Возраст берет свое и хочешь или не хочешь – гормоны начинают угасать. Я задалась этим вопросом очень тщательно и некоторые моменты, думаю, в связи с новыми правилами нужно разобрать. Тогда мы поймем, почему гормоны полезны, и кому и когда они полезны и почему их должен назначать врач, почему огромная роль самого пациента?
Конечно, одна из тех проблем которую постоянно поднимают люди старшего возраста - это вопрос заместительной гормональной терапии (ЗГТ). Сегодня широко обсуждается актуальность назначения гормонов «по новому», так как в ноябре 2025 года эксперты FDA (американский регулятор лекарств) объявили о намерении снять самые строгие предупреждения — так называемые black box warnings. Это «чёрная рамка» или «чёрная метка» — с большинства препаратов для гормональной терапии менопаузы. Эксперты FDA пришли к выводу, что предупреждение больше не отражает современные данные о пользе и рисках гормональной терапии. Одновременно планируется обновить формулировки в инструкциях: убрать ссылки на риск инфаркта, инсульта, рака молочной железы и деменции для всех женщин и перейти к более индивидуальным рекомендациям.
Поэтому сегодня разберем какая индивидуальная форма гормональной терапии может быть разумной.
С чего все началось.
Исследования Инициативы во имя Здоровья женщин (WHI) и Исследования Миллиона Женщин (Million Women Study -MWS), которые приводилось в начале двухтысячных годов выявило некоторые риски при применении гормональной терапии. В конце 5-го года исследования, независимый комитет по безопасности лекарственных средств запретил использовать эстроген-прогестины, из-за очевидного повышения риска рака молочной железы и неблагоприятного общего индекса риска: ИБС, инсульт и эмболия легочной артерии.
Эксперты FDA отметили гормональные препараты «Чёрной меткой» — это самый строгий тип предупреждения в инструкции к лекарству в США. Она означает: «есть данные о риске серьёзных осложнений (инвалидность, смерть)».
После публикации данных выяснили, что дела обстоят совершенно не так опасно. И связано это с рядом факторов.
1. В исследованиях использовалось оральные формы медроксипрогестерона ацетата. Это синтетический аналог, более мощный, чем натуральный прогестерон и конъюгированные эквин-эстрогены, которые получают из мочи жеребых кобыл. В их состав входит смесь: эстрон-сульфата натрия, эквилин-сульфата натрия и другие лошадиные эстрогены в меньших количествах. Большинство этих эстрогенов не встречается у человека, ибо они синтезируются в плодово-плацентарной системе беременных лошадей.
2. Женщины не были отобраны правильно и имели дополнительно большое количество факторов риска: ожирение, курение, артериальную гипертонию, атеросклероз.
Первоначальная позиция.
Пероральные упомянутые выше гормоны довольно быстро показали повышение риска инсульта и рака молочной железы, но также отмечалось небольшое улучшение плотности костей и снижение риска рака толстой кишки. Однако риски сердечно-сосудистых осложнений были значимые - использовалась пероральная форма эстрогенов, а именно они повышают риск усиления свёртывания крови. Известно, что риск свёртывания крови очень велик для женщин, которые уже подвержены повышенному риску тромбоза из-за наследственной предрасположенности. Пероральные формы повышают содержание протромбина, фибриногена, снижают концентрацию естественных антикоагулянтов и усиливают перекисное окисление липидов в тромбоцитах. Это приводит к их активации, ускорению непрерывного внутрисосудистого свёртывания крови и снижению толерантности к тромбину.
Поэтому оральный эстроген не является безопасным. Так же выяснили, что эффект гормонотерапии имеет тенденцию к коагуляции при ожирении, диабете 2 типа и неблагоприятном анамнезе. (Writing Group for the Women's Health Initiative Investigators. Risks and benefits of estrogen plus progestin in healthy postmenopausal women. J Am Med Assoc 2002;288:321-333.)
Дальнейший анализ
В дальнейшем выявили следующее:
1. Эстрогеновые рецепторы экспрессируются в сердце и сосудах, что подтверждает идею о том, что сердечно-сосудистая система является органом-мишенью для действия эстрогенов. У женщин в перименопаузе или ранней постменопаузе с относительно неизмененными артериями эстрогены способны ускорить «позитивное ремоделирование» артерии. Благодаря этому процессу сосуд увеличивается в диаметре и сохраняется его просвет. У женщин со сформированными атеросклеротическими бляшками эстроген может способствовать эрозии бляшки с развитием острого коронарного синдрома. (Vitale C., Mercuro G., Cerquetani E., et al. Time since menopause influences the acute and chronic effect of estrogens on endothelial function. Arterioscler Thromb Vasc Biol 2008;28:348-352.)
2. Эффекты, оказываемые эстрогенами на липиды полезны: они снижают уровни липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) и липопротеина, и повышают уровни липопротеинов высокой плотности (ЛПВП). (Rossouw J.E., Prentice R.L., Manson J.E., et al. Postmenopausal hormone therapy and risk of cardiovascular disease by age and years since menopause. JAMA 2007;297:1465-1477.) Рано назначенная ЗГТ тормозит развитие атеросклероза, а ЗГТ, назначенная в поздней постменопаузе (более 9-10 лет), не влияет на его прогрессирование. Эти исследования подтверждены результатами исследования WHI Coronary Artery Calcium Study, в ходе которого было показало, что ЗГТ снижает кальцификацию коронарных артерий в возрастной группе женщин 50-59 лет. (Manson J.E., Allison M.A., Rossouw J.E., et al. WHI and WHI-CACS Investigators. Estrogen therapy and coronary-artery calcification. N Engl Med 2007;356:2591-2602.)
3. Не нужно использовать пероральные формы. На фоне трансдермальной эстрогентерапии частота венозного тромбоза на 30% ниже, чем на фоне пероральной ЗГТ. (Master F.L., Dea K., Duh M.S., et al. Does route of administration for estrogen hormone therapy impact risk of venous thromboembolism?: estradiol transdermal system vs. oral estrogen only hormone therapy. NAMS 21-st Annual Meeting (Abstract book), 2010 Chicago, p. 42.)
4. Трансдермальный эстроген применяется в дозе, которая примерно в пять раз меньше пероральной, не повышает свёртываемость, не влияет на печень.
5. На смену синтетическим препаратам, пришли более безопасные биоидентичные гормональные препараты.
Терапия гормонами сегодня.
Это благо, что сегодня мы имеем не пероральные гормоны, а гели и пластыри с биоидентичными гормонами - точной копией естественной молекулы. Со времен публикации результатов WHI уже прошло более 25 лет и медицина серьезно продвинулась, и вот в 2025году сняты ограничения. Сегодня мы уже можем использовать гормоны по-новому, однако ещё остается неразбериха в данном вопросе.
Что и как преимущественно применяют сегодня?
Биоидентичные гормоны, их получают из природных источников дикого ямса и сои. Вещества из этих растений обрабатываются лабораторным методом и структура их полностью соответствует человеческим гормонам. Благодаря этому они действуют естественно и приносят огромную пользу и меньше побочных эффектов. Имеется несколько критериев, которые важно помнить при назначении гормонов.
1. Биоидентичные гормоны сходны по строению собственным гормонам человека и не могут действовать иначе.
2. Гормоны должны быть добавлены в организм при их дефиците, безопасным способом. Например эстроген лучше применять трансдермально (в виде геля), а прогестерон можно использовать перорально или трансдермально . Тестостерон только трансдермально или сублингвально, через слизистую. Так гормоны применяются, чтобы восстановить баланс и оптимизировать здоровье человека.
3. Важно учитывать образ жизни, питание, физическую активность, уровень стресса, качество сна.
4. Прежде, чем получать ЗГТ нужно провести полноценное медицинское обследование организма и получить рекомендации врача по устранению дефицитов и дисбалансов в организме.
