Найти в Дзене
Имхи и омги

Альмудена Грандес «Поцелуи на хлебе»

Этот район Мадрида похож на многие другие. На широких и узких улицах, в больших и маленьких квартирах живут мужчины и женщины, чьи судьбы переплелись в водовороте экономического кризиса. Он угрожает разрушить привычный уклад жизни, но испанцы никогда не были покорны судьбе. Обитатели района держатся за давние традиции и принципы: делиться последним, сохранять человечность и не позволять системе сделать из тебя жертву. Есть разновидность филгуд-литературы, которую я скорее окрестил бы "филбэд" - просто потому, что у её героев всё плохо. И это не чернуха - просто жизнь в условиях экономического кризиса бьёт ключом по голове каждому: от владельца небольшого бара на углу до врача в единственной местной поликлинике, от архитектора, вынужденного работать охранником на корпоративной парковке, до воспитательницы детского сада или парикмахерши. Здесь все друг друга знают, и всем одинаково тяжело. Да, не война, не разруха и не то чтобы совсем уж голод, но в безработице, неплатежах, ипотеке, сниж
alpinabook.ru / Бель Летр, перевод Марии Малинской
alpinabook.ru / Бель Летр, перевод Марии Малинской
Этот район Мадрида похож на многие другие. На широких и узких улицах, в больших и маленьких квартирах живут мужчины и женщины, чьи судьбы переплелись в водовороте экономического кризиса. Он угрожает разрушить привычный уклад жизни, но испанцы никогда не были покорны судьбе. Обитатели района держатся за давние традиции и принципы: делиться последним, сохранять человечность и не позволять системе сделать из тебя жертву.

Есть разновидность филгуд-литературы, которую я скорее окрестил бы "филбэд" - просто потому, что у её героев всё плохо. И это не чернуха - просто жизнь в условиях экономического кризиса бьёт ключом по голове каждому: от владельца небольшого бара на углу до врача в единственной местной поликлинике, от архитектора, вынужденного работать охранником на корпоративной парковке, до воспитательницы детского сада или парикмахерши. Здесь все друг друга знают, и всем одинаково тяжело. Да, не война, не разруха и не то чтобы совсем уж голод, но в безработице, неплатежах, ипотеке, снижении зарплат тоже хорошего мало. И единственное, что их спасает - солидарность, взаимовыручка в большом и в малом. Потому что сделанное добро однажды вернётся к тебе в самый нужный момент - если, конечно, хватит сил его дождаться.

От обычной филгуд-литературы "Поцелуи на хлебе" отличаются ещё и отсутствием сквозного сюжета. Роман больше похож на набор "сшитых" на живую нитку сцен с участием доброй сотни персонажей, в которых неимоверно сложно не запутаться. В итоге те, кто возьмут книгу на "почитать перед сном что-нибудь непритязательное", скорее всего будут разочарованы. А мне в целом, на разок, даже понравилось.

Пару слов о названии. "Поцелуи на хлебе" - испанский католический обычай целовать упавший хлеб, как бы благословляя его, прежде чем снова положить на стол. Возможно, будь я редактором, предложил бы что-нибудь более радикальное, вроде "Своевременно поднятое не считается упавшим" - как раз получится отсылка к жизни героев, где всё становится хуже, но мало кто унывает. (Это я, конечно, со своей колокольни.)

#современнаяпроза #филбэд #имхи_и_омги