Найти в Дзене
Это Было Интересно

Как Главный маршал авиации стал врагом народа за одну ночь

Когда смотришь на судьбу Александра Александровича Новикова, трудно поверить, что такая биография вообще возможна. Выходец из нищей крестьянской семьи сумел взлететь на недосягаемую для большинства высоту — и с той же скоростью рухнул вниз, оказавшись за колючей проволокой. Причем рухнул так стремительно, что вытаскивать боевого маршала пришлось лично Лаврентию Берии. Будущий Главный маршал авиации родился 19 ноября 1900 года в глухой деревне Крюково Костромской губернии. Стартовые условия — хуже не придумаешь. Но именно этот человек стал первым в истории СССР Главным маршалом авиации, заместителем наркома обороны по авиации и дважды Героем Советского Союза. Фактически именно Новиков руководил всей советской авиацией в годы Великой Отечественной войны. Ни до него, ни после подобной концентрации власти в авиации в стране больше не было. Однако эта история — не о непрерывном триумфе. Это рассказ о том, как за одну ночь национального героя можно превратить в изгоя, лишить всего и отправит

Когда смотришь на судьбу Александра Александровича Новикова, трудно поверить, что такая биография вообще возможна. Выходец из нищей крестьянской семьи сумел взлететь на недосягаемую для большинства высоту — и с той же скоростью рухнул вниз, оказавшись за колючей проволокой. Причем рухнул так стремительно, что вытаскивать боевого маршала пришлось лично Лаврентию Берии.

Будущий Главный маршал авиации родился 19 ноября 1900 года в глухой деревне Крюково Костромской губернии. Стартовые условия — хуже не придумаешь. Но именно этот человек стал первым в истории СССР Главным маршалом авиации, заместителем наркома обороны по авиации и дважды Героем Советского Союза. Фактически именно Новиков руководил всей советской авиацией в годы Великой Отечественной войны. Ни до него, ни после подобной концентрации власти в авиации в стране больше не было.

Однако эта история — не о непрерывном триумфе. Это рассказ о том, как за одну ночь национального героя можно превратить в изгоя, лишить всего и отправить в лагеря. И о том, почему спасти его смог только один человек из самой верхушки власти.

Авиация вошла в жизнь Новикова далеко не сразу. С 1922 года он служил в Красной Армии, последовательно пройдя путь от командира взвода до начальника штаба. В 1930 году окончил Военную академию имени Фрунзе, и лишь в середине 1930-х оказался в авиационных частях. Но именно там он раскрылся в полной мере — как жесткий администратор, новатор и стратег.

В августе 1940 года Новиков возглавил ВВС Ленинградского военного округа, а уже 2 апреля 1942 года был неожиданно назначен командующим ВВС всей Красной Армии. Параллельно он стал заместителем наркома обороны по авиации. В годы войны Новиков фактически дирижировал действиями советской авиации на всех ключевых направлениях. Сталинград, Курская дуга, наступления 1944–1945 годов — везде ВВС играли решающую роль.

Карьерный взлет был стремительным. В марте 1943 года Новиков стал первым в СССР маршалом авиации, а в феврале 1944-го — Главным маршалом авиации. В 1945 году он получил сразу две Золотые Звезды Героя Советского Союза и орден Суворова I степени. Он имел прямой доступ к Сталину, входил в узкий круг военной элиты и казался человеком, которого уже невозможно сбросить с вершины.

-2

Но послевоенное время оказалось куда опаснее фронта.

Весной 1946 года война была выиграна, однако внутри страны началась ожесточенная аппаратная борьба. Авиационная промышленность СССР объективно отставала от западной, многие самолеты были довоенных конструкций и страдали серьезными техническими проблемами. Именно это и стало удобным поводом.

Василий Сталин, генерал авиации и сын вождя, пожаловался отцу на аварии и гибель летчиков из-за некачественной техники. Особенно часто упоминались истребители Як-9У, у которых не выдерживали нагрузки крылья. Иосиф Сталин воспринял это не как донос, а как проявление заботы и бдительности. Разбираться поручили Абакумову — главе «Смерша».

Дальше события покатились лавиной. В конце 1945 года был арестован маршал Худяков, а весной 1946-го начались массовые задержания высшего руководства авиации. 22 апреля очередь дошла и до самого Новикова. Вместе с ним арестовали наркома авиационной промышленности Шахурина, его заместителей и целый ряд высокопоставленных специалистов.

Обвинения звучали чудовищно: якобы по преступному сговору в войска намеренно поставлялись дефектные самолеты и двигатели, что привело к катастрофам и гибели пилотов. Следствие длилось меньше месяца, при этом применялось жесточайшее давление. Людей сутками лишали сна, непрерывно допрашивали, ломали психологически. В таких условиях подписывали любые показания.

Сам Новиков позже писал, что «дело ВВС» было лишь ширмой. Главной задачей следствия было добыть компромат на Жукова и других влиятельных военачальников. Новиков оказался расходным материалом.

-3

Суд состоялся 10–11 мая 1946 года. Закрытое заседание Военной коллегии Верховного суда под председательством Ульриха прошло без нормального обвинения, защиты и свидетелей. Приговор вынесли мгновенно. Новиков получил пять лет лагерей, был лишен звания Главного маршала авиации, обеих Золотых Звезд Героя и всех наград. Человек, руководивший воздушной войной страны, в одночасье превратился в заключенного.

В лагерях он провел почти шесть лет. Освобождение в феврале 1952 года не принесло облегчения: ни работы, ни перспектив, ни уважения. Больше года Новиков жил на содержании жены. Старые соратники избегали встреч — общение с «врагом народа» было опасно для карьеры. Даже те, кого он когда-то продвигал и спасал, предпочитали делать вид, что не знают его.

Все изменилось 5 марта 1953 года — в день смерти Сталина. Началась борьба за власть, и Берия сделал ставку на массовую реабилитацию репрессированных. Весной 1953 года он лично продвигал пересмотр дел авиационного руководства. 29 мая Военная коллегия Верховного суда отменила приговоры за отсутствием состава преступления.

13 июня 1953 года Новикову вернули звание Главного маршала авиации, обе Золотые Звезды и все ордена. Уже через две недели он вновь оказался в строю, возглавив Дальнюю авиацию, а затем заняв пост заместителя главкома ВВС. Его палач Абакумов вскоре сам оказался на скамье подсудимых и был расстрелян в декабре 1954 года.

Судьба Новикова — это история головокружительного взлета, жестокого падения и позднего, почти чудесного возвращения. История о том, как в сталинской системе даже самый высокий полет не гарантировал мягкой посадки.

Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.