Если подходить разумно, гормональная терапия становится частью комплексного и безопасного ухода за здоровьем. Важно – комплексно, потому что, если постоянно отравлять организм вредной пищей, никотином, алкоголем, ни о каком эффекте гормонов речи быть не может.
Причем тут гормон роста?
Трансдермальный эстроген увеличивает показатели IGF-1 (инсулиноподобный фактор роста , норма у взрослого 175-225), то есть молекулы через которую действует гормон роста, а гормон роста помогает сжигать жир, укреплять кости и мышцы( удлинение костей, рост хрящей), улучшает состояние мозга сердца и сосудов, а также положительно влияет на общее состояние организма, поэтому гормоны невероятно полезны. Гормон роста стимулирует транспорт аминокислот в мышечные клетки, способствует синтезу коллагена в костях, коже, угнетает активность ферментов, разрушающих аминокислоты, что снижает процесс катаболизма после физических нагрузок. Он критически важен для синтеза серотонина (гормона настроения), мелатонина (гормона сна) и витамина B3 (ниацина)
Многие пациенты рассматривают гормон роста, как эликсир молодости. Отметим, что уровень гормона роста отражается в показателе IGF-1, поэтому, что сам гормон роста имеет короткий период полураспада около 20 минут, поэтому нет смысла изменять его напрямую в крови.
Оральные эстрогены снижает уровень триптофана и IGF-1, что может ускорить старение.
Гормоны и рак.
Что касается риска рака особенно рака простаты или рака груди, то у старших пациентов он повышается, это так. Но это связано не с тестостероном или эстрогеном, как часто думают, на самом деле, исключительную роль играют метаболиты. Опасные метаболиты эстрогенов и тестостерона : 4-гидроксиэстрон, 16α-Гидроксиэстрон (16α-OHE1)), которые провоцируют ожирение, гинекомастию и сердечно-сосудистые риски, а также дигидротестостерон (ДГТ), который в избытке связан с ростом простаты. Они образуются в печени в процессе детоксикации, особенно при употреблении пероральных форм.
Повышенный уровень 4-гидроксиэстрона в моче, используется как один из маркеров рака груди,16α-OHE1- так же связывают с риском развития рака молочной железы, 2-OHE1 – менее опасный метаболит.
Соотношение метаболитов, таких как 2-OHE1/16α-OHE1, используется для оценки риска онкопатологий (рак молочной железы, шейки матки, простаты), эндометриоза и других заболеваний.
Если человек имеет метаболический синдром ( повышенную массу тела, большой объём талии, инсулин резистентность) – это всегда увеличивает количество опасных метаболитов гормонов. Поэтому нужно вначале корректировать метаболический синдром. Наладить гормональную систему в целом. Снизить Индекс массы тела.
Приводим в порядок гормональный статус.
Чтобы привести свое тело в порядок, нужно отрегулировать гормональную систему в целом.
Нормализовать гормональный треугольник: надпочечники- щитовидная железа- половые железы.
Нормализовать работу надпочечников, это борьба со стрессом/ управлять стрессом через медитацию и йогу, обеспечить полноценный сон (7-9 часов), заниматься умеренными физическими упражнениями (ходьба, плавание), сбалансировать питание (добавить витамины С, группы B, магний, Омега-3), ограничить кофеин, алкоголь, пить достаточно воды и нормализовать циркадные ритмы светом, а также при необходимости использовать адаптогены (солодка, ашваганда).
Так же используем биодентичные формы дегидроэпиандростерона DHEA – снижает уровень кортизола. Так же DHEA выступает как гормон предшественник половых гормонов. Если уровень DHEA низкий, что бывает при старении организма, то яичники и клетки Лейдига в половых железах мужчин, а так же надпочечники - просто не смогут вырабатывать достаточное количество тестостерона и эстрогена. Поэтому лучшая профилактика сначала восстановить уровень DHEA.
Так же каждому известно, как важно привести в норму щитовидную железу для нормализации общего обмена в организме.
Питание
Конечно для правильного построения тела нужно получать достаточное количество белков, незаменимых жиров, витаминов и микроэлементов. Все это отдельная обширная тема.
