходу дела под раздачу все чаще стали попадать сугубо сирийские объекты. Озабоченность иранским фактором маскировалась извечной для западных демократий тревогой о химическом оружии, находящимся в руках авторитарных режимов. В декабре 2012 г. израильские СМИ запестрели статьями на тему необходимости покончить с химическим оружием Асада (https://www.mako.co.il/news-military/security/Article-c9dac947d416b31004.htm, 3 декабря 2012):

- Гражданская война в Сирии обостряется и вызывает всё большую обеспокоенность у служб безопасности Израиля, западного мира и стран региона. Израиль, как и Иордания, опасается отчаянного шага Асада, который может включать применение химического оружия или его передачу другим сторонам. … Израиль изучает возможность атаки на хранилища химического оружия Асада

Ждать пришлось недолго. В ночь на 31 января 2013 г. четыре самолета неустановленной принадлежности из воздушного пространства Ливана нанесли ракетный удар по автомобилям, находившемся на стоянке Научно-исследовательского центра в Джамрайе, пригороде Дамаска. Данный НИИ (Centre D'Etudes et de Recherches Scientifiques, CERS; Syrian Scientific Research Council или Scientific Studies and Research Center, SSRC), как считалось, в числе прочего занимался разработкой химического и биологического оружия. Тема химического оружия прозвучала, хотя автомобилями оказались боевые машины ЗРК «Куб», якобы предназначенным Хезболле.

Неизвестные самолеты из воздушного пространства Ливана снова атаковали цели на территории Сирии 3 и 5 мая 2013 г. Объектами ударов опять были ракеты, зарезервированные для Хезболлы.

Сомневаться в принадлежности неизвестных самолетов израильским ВКС не приходилось. Израиль, тем не менее, действия своей авиации по объектам на территории Сирии в январе и мае 2013 г. до сих пор официально не опроверг и не подтвердил, хотя в самом Израиле 31 января 2013 г. считается точкой отсчета «компании между войнами».

«Кампания между войнами» разительно отличалась от операций ВКС Израиля в Ливане и тем более в Газе. Сирия располагала системой ПВО, пусть «устаревшей и обветшалой» (израильская оценка), но все же вполне работоспособной. С сирийской ПВО приходилось считаться, поэтому удары наносились преимущественно дальнобойным оружием воздух – поверхность и, по возможности, без захода носителей в сирийское воздушное пространство.

Командованию ВКС Израиля при планировании боевых вылетов приходилось учитывать массу военных, политических и географических факторов, ибо Сирия со временем превратилась в зону, где переплелись интересы США, России, Ирана, Турции, защитников Асада, противников Асада, исламистов и борцов с исламистами.

Сама «кампания между войнами» даже статистически четко разделяется на два этапа – 2013 – 2017 и 2017 – 2023 гг. С 2013 по 2017 гг. было нанесено в общей сложности 23 удара (порядка 70 самолетовылетов), с пиками в 2013 (шесть ударов) и в 2017 (12) гг. С января 2018 г. по сентябрь 2023 г. самолеты ВКС Израиля нанесли 203 удара, причем в 2018 г. их количество возросло сразу в два раза – с 12 до 25.

Интенсификацию налетов в 2018 г. объясняют усилением иранского присутствия в Сирии. Интенсификация сопровождалась расширением географии ударов. На первом этапе география ограничивалась районом Большого Дамаска (87% ударов) и Латакией (12%). С 2018 г. в сферу интересов ВКС Израиля вошло 12 из 14 провинций Сирии, при этом зоны ответственности вооруженных сил России и США атакам не подвергались.

В марте 2017 г. Израиль впервые взял на себя ответственность за действия непонятных самолетов в Сирии.

Четверка F-15I в 2 ч 40 минут 17 марта нанесла очередной удар по очередному грузу вооружения для Хезболлы, а в 2 ч 43 г минуты в кибуцах, расположенных в долине Иордана, прозвучали сигналы воздушной тревоги и раздался взрыв. ЗРК Arrow-2 уничтожил ракету, запущенную с территории Сирии. Местные журналисты немедленно сочинили историю о пуске из Сирии по Израилю ракеты Scad. Представитель ВКС расставил точки над ё: перехвачена и уничтожена ракета сирийского ЗРК С-200, запущенная по самолетам F-15I, выполнявшим боевую задачу в Сирии, самолеты в момент пуска зенитной ракеты находились в воздушном пространстве Израиля. Министерство обороны Сирии отчиталось об одном сбитом и одном поврежденном самолетах ВКС Израиля, чего на самом деле не произошло.

Пуск С-200, Сирия.
Пуск С-200, Сирия.

То был второй с 1982 г. случай обстрела израильских самолетов сирийскими ракетчиками. Первый произошел годом раньше.

Осенью 2016 г. боевые действия между частями сирийской армии и сирийскими же повстанцами велись в непосредственной близости от Голанских высот. Время от времени выпущенные из минометов мины залетали в Израиль. Армия обороны реагировала на каждый такой обстрел – иногда огнем артиллерии и танков, иногда налетами авиации (https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4853979,00.html, 13 сентября 2016):

- Между преднамеренным и случайным обстрелом нет различий. Снаряд или мина в любом случае представляют опасность для мирных жителей. Любой боеприпас, упавший на Голаны, будет считаться целенаправленной атакой на Израиль, и Армия обороны Израиля примет решительные меры по уничтожению источников угрозы, какими бы они не был.

Пара F-16 12 сентября отбомбилась по сирийским артиллеристам и сама попали под удар сирийских ЗРК С-200. Обе выпущенные зенитные ракеты прошли мимо целей, что не помешало сирийским военным заявить об уничтожении одного самолета и одного БПЛА. Инцидент прокомментировала и Армия обороны: ВКС потерь не понесли, подчеркнув, что израильские самолеты наносили ответные удары по артиллерии армии Асада в Сирии из воздушного пространства Израиля. Никакой «компании между войнами»; в принципе так оно и было.

Принцип «око за око» Израиль соблюдал строго – ЗРК С-200, размещенные в 40 км от Дамаска не авиабазе Аль-Думайр, 18 октября 2016 г. атаковали неизвестные самолеты.

Асад удержал власть на ранней стадии гражданской войны во многом благодаря помощи Ирана – подразделений специального назначения «Кудс» Корпуса стражей иранской революции. Бойцов иранского спецназа вместе с вооружением перевозили в Сирию самолеты иранских авиакомпаний. Только в июне 2013 г. самолеты авиакомпании «Mahan Air» доставили в аэропорт Дамаска примерно 200 бойцов сил «Кудс» и семь тонн груза оружия.

