Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Тысяча и один” (2023, A Thousand and One): Не ищу тебя

Независимая социальная драма “Тысяча и один” – это дебют в полнометражном кино Алины Виктории Рокуэлл, но подписывает она свои работы как A.V. Rockwell. Премьера драмы состоялась на фестивале Санденс-2023, где получила Grand Jury Prize, которая считается самой престижной на этом фестивале и влечет за собой значительное карьерное продвижение. Также эта драма является актерским прорывом для танцовщицы и хореографа Тияны Тейлор (начинала она в подростковом возрасте как хореограф в клипе Бейонсе Ring the Alarm). В 2025 году Тейлор повысила свои актерские ставки в фильме Пола Томаса Андерсона “Битва за битвой”. У Андерсона она исполнила роль революционерки Перфидии Беверли-Хиллз, не сумевшей принять перемены в своей жизни после рождения дочери – остепениться она не смогла и предпочла исчезнуть из поля зрения мужа и дочери. В драме А.В. Рокуэлл роль у нее противоположная характеру Перфидии, но тоже связана с материнством. Сценарий Рокуэлл не имеет в виду какого-либо конкретного случая из реа
Оглавление

Независимая социальная драма “Тысяча и один” – это дебют в полнометражном кино Алины Виктории Рокуэлл, но подписывает она свои работы как A.V. Rockwell. Премьера драмы состоялась на фестивале Санденс-2023, где получила Grand Jury Prize, которая считается самой престижной на этом фестивале и влечет за собой значительное карьерное продвижение.

постер к драме “Тысяча и один” (2023), режиссер А.В. Рокуэлл  | источник фото imdb
постер к драме “Тысяча и один” (2023), режиссер А.В. Рокуэлл | источник фото imdb

Также эта драма является актерским прорывом для танцовщицы и хореографа Тияны Тейлор (начинала она в подростковом возрасте как хореограф в клипе Бейонсе Ring the Alarm).

В 2025 году Тейлор повысила свои актерские ставки в фильме Пола Томаса Андерсона “Битва за битвой”. У Андерсона она исполнила роль революционерки Перфидии Беверли-Хиллз, не сумевшей принять перемены в своей жизни после рождения дочери – остепениться она не смогла и предпочла исчезнуть из поля зрения мужа и дочери. В драме А.В. Рокуэлл роль у нее противоположная характеру Перфидии, но тоже связана с материнством.

Сценарий Рокуэлл не имеет в виду какого-либо конкретного случая из реальной жизни, но вдохновлен ее личным опытом, потому что она сама росла в подобных условиях, какие описаны в фильме – правда, сама она росла в районе Куинс, а не в Гарлеме, где разворачивается действие драмы.

Сюжет

События в фильме охватывают период в 10-11 лет. И начинаются в 1994 году, когда 21-летняя парикмахерша Инес (в исполнении Тияны Тейлор), главная героиня истории, попала в тюрьму Rikers Island за кражу.

Отсидев год, она решила начать новую жизнь, где бы ей не пришлось больше связываться с “системой”, как она называла все государственные структуры.

Инес (в исполнении Тияны Тейлор) | скриншот из фильма
Инес (в исполнении Тияны Тейлор) | скриншот из фильма

Она снова пришла к шестилетнему мальчику Терри, которого называет своим сыном. Мальчик живет в приемной семье, но ему там очевидно не нравится, так как он сбегает оттуда при первом удобном случае. Сбегая очередной раз, он выпрыгивает из окна, вследствие чего оказывается в больнице. Инес навестила его и, не желая снова бросать мальчика, похищает из больницы и укрывается в Гарлеме.

Ей удается найти приемлемую квартиру, вскоре из тюрьмы выходит Лаки (в исполнении Уильяма Кэтлетта), бойфренд Инес. Инес, Лаки и Терри постепенно превращаются в обычную семью со своими проблемами.

Мысли и впечатления после просмотра

Драма “Тысяча и один” при своей узкой тематике способна затронуть душевно, даже если не жил в Нью-Йорке 1990х.

Тема материнства в драме не единственная (но главная; при этом изучается глубже и сложнее), она идет параллельно сложной социальной обстановке в городе.

Обстановка обрисовывается посредством трансляции новостей – голос ведущего сообщает, что в Нью-Йорке власти пытаются повысить уровень комфорта, но вместе с этим процветает и полицейский беспредел; мэр города распоряжается о благоустройстве районов, и в то же время полиция совершает должностные преступления против гражданского населения. А поверх всего этого остается нерешенная проблема – темнокожее население, которое социально не защищено и выживает собственными силами.

“Почему меня никто не ищет?” – спрашивает Терри после того, как Инес его похитила. Эта реплика обрисовывает проблему и Терри, и Инес, и Лаки. Они словно невидимки в большом городе – цвет их кожи делает их парадоксально неприметными для белого привилегированного класса, даже нежеланными. Каждый из этих троих в своих жизнях познакомились с приютами, и во всем мире им держаться не за кого, кроме как рассчитывать на преданность друг друга.

Выше в тексте я упомянула, что история Инес идет параллельно городским изменениям. Так, район Гарлем становится очень трудным местом для выживания как раз по причине активного процесса облагораживания и изменения образа жизни в пришедших в упадок городских районах. А обновление в свою очередь оборачивается против маргиналов и этнических меньшинств, к кому и относятся Инес, Лаки и Терри.

А.В. Рокуэлл в интервью ресурсу IndieWire сказала, что “определенные районы стали мишенью” в процессе благоустройства.

Драма “Тысяча и один” и затрагивает эту проблему – если в 90х население Гарлема было чернокожим на 95%, то к 2006 году оно сократилось на 30%. В фильме есть красноречивый эпизод, иллюстрирующий, что делалось это не всегда агрессивными методами. Новый домовладелец пришел к Инес с предложением сделать необходимый ремонт – подправить плитку в ванной комнате, починить ручку кухонной плиты и обновить фасады шкафов, но свелось к тому, что рабочие развернули более масштабную стройку. Домовладелец, прикрываясь вежливым тоном, предложил съехать из квартиры на два месяца – а это только звучит безобидно, но правда страшнее, и, скорее всего, Инес с Терри просто не удастся вернуться в эту квартиру никогда. Потому что они как раз и были жертвами системы и жителями района-мишени.

Название фильма “Тысяча и один” отражает выше названную проблему: 10-01 является номером квартиры, в которой жили Инес, Терри и Лаки, также в нем есть и философское звучание – таких историй больше тысячи, такие люди борются за свои права, лучшую жизнь и видимость.

квартира 10 01| скриншот из фильма
квартира 10 01| скриншот из фильма

У сюжета есть один интересный поворот, который как раз и разворачивает взгляд на семью, близость и материнство под интересным углом; этот поворот трогательный, он вызывает на эмоции, но не перебарщивает. Эмоциональных перегибов в фильме нет благодаря Тияне Тейлор – она довольно жесткая и резкая, и, исполняя роль, не доводит действия до чрезмерной сентиментальности. Это выдерживание тональности идет только на пользу сценам, так она вдыхает в них реальности. Инес в исполнении Тияны Тейлор тоже воинственная, как и Перфидия, но Инес обладает мягкостью, которой не было у Перфидии, и Инес порой показывает свою мягкость.

Подытоживая все выше сказанное, драма рассказывает о метафорических сиротах, но круто, если найдется хотя бы один неравнодушный человек, чтобы составить им компанию.