Но, что касается гормонов, то содержание метаболитов гормонов мы можем поддержать с помощью нутрицевтиков, в случае высоких рисков рекомендуют диету, богатую индол-3-карбинолом, сульфорафаном (крестоцветные овощи: брокколи, капуста). Урсоловая кислота ингибирует пролиферацию раковых клеток путем прекращения активации сигнального белка (находится в яблоках, базилике, чернике, клюкве, цветах бузины, мяте перечной, розмарине, лаванде, орегано, тимьяне, боярышнике и черносливе). Они помогают улучшить метаболизм эстрогенов и снизить онкологические риски при сочетании с грамотной терапией.
Диагностика
На сегодня используют подход к терапии вместе с функциональными лабораторными тестами, это позволяет точно определить соотношение гормонов и оценить их функциональные резервы. Применяют анализы крови, слюны для оценки гормонов в тканях, а также анализы мочи по методу ГХ-МС, чтобы понять баланс метаболитов. Пациенты обязательно проходят обследование груди ультразвуком и маммографию.
Термография и сонография позволяет ценить состояние груди без облучения, что важно для профилактики.
Также проверяем костную плотность и сердечно-сосудистую систему, состояние печени, свертывающей системы крови, чтобы не получить осложнений.
Генетическое тестирование, показывающее, как у конкретного человека происходит гормональная детоксикация. Анализируется активность ферментов CYP1A1, CYP1A2, CYP1B1, COMT, UGT1A1, GSTT1 и GSTM1, Генетический тест MyDetox.
Это позволяет подобрать терапию и объективно оценить риски.
Вывод.
Начинать всегда нужно с модификации образа жизни и постепенно выстраивать гормональный баланс по всем направлениям. Предварительное восстановление помогает наладить профиль гормонов и достичь гармонии в организме. Добиться этого можно только при индивидуальном подходе к подборе терапии.
Считаю, что мы возвращаемся к популярной ранее профилактической медицине, где важна командная работа между врачом и пациентом. Не один раз пришёл- получил волшебную пилюлю и ушел. А разработка индивидуальной программы, постоянная коррекция, наблюдение – принесет результат. Сегодня этот принцип снова приобретает значение во всём мире. Взаимодействие создаёт устойчивые и доверительные отношения у многих пациентов, выстраивается система работы поэтапно.
1. Нормализация образа жизни
2. Обследование
3. Оценка рисков и назначение терапии
4. Наблюдение и коррекция
Использование профилактических методов (зарядка, ограничение вредной пищи, нутрицевтики, сон) приводит организм в порядок и за тем не пероральный прием (гель, крем в адекватных дозировках) гормонов - делает лечение безопаснее, это всегда на пользу пациенту.
Теперь на вопрос повышают ли гормоны риск рака? Я напомню, что высокий риск был связан с использованием гормонов на фоне уже изменённого организма, а при использовании гормонов в относительно здоровом организме - такого риска не наблюдается. Поэтому важно назначить гормоны раньше появления осложнений и проблем со здоровьем.
Если уровень риска высок мы можем скорректировать питание и образ жизни, отсрочить или исключить применение определённых препаратов, такой подход индивидуальный и решение принимаем вместе с пациентом. Именно пациент сам должен соблюдать первоначально диету, физнагрузку, отказ от вредных привычек и работать над собой, если это требуется.
Хочу подчеркнуть, что трансдермальное использование биоидентичных гормонов является более безопасным, чем пероральные синтетические аналоги соотношение риска и пользы здесь значительно лучше.
Все препараты должны отпускаться по рецепту и изначально не могут быть самолечением. Только специалисты, имеющие соответствующие законные разрешения - назначают гормоны, потому что нельзя гормоны принимать самостоятельно, либо по рекомендациям нутрициологов, лайв- коучей, целителей или фитнес тренера. Только врач может адекватно интерпретировать все результаты обследования и оценить риски. Всего доброго и, если статья понравилась прошу поддержать. Спасибо за внимание.