А340 авиакомпании "Mhan Air", Внуково, декабрь 2023 г.
А340 авиакомпании "Mhan Air", Внуково, декабрь 2023 г.

Израиль, по свидетельству как иранских, так и арабских источников, по отношению к внутрисирийскому конфликту изначально придерживался нейтральной позиции. Удары по объектам в Сирии были вызваны желанием Ирана одним рейсом воздушного судна убить двух зайцев: доставить людей и грузы как в Сирию, так и в Ливан. В период с 2013 по 2018 гг. ВКС Израиля больше всего налетов произвели на объекты «сирийского шоссе»: международный аэропорт Дамаск, авиабазу ВВС Сирии Меззе (Дамаск), пути сообщения между Дамаском и границей с Ливаном.

Авиабаза Меззе первый раз подверглась удару 3 мая 2013 г., когда на нее из Ирана доставили ракеты «Фатех-110» с дальностью полета 300 км. 5 мая 2013 г. израильские самолеты атаковали международный аэропорт Дамаск, куда прибыли грузы для сил «Кудс», расквартированных в Ливане.

F-16I из 107-й эскадрильи. Под крылом - КАБ "Spice 1000", май 2013 г.
F-16I из 107-й эскадрильи. Под крылом - КАБ "Spice 1000", май 2013 г.

Действия ВКС по аэропортам и авиабазам Сирии вплоть до 2018 г. носили эпизодический характер. Девять месяцев, с 26 апреля 2017 г. по 10 февраля 2018 г. израильская авиация вообще не наносила ударов по сирийским аэродромам.

Вертолет АН-64D перед рассветом 10 февраля 2018 г. недалеко от г. Бейт-Шеан перехватил и сбил БПЛА необычного облика – летающее крыло. Установить тип аппарата труда не составило – иранский «Шахед-141», срисованный с американского RQ-170. БПЛА взлетел с сирийской авиабазы Т4 и сразу же был обнаружен израильской ПВО. Аппарат могли сбить над Сирией, но не сбили, преднамеренно дав «Шахеду» войти в воздушное пространство Израиля.

"Шахед 141" в прицеле "Апача", 10 февраля 2018 г.
"Шахед 141" в прицеле "Апача", 10 февраля 2018 г.

Авиабаза Т4 (Тияс), расположенная в 4 км от г. Хомс, входит в число крупнейших аэродромов ВВС Сирии. Здесь на постоянной основе дислоцировались истребители МиГ-25 и бомбардировщики Су-24М. Осенью 2016 г. к сирийским самолетам добавились вертолеты Ми-24 ВКС России. На базе Т4 также обосновались иранские БПЛА – лакомая цель для израильской авиации, но превентивный удар по иранцам исключался по причине российского присутствия на авиабазе. Вторжение иранского БПЛА, взлетевшего с базы Т4, в Израиль сделало налет на авиабазу, по мнению руководства Израиля, легитимным.

«Шахеда»-летающее рыло сбили в 4.25, а через полтора часа авиабазу Т4 атаковали четыре F-16I из 201-й эскадрильи. Самолеты поразили станцию управления БПЛА, стоянка с российскими вертолетами рассталась нетронутой.

Невеликий в целом ущерб, причиненный авиабазе четверкой F-16, объясняется интенсивной работой ПВО. Пуски произвели несколько комплексов сразу. По официальным данным Армии обороны по самолетам было запущено от 10 до 15 ракет, в то время как израильские журналисты подняли марку до 120 пусков – типа тупой араб забыл перевести переводчик огня ЗРК с очереди на одиночный.

Одна ракета комплекса С-200 зацепила F-16I с/н 99-9428 (б/н 868), самолет в момент попадания поражающих элементов БЧ ракеты находился над Израилем. F-16I упал на окраине кибуца Хардуф. Летчик и штурман катапультировались; один член экипажа при катапультировании получил тяжелое ранение, второй – легкое.

F-16I с/н 99-9428 в сдаточном полете Форт-Уэрт, США, август 2007
F-16I с/н 99-9428 в сдаточном полете Форт-Уэрт, США, август 2007
Он же в Израиле.
Он же в Израиле.
-8
-9
F-16I с/н 99-9428. Спецкостюмы при осмотре аварийных F-16 обязтаельны из-за специфической ВСУ в виде однокомпонентного реактивного двигателя - баллона с гидразином.
F-16I с/н 99-9428. Спецкостюмы при осмотре аварийных F-16 обязтаельны из-за специфической ВСУ в виде однокомпонентного реактивного двигателя - баллона с гидразином.
-11

Пилотируемый самолет ВКС Израиля был сбит впервые с 1982 г. Тщательное расследование прискорбного для ВКС события выявило непрофессиональные действия летчика, хотя истинными причинами являлись самоуспокоенность и самоуверенность (мнение ряда отставных офицеров ВКС Израиля). Командование израильских ВКС не ожидало от сирийцев по-настоящему агрессивного использования средств ПВО, поэтому полет к цели и обратно пределах радиуса действия ЗРК С-200 выполнялся на средних высотах в надежде на эффективность бортовых средств пассивной обороны.

Око за око. В районе 9 часов утра ВКС Израиля атаковали 12 целей на территории Сирии. Ударам подверглись позиции ЗРК С-125 и С-200, сирийские военные объекты в районе Дамаска, иранская база рядом с аэродромом Т4. Представитель Армии обороны назвал удар «ответным» и «широкомасштабным», а его результаты «впечатляющими». По информации МО Сирии, атака израильской авиации причинила некоторый материальный ущерб, несколько военнослужащих получили ранения; согласно американским источникам в результате ударов погибло от шести до 25 бойцов сирийской армии и КСИР.

«МОВАМ» имел шанс завершиться полномасштабной войной уже в феврале 2018 г. Израиль войны не хотел, а потому обратился к России с просьбой о срочном вмешательстве для предотвращения эскалации вспыхнувшего, по собственной вине, конфликта. Просьба была, но форма ее подачи, если верить израильским СМИ, получилась достаточно оригинальной:

- Израиль дал понять Москве, что все его предупреждения об усилении иранского присутствия в Сирии сбылись. Иран создаёт нестабильность, для Россия нежелательную. Израиль считает инцидент исчерпанным.

Инцидент не исчерпали – замяли.

Авиабаза Т4 оказалась в эпицентре событий уже в ночь с 8 на 9 апреля («Израильские удары по сирийским аэропортам, 2013 – 2022», Арабский центр изучения современной Сирии, 27 декабря 2022):

- Второй авиаудар по авиабазе Т4 не был точечным, нацеленным на чувствительные грузы, а скорее крупномасштабным ударом, целью которого, как считается, были ангары для технического обслуживания в центральной части основного комплекса ​​и укрепленные ангары для самолетов.

