Я уже рассказывал о том, как на портале Автор.Тудей познакомился с легендой нулевых — писателем Андреем Лукьяненко. Ещё одна знаковая фигура из мира кинематографа, журналистики и литературы — Александр Самойлов. Быть может, вам сходу ничего не скажет имя этого человека. И даже его фотография. По плодам вы узнаете его! Операция «Неман», «Москва. Три вокзала», «Морские дьяволы» и даже «Улицы разбитых фонарей».
Сценаристы всегда в тени, и это несправедливо. Александр Самойлов не только публикуется на АТ, но и читает чужие работы. Я попросил Александра приоткрыть нам творческие тайны, и он не отказал. Получилось классное интервью: читайте здесь и сейчас. Вместо традиционных цитат — тонкие афоризмы авторства нашего гостя.
На самом деле, в Петербурге все ветки метро - серые.
Библиотека, сценарии, литература: начало
Григорий Грошев: Расскажите, чего начался ваш творческий путь?
Александр Самойлов: С детского похода в библиотеку. Наверное был один из первых классов. Ну или второй. Там надо было перед получением читательского билета заполнить анкету, где был такой вопрос «кем хочешь стать». Я так честно и написал — «писателем». Потом много кем был: юным археологом, актёром, журналистом. От журнализма и пришёл к писательству. Участвовал в двух документальных сборниках криминальных очерков в 90-х, в книгах Андрея Константинова, потом стал писать сценарии в компании с Максимом Есауловым и его соавторами в разных сочетаниях.
Раньше фотографы постоянно работали с негативом. Теперь, в цифровую эпоху, негатив ушёл.
Григорий: Юмор и шутки — это врождённое или приобретённое?
Александр: Не знаю: врождённое это качество или приобретённое. До сих пор нахожусь в раздумьях на эту тему. Шутка рождается от осмысления той или иной ситуации. Какое-то время шлифую её в голове, чтобы хорошо и ёмко звучала. С шутками хорошо знакомиться с девушками и с ними же получаются жёстче всего с этими же девушками потом ссоры.
Сценарии, кино, сбывшиеся мечты
Григорий: Проект (фильм, сериал или что-то другое), которым вы гордитесь. Расскажите в двух словах.
Александр: Горжусь своим участием в проектах «Синдбад». Очень люблю исходные два фильма «Последнее путешествие Синдбада» и «Возвращение Синдбада», а потом родились «Странствия Синдбада» и «Время Синдбада». И безусловно «Операция „Неман“. Роман Богомолова „В августе 1944“ прочитал ещё в детстве, и, что называется, впечатлился. Поэтому когда предложили поучаствовать в одной из экранизаций, не задумываясь, согласился. Считаю получившийся пятисерийный сериал вполне достойной работой. Опять же, первый „военный фильм“ в литературной биографии. Теперь жду второго — восьмисерийной военной мелодрамы „Однажды расстаться“.
Вдохновение
Григорий: Александр Самойлов — писатель. Откуда он берёт вдохновение? Над чем работает прямо сейчас?
Александр: Вдохновение… Тут либо должна захватывать идея, либо возможность заработать. Сейчас в работе два сериала „Тверская 4“ и „Медведь“ и два романа на АТ „Лестрейд. Рыжий… Честный… Женатый…“ и „Ротмистр Гордеев 4“. Всё в соавторстве с замечательным Дмитрием Дашко. К сожалению, работа над сценариями отнимает огромное количество времени и сил, и на романы остаётся по остаточному принципу, чем читатели, конечно же не довольны. И если на „Лестрейда“ нам с Дмитрием ещё удаётся выкроить время, то четвёртый „Гордеев“ пока плотно завис на четвёртой главе.
Григорий: Как вы работаете над сценариями? Насколько работа отличается от написания прозы?
Александр: Работа над сценариями почти не отличается от работы над прозой. Технически, конечно, потому что это художественно — разные жанры литературы. Другое дело, что конкретно в нашей с Дмитрием работе по сценарной части много усилий и времени уходит на согласование написанного (от заявки, синопсиса и поэпизодника до собственно, серии) переделку материала по редакторским и продюсерским правкам. С прозой проще — мы тут сами себе командиры.
- Братва, сегодня мы психотерапевты. Будем избавлять Василия Петровича от комплексов. От торгового комплекса, от складского...
Григорий: Планы на 2026 год. Пожелания вашим и нашим читателям
Александр: Планы простые — закончить работу над текущими проектами, приступить к работе над новыми. Тут как раз работа по сценариям и по прозе сильно отличаются. В сценарии будущий продукт надо сперва продать, найти заказчиков. Пишем заявки, рассылаем по студиям, открыты к предложениям (студии нередко ищут сценаристов на уже имеющиеся у них проекты).
А пожелания читателям? Хорошо встретить Новый 2026 год, чтобы было, что вспомнить. И прожить его достойно, в благополучии, здоровье и любви, насколько это возможно в наше непростое время.
Беседовал: Григорий Грошев
Другие интересные интервью: