Найти в Дзене
ABW

60-летие концепт-каров Opel: смотрим на самые яркие из них

В уходящем году исполнилось 60 лет с момента показа первого концепт-кара в истории Opel. С тех пор последовала целая вереница ярких и новаторских опытных прототипов и дизайнерских шоукаров – некоторые из них так и остались застывшей идеей, другие же задали общее направление развития дизайна серийных автомобилей немецкой марки. Говорим Opel, подразумеваем скучный и невыразительный автомобиль для суровых будней? Сама марка из Рюссельсхайма хоть и добилась успехов на рынке, но, по правде говоря, действительно ярких и поражающих воображение моделей в ее ряду оказалось не так уж и много. Тем не менее дизайн у Opel есть. И это вовсе не обязательно строгий и сдержанный облик – рассказ о необычных машинах с молнией на носу ABW уже публиковал. В основном это мелкосерийные машины, поэтому в этот раз сосредоточим внимание на самых запоминающихся концепт- и шоукарах. В самой фирме с гордостью говорят, что летом 1964 года Opel (еще под протекторатом General Motors) стала «первой автомобилестроитель
Оглавление

В уходящем году исполнилось 60 лет с момента показа первого концепт-кара в истории Opel. С тех пор последовала целая вереница ярких и новаторских опытных прототипов и дизайнерских шоукаров – некоторые из них так и остались застывшей идеей, другие же задали общее направление развития дизайна серийных автомобилей немецкой марки.

Говорим Opel, подразумеваем скучный и невыразительный автомобиль для суровых будней? Сама марка из Рюссельсхайма хоть и добилась успехов на рынке, но, по правде говоря, действительно ярких и поражающих воображение моделей в ее ряду оказалось не так уж и много. Тем не менее дизайн у Opel есть.

-2

И это вовсе не обязательно строгий и сдержанный облик – рассказ о необычных машинах с молнией на носу ABW уже публиковал. В основном это мелкосерийные машины, поэтому в этот раз сосредоточим внимание на самых запоминающихся концепт- и шоукарах.

В самой фирме с гордостью говорят, что летом 1964 года Opel (еще под протекторатом General Motors) стала «первой автомобилестроительной компанией в Европе, открывшей современную студию дизайна». По большому счету, с нее и начался фамильный опелевский дизайн.

Первый эксперимент

-4

В 1965 году команда дизайн-бюро Opel в Рюссельсхайме выкатила на свет свое первое творение – на автосалоне во Франкфурте был представлен Experimental GT. Двухместный спорткар с выдвижными фарами стал своего рода точкой отсчета в процессе творческого поиска опелевских стилистов.

Создатели машины явно вдохновлялись Chevrolet Corvette, хотя ее внешность с длинным передком и выпуклыми крыльями сравнивали… с бутылкой Coca-Cola. Публика и пресса приняли Experimental GT с восторгом – никто не ожидал увидеть такой экстравагантный автомобиль от Opel. Изначально немцы не собирались запускать его в серию, но уже через три года концепт превратился в серийный Opel GT и начал поступать в дилерские центры.

Шикарный «Дипломат»

-6

Первый блин комом не вышел, поэтому вскоре в заводской студии дизайна Opel закипела работа над вторым проектом. Им стало эффектное купе под названием CD – это, понятное дело, не компакт-диск, а сокращение от Coupe Diplomat. Таким 56 лет назад дизайнеры Opel представляли себе роскошное купе будущего.

Как явствует из названия, приземистый шоукар длиной 4,57 м построили на агрегатах угловатого седана Diplomat. Панели кузова CD выполнены из стекловолокна, а огромный подъемный стеклянный колпак заменял привычные двери. В салоне были установлены кожаные сиденья, имелся телефон и климат-контроль. Силовой агрегат – V8 5.4 (230 л.с.) в связке с 3-ступенчатым автоматом. В отличие от первого концепта, эта машина так и осталась фантазийным продуктом.

Роторная «Женева»

Еще одно клиновидное купе от Opel стало ярким дебютантом автошоу в Женеве 1975 года – собственно, его и назвали в честь города, где состоялось его первое появление на публике. Примечателен золотистый концепт-кар Genève не столько обликом, сколько экзотическим мотором – полвека назад инженеры-мотористы Opel, как, впрочем, и многих других автопроизводителей, экспериментировали с роторно-поршневыми двигателями Ванкеля.

-9

Из-за нефтяного кризиса работы над прожорливым мотором в General Motors были вынуждены свернуть еще в 1974 году, но Genève к тому времени уже был готов – и немцы все же решили привезти его на выставку. В 1977 году машину перекрасили в ярко-оранжевый цвет.

Юниор Бэнгла

Забавного вида компактный четырехместный Junior был представлен в 1983 году. Весила машинка 650 кг, заявленный расход топлива – всего 4 л на 100 км.

Интерьер Junior щеголял приборной панелью, собранной из съемных модулей (их можно было компоновать в произвольном порядке) и прочими фишками вроде чехлов на сиденьях, которые можно было использовать в качестве спальных мешков. Автором сего эксперимента был некто Крис Бэнгл, молодой американский дизайнер. Позже он уйдет в BMW – и это уже другая история.

Junior стал основой при создании второго поколения Corsa, которая встала на конвейер спустя 10 лет. В середине 1990-х гг. последовал проект еще более компактного и юркого сити-кара Maxx – к слову, ему мы посвятили отдельный материал.

Крылатая Monza

В 2013 году на автосалоне во Франкфурте было сорвано покрывало с экспериментального гибридного автомобиля Monza. У него нет центральных стоек и приборной панели в привычном понимании – вся информация отображается на большом дисплее во всю ширину салона.

Трехцилиндровый двигатель объемом 1 л у Monza работает на сжатом природном газе и используется в роли удлинителя хода, т.е. для привода генератора, подзаряжающего батарею. И по прошествии 12 лет эта машина с огромными поднимающимися вверх дверями («крылья чайки») выглядит свежо и интересно.

Vizor с «прицелом»

На сегодняшний день это вершина эволюции опелевского дизайна. Кросс-купе Experimental было представлено в 2023 году на мюнхенской выставке IAA Mobility в виде полноразмерного макета без каких-либо технических характеристик.

Облик концепта – это дальнейшее развитие нынешней дизайнерской концепции Bold and Pure, включая фирменное оформление передка Vizor. Это стилизация гоночного шлема – глянцевая панель теперь дополнена светодиодными полосками и подсвечиваемым логотипом, образующими своего рода «прицел» на носу. Первым пересмотренный формат «Визора» получил новый кроссовер Grandland, а впоследствии его примерят и другие модели Opel, среди которых обновленная Astra.

]]>