Налет 8 апреля 2018 г обычно ставят в один ряд с апрельскими же ударами израильской авиации по аэропортам Дамаска (26 апреля) и Алеппо (29 апреля) – уничтожение иранских грузов для Хезболлы. Данная версия лежит на поверхности, поскольку транзит из Ирана в Ливан пролегал и через базу Т4. В публикации американского аналитического центра «Фонд защиты демократий» (Foundation for Defense of Democracies, FDD; Вашингтон, США) от 20 октября 2020 г. (https://www.longwarjournal.org/archives/2020/10/has-israels-war-between-the-wars-strategy-worked-against-iran-in-syria.php) говорится о доставке на авиабазу Т4 в апреле 2018 г. иранских ЗРК «Хордад-3» (Sevom Khordad, 3rd Khordad).

ЗРК «Хордад-3» представляет собой развитие советского/российского ЗРК «Бук-М2Э» на колесном шасси, показанного на авиасалоне МАКС-2011. ЗРК «Хордад-2» размещен на доработанном белорусском шасси МЗКТ-6922. Боевые машины выпускаются в двух вариантах – полностью автономный ЗРК в составе РЛС с АФАР, пассивной оптоэлектронной системой наведения и пусковой установки для трех ракет «Таер-2» (очень похожа на ракету комплекса «Бук», однако не идентична) и зависимый от внешнего целеуказания, без РЛС. РЛС способна одновременно отслеживать до четырех воздушных целей в ограниченном секторе и наводить на них восемь ракет «Таер». Предусмотрена возможность целеуказания от более совершенной РЛС с АФАР кругового обзора «Башир», размещенной на отдельном автомобильном шасси. Заявленный радиус поражения ЗРК – 75 км, радиус поражения модернизированного комплекса с ракетами нового типа доведен до 200 км. Комплекс «Хордад-3» впервые показали в 2014 г. на Выставке достижений КСИР. На вооружении дивизиона ЗРК «Ходад-3» состоит четыре боевые машины РЛС, восемь боевых машин без РЛС и одна РЛС «Башир». ЗРК «Хордад-3» получил известность после того, как ракетой данного комплекса 20 июня 2019 г. над Ормузским проливом был сбит высотный БПЛА RQ-4A «Глобал Хок».

МАКС-2011
МАКС-2011
-13
-14
-15
Силуэт сбитого БПЛА "Глобал Хок".
Силуэт сбитого БПЛА "Глобал Хок".

Удар по авиабазе Т4 8 апреля нанесли два F-15I, а эти самолеты в рутинных налетах используют нечасто. Цели, очень похоже, накрыли, отбив Ирану до 2020 г. желание поставлять Сирии ЗРК.

Противоракетная кампания ВКС Израиля продолжилась в конце апреля – начале мая. Наряду с аэропортом Алеппо 29 апреля атаке подверглась сирийская военная база, где находились не то ракеты земля-земля, адресованные Хезболле, не то ЗРК «Хордад-3». Удар наносили самолеты F-35I. Боевой дебют F-35I состоялись 14 марта 2018 г., тоже в Сирии. Первые в своей карьере боевые вылеты самолет F-35 «Лайтнинг II», как в свое время и самолет F-16 «Файтинг Фалкон», выполнил в составе ВВС/ВКС Израиля. В ночь на 8 мая удару подверглась еще одна сирийская база, где хранились иранские ракеты.

Руководство Израиля искало повод для проведения крупной воздушной операции против иранских сил в Сирии и по сокрушению сирийской ПВО. Поводом для такой операции мог стать только обстрел Израиля иранскими ракетами из Сирии, а потому апрельскую противоракетную компанию ВКС Израиля до логического завершения не довели.

Проведение крупной воздушной операции в Сирии было немыслимо без молчаливого одобрения России. Биньямин Нетаньяху посетил Москву 9 мая 2018 г., принял участие в Параде Победы на Красной площади и возложил венок к Могиле Неизвестного солдата. Нетаньяху провел переговоры с Путиным:

- Я говорил об обязанности и праве Израиля защищать себя от агрессии со стороны Ирана с территории Сирии. Состоялся хороший и полезный разговор.

9 мая 2018 г.
9 мая 2018 г.

В ночь с 9 на 10 мая по Израилю из Сирии выпустили порядка 20 неуправляемых ракет. Четыре ракеты над Голанскими высотами перехватили ЗРК «Железный купол», остальные упали, по израильской версии, не долетев до границы.

Жертв и разрушений ракетный обстрел не причинил, но через два часа после него Армии обороны, приведенная в состояние повышенной боеготовности в первых числах мая начала операцию «Карточный домик». Спланировать и подготовить достаточно крупную операцию за два часа невозможно, а потому многие израильские аналитики обвинили Нетаньяху в намеренной провокации иранцев и сознательном риске жизнями граждан государства Израиль: иранские ракеты ведь могли и долететь до какого-нибудь кибуца.

В рамках операции «Карточный домик» авиация атаковала более 50 целей на территории Сирии, огонь по сирийской территории вели артиллерия и танки Армии обороны.

Нетаньяху прокомментировал операцию «Карточный домик» в своем стиле, стиле ветерана не спецслужб, но сил специальных операций:

- Иран пересёк красную линию. Наш ответ был соответствующим. Армия обороны Израиля провела масштабную атаку по иранским целям в Сирии. Иранская операция провалилась, благодаря надлежащей подготовке наших сил как к нападению, так и к обороне. Ни одна ракета не упала на территорию Израиля. … Мы не позволим Ирану закрепиться в Сирии. Вчера я передал режиму Асада четкое послание: наши действия направлены против иранских целей в Сирии, а если сирийская армия будет действовать против нас, то мы будем действовать против нее. Именно это и произошло вчера: батареи сирийской армии выпустили по нам зенитные ракеты, поэтому мы нанесли по ним удар. … Повторяю: кто причинит нам вред – мы причиним ему вред в семь раз больший, а тех, кто только готовится причинить нам ущерб, мы упредим. Так мы поступали, и так мы будем поступать.

Нетаньяху – человек, безусловно, неоднозначный (очень мягкое определение), но в решимости и последовательности ему, в отличие от многих ведущих политиков мира, не откажешь.

Россия устами министра иностранных дел С.В. Лаврова расценило операцию «Карточный домик» как «очень тревожное событие», призвав Израиль и Иран воздержаться от взаимных провокаций.

В налете на Сирию было задействовано 28 самолетов F-15 и F-16, в том числе F-16D блок 40 из 105-й и F-16C блок 30 из 117-й эскадрилий.

Отсутствие самолетов F-16I наводит на размышления. Эскадрильи, эксплуатировавшие эти машины, в феврале 2018 г. несомненно подверглись особо пристрастным инспекциям с последующими оргвыводами.

Детальная информации о боевой нагрузки самолетов ВКС Израиля, действовавших над Сирией с 2013 г. не разглашается. Авиационные средства поражения описываются общим термином «ракета».

В ассортимент вооружения израильских F-16 в первой половине 2010-х гг. входили УР воздух – поверхность AGM-65 «Майверик» и крылатая ракета «Далила». О применении ракет «Хеллфайр» с F-16 ВВС Израиля не известно, «Хеллфайр» - оружие вертолета «Петен», который «Апач». «Далила» - штатное дальнобойное оружие F-16. Впервые эти ракеты были использованы в 2006 г. в Ливане с самолетов F-16D блок 40. Масса КР – около 200 кг, масса БЧ 30 кг. Дальность полета 250 км. Ракета оснащена небольшим ТРД, обеспечивающим максимальную скорость полета М=0,7. Ракета оснащена ИНС и приемником GPS. Наведение на конечном участке траектории осуществляется ГСН с ИК и оптическим каналами. F-16 способен нести на подкрыльевых узлах подвески до четырех КР «Далила», хотя обычно подвешивается две ракеты на внешние пилоны.

-18
F-16I с КР "Далила"
F-16I с КР "Далила"
F-16I с КАБ "Spice 2000"
F-16I с КАБ "Spice 2000"

Аэробаллистическую ракету «Rampage» официально приняли на вооружение ВКС в 2019 г. Ракета «Rampage» разработана фирмами «IAI» (Israel Aerospace Industries) и «IMI» (Israel Military Industry). В ноябре 2018 г. права на ракету «Rampage» перешли к фирме «Elbit». Впервые ее представили публично в июне 2018 г. с ремаркой «предназначена для поражения целей высшего приоритета, таких как КП и объекты ПВО; недавно прошла испытания в боевых условиях».

«Rampage» - есть не что иное, как адаптированная под воздушный старт 306-мм ракета поверхность – поверхность EXTRA (Extended Range Artillery) комплекса «Линкс». Ракета разработана фирмой «IMI». EXTRA (дальность полет 150 км, масса БЧ 120 кг) относится к неуправляемым ракетам, хотя правильнее ее именовать корректируемой. Баллистический вычислитель, отслеживающий истинную скорость относительно земной поверхности и угол сноса, в сочетании с поверхностями управления позволяет компенсировать отклонения ракеты от расчетной траектории полета. КВО ракеты EXTRA при стрельбе на максимальную дальность не превышает 10 м, что сопоставимо с точностью попадания управляемых ракет.

НИОКР по авиационному варианту MARS (Multi-purpose, Air-launched Rocket System) ракеты EXTА начались в 2012 г. Наименование MARS позже изменили на «Rampage».

Авиационный вариант получил доработанную систему управления, включающую ИНС, помехоустойчивый приемник GPS и аппаратуру сопряжения с СУВ носителя. СУВ носителя под использование новой ракеты необходимо дорабатывать. Конструкция самой ракеты существенных изменений не претерпела. УР «Rampage» при сравнительно небольшой массе (580 кг) обладает внушительной длиной - 4,7 м. Пуск ракеты «Rampage» выполняется на высотах от 3000 до 4000 футов (914 – 1219 м) в диапазонах углов тангажа от 0 до 35 град и на скоростях от М=0,7 до М=0,95. Ракета в полете развивает скорость до М=1,6, дальность полета – до 250 км. Полет выполняется по траектории, близкой к баллистической, но с возможностью выполнения маневра. На заключительном участке траектории ракета летит почти вертикальною; точность попадания – менее 10 м.

В ВКС Израиля носителями ракет «Rampage» являются самолеты F-15, F-16 и F-35. F-16 способен нести до четырех ракет «Rampage», подвешенных на пилонах под крылом; испытательные пуски с F-16 выполнялись с подфюзеляжного пилона. Партию ракет закупила Индии, в ВВС Индии ракетами «Rampage» вооружили Су-30МКИ и МиГ-29.

-21
Пуск ракеты EXTRA комплесолм "Линкс"
Пуск ракеты EXTRA комплесолм "Линкс"
Испытательный пуск УР "Rampage" с F-16I из 119-й эскадрильи.
Испытательный пуск УР "Rampage" с F-16I из 119-й эскадрильи.
-24
УР "Rampage" под крылом F-16I из 201-й эскадрильи.
УР "Rampage" под крылом F-16I из 201-й эскадрильи.

Ракеты «Rampage» обычно ассоциируются с F-16I, стрелявшими в 2020-е гг. такими ракетами по объектам в Йемене и Иране, что вовсе не отменяет возможности использования в роли носителя самолетов F-16D блок 40 и F-16C блок 30. Боевой дебют ракеты «Rampage» состоялся или в ходе операции «Карточный домик», или чуть раньше - в ходе апрельской «противоракетной кампании». Официально первый раз по реальной цели (ракетный арсенал в Масьяфе, Сирия) ракеты «Rampage» были запущены с самолетов F-16I 13 апреля 2019 г.

Под «ракетами», видимо, подразумеваются и планирующие КАБ семейства «Spice». Чем выше находится носитель в момент сброса бомбы, тем дальше летит сама бомба. Максимальная дальность полета КАБ семейства «Spice» составляет 100 - 120 км – вне пределов радиуса действия ЗРК С-125, но в пределах действия ЗРК С-200.

В операции «Карточный домик» ракеты «Rampage», предположительно, несли F-15I, в то время как F-16 стреляли крылатыми ракетами «Далила» и, не исключено, сбрасывали КАБ «Spice».

Иранские и арабские источники приводят данные по расходу боеприпасов израильскими самолетами в ходе операции «Карточный домик» и результативности работы ПВО с отсылкой к МО России:

- Сирийская ПВО перхватила и сбила 71 из 103 запущенных крылатых ракет. Четыре ракеты были выпущены по международному аэропорту Дамаска, 12 ракет - по району Аль-Дамайр на северо-востоке Дамаска; эти 16 ракет были сбиты. Сбиты также 18 ракет, запущенных по аэропорту Латакия, и 12 ракет, нацеленных на авиабазу Шайрат. Сбиты пять из девяти ракет, запущенных по авиабазе Меззе и 13 из 16 ракет, выпущенных по аэропорту Хомс. Исследовательские центры «Аль-Барза» и «Джарамана» подверглись удару 30 крылатых ракет, семь из которых удалось перехватить и уничтожить.

- сирийская ПВО израсходовала 112 ракет, в том числе

- 13 ракет ЗРК С-125, поражено пять целей;

- 8 ракет С-200, ни одного поражения;

- 21 ракета ЗРК «Квадрат», поражено 11 целей;

- 11 ракет ЗРК «Оса», поражено пять целей;

- 5 ракет ПЗРК «Срела», поражено три цели;

- 29 ракет ЗРК «Бук-М2», поражено 24 цели;

- 25 ракет ЗРПК «Панцирь», поражено 23 цели.

Информация из России вызывает доверие, но требует уточнения. Все цифири обнародовал Руководитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации генерал-майор И.Е. Конашенков на брифинге, состоявшемся 16 апреля 2018 г. – за две недели до операции «Карточный домик». Сбитый и не сбитые ракеты к Израилю отношения не имели:

- В ходе атаки на Сирию 14 апреля западные союзники (США, Великобритания и Франция) использовали 103 ракеты и управляемые авиабомбы.

«Западные союзники» результативность сирийской ПВО, оснащенной советско-российскими системами, конечно, оспорили: все ракеты и бомбы поразили цели. Военная история – дело такое же темное, как рабочие ночи ВКС Израиля. А еще военная история наглядно демонстрирует, что арабы способны скомпрометировать любую сложную систему вооружения: см. самолет F-16 на вооружении ВВС Ирака.

Сирийская ПВО в ночь на 10 мая была быть может не особо эффективной (не факт), зато интенсивной. Представитель Армии обороны говорил о минимум 160 пусках зенитных ракет. Портал Ynet (https://www.ynet.co.il/articles/mobile/0,7340,L-5342656,00.html) в статье «Масштабная операция, которая едва не привела к войне: пилоты рассказывают» опубликованной 9 сентября 2018 г., приводит слова летчик F-16C из 117-й эскадрильи майора А.:

- То была демонстрация силы. … Я наблюдал впечатляющий фейерверк, в темноте каждая зенитная ракета казалась ярче. Я не представлял, что зрелище будет настолько мощным.

Эта же статья дает представление о дистанциях, с которой выполнялись пуски. Штурман-резервист F-16D из 105-й эскадрильи майор Н., женщина:

- Мы стреляли издалека, поэтому я не видела результата удара своими глазами, но вскоре поняла по системам, что попадание было точным. … После разбора полетов, рано утром, я вернулась домой, чтобы отвезти детей в детский сад.

Типичная израильская домохозяйка не чурается боевых вылетов в промежутке между приготовлением ужина и заботой о детях.

Участники операции "Карточный домик" на фоне F-16D блок 40 из 105-й эскадрильи. Слева - майор Н., типичная еврейская домохозяйка.
Участники операции "Карточный домик" на фоне F-16D блок 40 из 105-й эскадрильи. Слева - майор Н., типичная еврейская домохозяйка.

Анализ открытых источников позволяет предположить, что удары по Сирии чаще всего наносились ракетами «Далила», а 105-й эскадрилье ВКС Израиля впору присвоить почетное наименование «Сирийская».

Армия обороны 10 мая распространила ролик прямого попадания авиационного боеприпаса в ЗРПК «Панцирь», словно на обозрение выставленный на ВПП авиабазы Меззе. ЗРПК стоял примерно в районе зоны касания бетонки колесами шасси самолетов. В «Панцирь» угодила планирующая КР «Далила».

Сирийский ЗРПК "Панцирь"
Сирийский ЗРПК "Панцирь"
Кадры из видеоролика Армии обороны.
Кадры из видеоролика Армии обороны.

Уничтожение «Панциря» вызвало много пересудов в России и мире, при этом огневая позиция ЗРПК не обсуждалась. Где еще «Панцирю» стоять, как не на взлетке? Даром «Панцирь» в металлолом превратился, так еще и ВПП из строя вышла.

Израиль, помимо задокументированного поражения «Панциря», отчитался об уничтожении РЛС 5Н62В ЗРК С-200 и пусковой установки НАР, другие пораженные ударами авиации цели не конкретизировались.

Оценить потери Сирии в средствах ПВО позволяет статистика Арабского центра изучения современной Сирии: ВКС Израиля за период с 2017 по 2022 гг. уничтожили 11 ЗРПК «Панцирь», семь ЗРК С-200, шесть ЗРК С-125 и «Оса», четыре ЗРК С-75 и четыре РЛС раннего обнаружения. В 2017 г. авиация уничтожила один комплекс, в 2018 г. – шесть, в последующие годы Сирия теряла по семь – девять комплексов ПВО. Потери серьезные, но не катастрофические, как это представляют израильские источники.

Результативность сирийской ПВО принято оценивать как низкую, поскольку ни одного самолета ВКС Израиля сирийцы после февраля 2018 г не сбили. Факт, фактом также является работа ПВО не столько по носителям, сколько по средствам поражения – ракетам и КАБам (см. брифинг Конашенкова). Косвенным свидетельством эффективности сирийской ПВО служат некоторые особенности действий авиации Израиля, в частности нанесение ударов из воздушного пространства Ливана и международного пространства над Средиземным морем, заход на цели со стороны Иордании и Ирака, использование в качестве своего рода щита военных самолетов и гражданских воздушных судов третьих стран. Средства ПВО Сирии принципиально не работали по пилотируемым самолетам США и их союзников по антиисламской коалиции. В ряде случаев, согласно как арабским, так и израильским неформальным источникам, ответчики самолетов ВКС Израиля вводили сирийцев в заблуждение, выдавая в эфир коды, соответствующие самолетам ВВС США.

Наконец, количество боевых вылетов на уничтожение средств ПВО за период с 2017 по 2022 гг. составило 12% от общего их числа. Серьезный показатель.

ВКС Израиля не занимались, как те же американцы, подавлением ПВО, разбрасывая направо и налево противорадиолокационные ракеты. Ставка была сделана на уничтожение зенитных комплексов, что отчасти объясняется отсутствием у сирийцев действительно современных зенитных средств (кроме ЗРПК «Панцирь»), отчасти наличием на самолетах F-16D блок 40, F-16I и F-15I лучших, пожалуй, в мире средств пассивной обороны, а также эффективной работой всех видов разведки.

Разведка работала, иначе не объяснить таинственный, по неизвестной причине, взрыв автомобиля сирийской армии, произошедший 6 мая 2018 г. на шоссе Дамаск – Сувейда. В числе погибших оказались бойцы расчета ЗРК С-200, сбившего F-16I.

Л.И. Брежнев в 1981 г. выразил намерение дать Израилю «укорот». Дальше намерений дело не пошло и случилась долина Бекаа с эпичным воздушным сражением, разгромом сирийской ПВО. Налеты весны 2018 г. отозвались ужесточением российской риторики в отношении Израиля, риторика – не «укорот». Долин Бекаа обернулась трагедией самолета Ил-20

Четыре F-16 около 22.00 17 сентября нанесли удар по «складам оружия и боеприпасов на западе Сирии, в Латакии , Хомсе и Тартусе» (заявление Армии обороны); оружие предназначалось Хезболле. У берегов Сирии в это же время находился французский фрегат «Овернь» типа «Аквитания». За французом присматривал сторожевой корабль «Пытливый» (проект 1135М) российского Черноморского флота.

Фрегат "Овернь", Средиземное море.
Фрегат "Овернь", Средиземное море.

В апреле 2018 г. «Лангедок», систер-шип фрегата «Овернь», принимал участие в совместном с кораблями ВМС США ракетном ударе по Сирии; брифинг МО России 18 апреля был посвящен именно этому удару. Второй массированный ракетный удар по Сирии кораблями ВМС Великобритании, США и Франции планировался на конец августа 2018 г., но его пришлось отменить из резкой реакции России. То были не слова, а дела – к берегам Сирии подошла эскадра во главе с ракетным крейсером «Маршал Устинов».

В сентябре 2018 г. самолеты ВКС Израиля дважды наносили удары по Сирии: 4 числа по объектам в районе Дамаска, 15 – по целям в окрестностях Тартуса. Вряд ли налет F-16 вечером 17 сентября был скоординирован с потенциально вероятным ракетным ударом французского фрегата, однако исключить такой вариант нельзя.

Израиль и Россия еще в 2015 г. отработали механизм взаимного оповещения о «критических» ситуациях. Израиль заранее уведомлял Россию о предстоящих ударах. Заранее – это за 15 – 20 минут до атаки. Времени вполне хватало, чтобы российские самолеты или вертолеты успели покинуть опасный район.

Вечером 17 сентября россиян уведомили о предстоящей атаке израильских самолетов за минуту до сброса ими боевой нагрузки. Над морем примерно в том же районе, где выходила в атаку четверка F-16, висел Ил-20.

Удар израильской авиации отражали сирийская ПВО. Ракета ЗРК С-200 поразила Ил-20М (заводской номер 173011504, серийный номер 115-04, регистрационный номер RF-93610). Самолет упал в воду примерно в 30 км от берега, все находившиеся на борту 15 человек погибли.

Пара Ил-20, Кубинка, май 2011 г.
Пара Ил-20, Кубинка, май 2011 г.

Официальную позицию России озвучил генерал-майор Конашенков на брифинге, состоявшемся 23 сентября 2018 г.:

- Представленные объективные данные свидетельствуют, что действия израильских лётчиков-истребителей, приведшие к гибели 15 российских военнослужащих, говорят или об их непрофессионализме, или, как минимум, о преступной халатности. … Четыре израильских F-16 наносили ракетные удары в непосредственной близости от заходившего на посадку самолёта ВКС России. … Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200». Ил-20 заходил на посадку с высоты 5 км и израильские летчики или средства управления авиацией не могли его не видеть, а по горячей линии предупреждение от израильтян поступило менее чем за минуту до удара.

-31
-32

Российские традиции – все, по сути, правильно, но в деталях обязательно следует облажаться. Заход на посадку с высоты 5 км выглядит своеобразно даже в афганском варианте. Ил-20 действительно пошел на посадку, но уже после поражения ракетой, не дотянул – шансов не было. Сбитый сирийцами Ил пытались повесить на француза. Заявление ТАСС, 02.32 18 сентября 2018 г. с отсылкой к министру обороны России:

- Самолет Ил-20 пропал с экранов радаров в момент атаки четырьмя израильскими самолетами F-16 целей в провинции Латакия. Примерно в это же время российские РЛС зафиксировали пуски ракет с французского фрегата «Овернь».

Отдельные российские акулы клавиатуры достучались до уничтожения французом, заодно с российским Ил-20, израильского F-16. Акулы не ведали про «Торнадо» ВВС Великобритании, крутившийся в то же время в том же районе.

Правительство Франции отвергло причастность фрегата «Овернь» к уничтожению Ил-20. Зачем? Зачем было кивать на французов, обладая 100% достоверной информацией о том, кто, чем и куда стрелял?

Пресс-секретарь президента Российской Федерации Д.С. Песков:

- Абсолютно поминутной и посекундной электронной информацией обо всех полетах, которые там осуществлялись, в первую очередь о полете нашего самолета, обладают наши Министерство обороны и Генеральный штаб.

События вечера 17 сентября привели к крупнейшему с 1991 г. кризису в росийско-израильских отношениях.

Израиль официально вину за уничтожение Ил-20 с экипажем на себя не взял. В заявлении Армии обороны говорилось:

- Израиль выражает скорбь по поводу гибели членов экипажа российского самолета, сбитого прошлой ночью в результате огня сирийских средств ПВО, и возлагает полную ответственность за инцидент на режим Асада, чья армия сбила российский самолет, а также считает Иран и Хезболлу соучастниками этого прискорбного инцидента. … Сирийские силы ПВО вели огонь беспорядочно и сирийская сторона не потрудилась удостовериться в том, что в воздухе нет российских самолетов.

Кошка, на самом деле отлично знала, чью мышку съела. Первые лица Израиля опасались, что России теперь, наконец-то, самым жестким образом потребует свернуть всю активность Армии обороны в Сирии. Паника – не паника, однако близко к ней.

Утром 18 сентября состоялся телефонный разговор министров обороны России и Израиля. Шойгу довел до своего коллеги, а заодно до российских СМИ, что «вина за сбитый в Сирии российский самолет и гибель экипажа полностью лежит на израильской сторон» и Москва «оставляет за собой право на дальнейшие шаги в отношении Израиля».

В дело пришлось вступить премьер-министру Израиля. Нетньяху позвонил Пуину. Позиция России после разговора смягчилась. В.В. Путин публично призвал не сравнивать сбитый Ил-20 с бомбардировщиком Су-24, сбитым в ноябре 2015 г. турецким F-16:

- Это, все-таки, другая ситуация. Тогда турецкий истребитель сознательно сбил наш самолет. Здесь скорее похоже на цепь трагических случайных обстоятельств, потому что израильский самолет не сбивал наш самолет. … Что касается ответных действий, то они будут направлены прежде всего на дополнительное обеспечение безопасности наших военнослужащих, наших объектов в Сирии, и это будут такие шаги, которые заметят все.

В Москву 20 сентября прибыла представительная делегация израильских военных во главе с Амикамом Норкиным. Главкома ВКС генерал-майора Норкина вызвал на ковер главком ВКС генерал армии С.В. Суровикин, такое ощущение.

Шагом, который заметили все, стала передача Сирии комплексов С-300ПМУ-2. ЗРК заступили на боевое дежурство в Сирии в конце октября – начале ноября 2018 г.

-33
-34

История о сирийских С-300 уходит аж в 90-е гг. Сирия неоднократно запрашивала Россию на предмет приобретения ЗРК С-300 и всякий раз получила отказ. С-300 в Сирии появились с прибытием в страну контингента российских войск. Эти комплексы к ПВО собственно Сирии никакого отношения не имели и защищали россиян - авиабазу Хмеймим и порт Тартус.

К возможности появления у Сирии ЗРК С-300 в Израиле относились со всей серьезностью. Со второй половины 2000-х гг. самолеты ВКС Израиля ежегодно отправлялись на учения в Грецию. На учениях отрабатывались две главные задачи – атака ядерных объектов Ирана и действия в условиях применения противником ЗРК С-300. Греческая община Кипра закупила ЗРК С-300ПМУ-1 в 1998 г. Комплексы из-за протеста Турции на Кипр не попали, ЗРК включили в систему ПВО Греции.

Поставленные Сирии осенью 2018 г. ЗРК С-300 обслуживали российские расчеты, а решение на их применение сирийцы могли принять только с одобрения российской стороны. Запад, Израиль тоже, все же завопил «Game changed» - правила изменялись. Вопли сменились недоумением.

Заявление представителя Армии обороны от 7 ноября 2018 г.:

- С тех пор как Сирия получила комплексы С-300, не было проведено ни одной миссии. Комплексы С-300 изменили баланс сил в регионе.

Неизвестные самолеты не появлялись над Сирией до конца 2018 г. Полеты F-16 над Сирией возобновились, но С-300 в бой не вступили.

ЗРК «Железный Купол» 20 января 2019 г. перехватил и уничтожил над Голанскими высотами ракету, запущенную из Сирии. Четыре F-16 нанесли в ответ удар по арсеналу иранского оружия в международном аэропорту Дамаска, заодно поразив средства ПВО Сирии. Результаты налета, опять же традиционно трактуется двояко – дело не в результатах налета. The Jerusalem Post, 22 января 2019 г.:

- Сирийцы применили зенитные ракетные комплексы «Панцирь» и «Бук». Но почему Дамаск не использовал комплексы С-300, которые Россия поставила Сирии в сентябре? Молчание зенитно-ракетных комплексов С-300 - загадочно и таинственно. 2 октября Россия объявила о завершении поставок комплексов С-300. По словам министра обороны Сергея Шоигу, было отправлено 49 единиц «оборудования, включая радары, машины управления и пусковые установки». После развертывания зенитно-ракетных комплексов С-300 в период с октября по конец декабря наблюдался перерыв в атаках.

- Сирийские СМИ сообщили об авиаударе, нанесенном 25 декабря, а затем 12 января. Сирия утверждает, что 12 января ей удалось сбить израильские ракеты. Тем не менее, три батареи С-300, по всей видимости, остаются в режиме ожидания.

- К началу ноября российские технические специалисты завершили перенастройку систем С-300, заменив российские коды сирийскими.

- Проблема заключается не в неэффективности С-300.

Решительные шаги, анонсированные Россией, были сделаны, заметили их все, а поняли немногие.

Трагедия с Ил-20 имела продолжение, со счастливым концом. Самолет А320 (регистрация YK-BAB) частной сирийской авиакомпании «Cham Wings», выполнявший рейс Наджаф (Ирак) – Дамаск, 6 февраля 2020 г. приземлился на авиабазе Хмеймим, поскольку авиабазу Мезза, не столь далеко от аэропорта Дамаска, в который раз атаковала четверка F-16. На борту Эрбаса находилось 172 пассажира. Ничто не мешало нанести удар раньше или позже расчетного времени посадки гражданского борта. Аэропорт Дамаск - не Хитроу и даже не Шереметьево, гражданский трафик в этой воздушной гавани интенсивностью не отличается.

А320 авиакомпании "Cham Wings", Шереметьево, май 2021 г.
А320 авиакомпании "Cham Wings", Шереметьево, май 2021 г.

После событий сентября 2018 г. самолеты большинства авиакомпаний стали облетать Сирию стороной.

Собственный ЗРК С-300 Сирия получила только в 2022 г., первый боевой пуск отмечен 13 мая в ходе отражения удара F-16 по ракетному заводу в Масьяфе. Случай сей также загадочный и таинственный: ракеты запускались по баллистической траектории, а РЛС комплекса даже не пыталась взять в захват воздушные цели. Ни одного израильского самолета сирийские ЗРК С-300 не сбили, правил игры не изменили.

Нетаньяху, сокрушаясь о трагедии 17 сентября 2018 г., упомянул о механизме деконфликтации между Армией обороны и контингентом российских войск в Сирии. По словам израильского премьера за три года, с осени 2015 по осень 2018 гг., удалось предотвратить более 200 потенциально опасных инцидентов. Наверняка имелись в виду не только удары израильских самолетов по Сирии.

Информация о противостоянии израильских и российских летчиков циркулирует исключительно на уровне слухов. Причем слухи работают в одну калитку: россияне накрутили хвоста израильтянам в ходе «совместного маневрирования» над морем, самолеты ВКС России помешали израильской авиацией нанести удар по Сирии и т.д. Подчеркну – это всего лишь слухи, позаимствованные из источников на иврите и английском языке. Истории на тему демонстрации своей крутизны летчиками ВКС Израиля отсутствуют. Напрашивается вывод: летчики ВКС Израиля имели категорический приказ не допускать любых инцидентов с самолетами и вертолетами ВКС России.

Одна из первых по хронологии историй относится к 2016 г. На морем «бодались» F-16 и Су-35. Инициатор «совместного маневрирования» остался неизвестным. Достоверность этой истории довольно высока: о ней обиняком писали израильские СМИ, поскольку летчик F-16 после полета попал в больницу с повреждением шейных позвонков. В защитные шлемы израильских летчиков интегрированы нашлемные прицелы-индикаторы DASH фирмы «Elbit». Прицел-индикатор добавляет к массе ЗШ примерно килограмм. При маневрировании с высокими перегрузками шея летчика с ЗШ, оснащенным прицелом-индикатором, испытывает бОльшие нагрузки, причем знакопеременные. Травматизм, вызванный нашлемными прицелами-индикаторами, не столь высок, но он есть – все зависит от здоровья летчик и того, насколько энергичные маневры он выполняет. Крутить на F-16 (особенно на F-16D/I) маневренный бой с Су-35 – такое себе занятие.

Два Су-34, согласно «The Times of Israel», утром 27 мая 2018 г. перехватили над Ливаном пару F-16, вынудив израильские самолеты покинуть ливанское воздушное пространство. Информация о небанальном перехвате была основана на видеоролике, размещенном в соцсетях – Су-34 в небе Ливана. Израильские самолеты в кадр не попали. Израиль и Россия от комментариев воздержались.

Су-34 над Ливаном
Су-34 над Ливаном
Су-35 над Сирией.
Су-35 над Сирией.

Пик историй о противодействии самолетов ВКС России самолетам ВКС Израиля приходится на 2019 г. Два Cу-35 перехватили 26 августа 2019 г. над Средиземным морем четверку F-16, заставив израильские самолеты отказаться от нанесения удара по Сирии. Аналогичные случаи фиксировались 10 и 19 сентября, 12 ноября. 7 декабря (https://militarywatchmagazine.com/article/su-35-in-action-russian-air-force-s-elite-intercept-israeli-jets-over-syria с отсылкой к анонимному надежному источнику) истребители Су-35 сорвали удар четырех F-16 по авиабазе Т4.

Действия российских летчиков следует рассматривать в парадигме решительных шагов, предпринятых поле 17 сентября 2018 г.

Еще одним решительным шагом России, не оставшимся незамеченным, стало совместное патрулирование: 11 октября 2018 г. самолеты ВКС России и ВВС Сирии в едином боевом порядке пролетели вдоль границ с Ливаном, Израилем и Иорданией. Второй такой полет-патрулирование состоялся 24 января 2022 г., к этому времени о патрулировании, предпринятом в октябре 2018 г., успели подзабыть.

-38
Совместное патрулирование, январь 2022 г.
Совместное патрулирование, январь 2022 г.

Сирийские ВВС весьма интенсивно действовали против повстанцев, в то время как ни одного воздушного боя, инициированного сирийской стороной, не произошло.

ТВ Сирии не раз демонстрировало сюжеты, где фигурировали истребители МиГ-23 и МиГ-29 с подвешенными ракетами «воздух – воздух». Сюжеты являлись пропагандой лишь отчасти. Сирийские истребители действительно несли боевое дежурство, о чем свидетельствуют фотографии из сирийских соцсетей – селфи, главным образом, где фоном служат абсолютно непарадные МиГи с подвешенными ракетами Р-60, Р-23, Р-73, Р-77.

-40
МиГ-23МФ, 2018 г.
МиГ-23МФ, 2018 г.
МиГ-23МФ, 2020 г.
МиГ-23МФ, 2020 г.

Наибольшую потенциальную угрозу для израильских F-16 представляли сирийские МиГ-29.

Сирия в 80-е гг. ХХ века выразила намерение приобрести в СССР около 50 МиГ-29 «изделие 9-12». Соответствующий контракт был подписан, но СССР прекратил его выполнение в конце 80-х гг. то ли по причине неплатежеспособности клиента, то ли из-за смены политической ориентации руководства Союза. Первые МиГ-29 прибыли в Сирию в 1988 или в 1989 гг., успели поставить 24 самолета. В начале 2010-х гг. эти машины (возможно не все) прошли модернизацию до уровня МиГ-29СМ, примерно соответствующему известному «СМТ», но без системы дозаправки в воздухе и накладного топливного бака. Ассортимент авиационных средств поражения пополнился УР воздух-воздух Р-77, такие ракеты Сирии были поставлены.

МиГ-29 с подвешенными УР Р-77, 2018 г.
МиГ-29 с подвешенными УР Р-77, 2018 г.
МиГ-29 с подвешенными УР Р-77, 2019 г.
МиГ-29 с подвешенными УР Р-77, 2019 г.
МиГ-29 с подвешенными УР Р-73 и Р-77, 2020 г.
МиГ-29 с подвешенными УР Р-73 и Р-77, 2020 г.
-46
Взлет МиГ-29 с УР Р-73, авиабаза Т4, 2021 г.
Взлет МиГ-29 с УР Р-73, авиабаза Т4, 2021 г.

В 2019 – 2020 гг. Сирия в два приема получила через или из Белоруссии от 10 до 20 МиГ-29 «изделие 9-13», прошедших модернизацию на АРЗ в Барановичах. Официально сообщалось лишь о поставке летом 2020 г. «второй партии» МиГов. Единственная известная фотография «9-13» без опознавательных знаков сделана в начале июня на авиабазе Хмеймим. Высказывалось предположение, будто Сирия послужила для МиГов транзитным пунктом на пути из Белоруссии в Ливию. Белоруссия также поставила Сирии контейнеры РЭБ «Талисман»; систему «Талисман» западные специалисты оценивали очень высоко. Летом 2020 г. появились первые фотографии сирийских МиГ-29 «9-12» с контейнерами «Талисман», подвешенными под правой плоскостью крыла.

МиГ-29 с контейнером "Талисман", 2018 г.
МиГ-29 с контейнером "Талисман", 2018 г.
"9-13"без опознавательных знаков, Хмеймим, лето 2020 г.
"9-13"без опознавательных знаков, Хмеймим, лето 2020 г.

Тема поставок Сирии перехватчиков МиГ-31 периодически муссировалась с середины 90-х гг. Последний раз передачу МиГ-31 сирийцам анонсировали в 2021 г. МиГ-31 ВВС Сирии так и не получили.

ВВС Сирии в теории были способны показать зубы ВКС Израиля. Не показали. Бездействие МиГов проще всего объяснить психологической травмой, нанесенной сирийцам в 1982 г. «Бешеная» сирийская ПВО, с другой стороны, заодно с израильскими ракетами и бомбами запросто посбивала бы и МиГи. Сброс боевой нагрузки F-16 выполняли на значительном удалении от целей, что в еще большей степени затрудняло действия истребителей; МиГ-29 – не тот самолет, чтобы выполнять перехват из положения дежурства в воздухе.

В штабе сирийских ВВС наверняка просчитали наиболее вероятные исходы воздушных боев сирийских летчиков с коллегами из ВКС Израиля, а потому МиГи в отражении налетов участия не принимали, хотя несли БД с УР «воздух-воздух» и регулярно работали по наземным целям.

2017 г.
2017 г.
МиГ-29 ВВС Сирии, удар НАРами, 2020 г.
МиГ-29 ВВС Сирии, удар НАРами, 2020 г.

Командование ВКС Израиля, все же, не могло не учитывать фактора наличия у Сирии вполне современных истребителей. F-16, на случай встречи с сирийскими МиГами, в обязательном порядке несли УР «воздух-воздух». Нанесение ударов с больших дистанций объясняется не только нежеланием залетать в зоны поражения сирийских ЗРК. Определенное влияние сирийские истребители на противоборство сирийской ПВО с израильской авиацией оказали. Влияние было небольшим, но оно имело место.

-52

Часть 2: https://dzen.ru/a/aUWXl_SpOUYBmfrL