Найти в Дзене

«Копенгагенский художник», который опередил своё время: Пауль Фишер и живопись урбанистической души»

В пантеоне скандинавского искусства конца XIX — начала XX века Пауль Фишер (1859–1934) занимает особое место — не столько из-за признания современников, сколько благодаря необычайной интуиции и способности улавливать дух эпохи. Родившись в Копенгагене в семье, укоренённой в датской культуре и промышленности, Фишер стал художником, чьи полотна — это не просто изображения улиц и площадей, а дышащие хроники жизни европейского города в эпоху модернизации. От мастерской отца — к улицам Европы Четвёртое поколение еврейской семьи польского происхождения, Фишер вырос в атмосфере высшего среднего класса. Его отец, Филипп Август Фишер, начал как художник, но добился успеха в производстве красок и лаков — обстоятельство, которое, возможно, с детства пробудило у Пауля интерес к материалу живописи. Обучение в Королевской датской академии искусств оказалось кратковременным: два года в подростковом возрасте — и всё. Однако истинным учителем молодого художника стал сам отец, а позже — улицы Копенг

Серия "Времена года"
Серия "Времена года"
На пляже (On the beach)
На пляже (On the beach)
Балетная школа Королевского театра в Копенгагене (The Royal Theatre Ballet School, Copenhagen)
Балетная школа Королевского театра в Копенгагене (The Royal Theatre Ballet School, Copenhagen)
Жена художника Дагни и дочь Харриет
Жена художника Дагни и дочь Харриет

В пантеоне скандинавского искусства конца XIX — начала XX века Пауль Фишер (1859–1934) занимает особое место — не столько из-за признания современников, сколько благодаря необычайной интуиции и способности улавливать дух эпохи. Родившись в Копенгагене в семье, укоренённой в датской культуре и промышленности, Фишер стал художником, чьи полотна — это не просто изображения улиц и площадей, а дышащие хроники жизни европейского города в эпоху модернизации.

Катание на коньках (1907)
Катание на коньках (1907)
Купальщица на пляже (Bather at the beach)
Купальщица на пляже (Bather at the beach)

От мастерской отца — к улицам Европы

Четвёртое поколение еврейской семьи польского происхождения, Фишер вырос в атмосфере высшего среднего класса. Его отец, Филипп Август Фишер, начал как художник, но добился успеха в производстве красок и лаков — обстоятельство, которое, возможно, с детства пробудило у Пауля интерес к материалу живописи. Обучение в Королевской датской академии искусств оказалось кратковременным: два года в подростковом возрасте — и всё. Однако истинным учителем молодого художника стал сам отец, а позже — улицы Копенгагена.

Классическая сцена с двумя женщинами у фонтана (Classical scene with two women with water jars next to a fountain)
Классическая сцена с двумя женщинами у фонтана (Classical scene with two women with water jars next to a fountain)
Летний день на берегу (Summer day on the beach)
Летний день на берегу (Summer day on the beach)
Цветочный рынок (At flower square)
Цветочный рынок (At flower square)

Уже в 1878 году, поступив на фабрику отца, Пауль не оставлял кисти. Он начал регулярно участвовать в весенних выставках в Шарлоттенборге — главном арт-форуме Дании того времени. Его ранние работы, полные внимания к деталям городской жизни, принесли ему прозвище «Københavns maler» — «Копенгагенский художник». Это был не просто ярлык, а признание: он видел город иначе — не как фон, а как живой организм, пульсирующий в каждом окне, каждой брусчатке, каждом прохожем.

Загорающие в дюнах (1916)
Загорающие в дюнах (1916)
Две девушки, танцующие с вуалями (Two young girls dancing veil dance)
Две девушки, танцующие с вуалями (Two young girls dancing veil dance)
Девушка на велосипеде.
Девушка на велосипеде.

Париж как поворотный пункт

Пребывание в Париже с 1891 по 1895 год стало для Фишера художественной трансформацией. Там он открыл для себя яркие, насыщенные цвета импрессионистов и постимпрессионистов. Его палитра осветлилась, мазки стали свободнее, а композиции — динамичнее. Вернувшись в Данию, он уже не ограничивался Копенгагеном: его кисть оживляла улицы Стокгольма, Осло, Рима и Берлина. В 1890–1910 годах репутация Фишера достигла пика — именно в эти годы он стал ведущим живописцем «европейского мегаполиса на севере».

Старый Год и Новый Год встречаются на шпиле церкви в центре Копенгагена
Старый Год и Новый Год встречаются на шпиле церкви в центре Копенгагена
1860-1934)
Рожденная морем Венера (The sea-born Venus)
1860-1934) Рожденная морем Венера (The sea-born Venus)
Фишер Пауль Густав (Paul Gustave Fischer; 1860-1934)
Фишер Пауль Густав (Paul Gustave Fischer; 1860-1934)

Особый интерес вызывают его сцены купания — солнечные, жизнерадостные, иногда с обнажёнными фигурами. Эти работы, вдохновлённые духом свободы и природы, опережали своё время в консервативной Дании. Не менее важен его вклад в плакатное искусство: под влиянием Стейнлена и Тулуз-Лотрека Фишер экспериментировал с графическим стилем, внося в него датскую элегантность и лаконичность.

Сожжение ведьмы в Средние века
Сожжение ведьмы в Средние века
Две девушки, одеваются после купания (On the beach. Two young girls are getting dressed after a swim
Две девушки, одеваются после купания (On the beach. Two young girls are getting dressed after a swim

В тени Туксена — и над ним

В ту эпоху датским искусством заправлял Лауритс Туксен — мастер парадных портретов и академической живописи. Фишер, напротив, был художником улицы, повседневности, атмосферы. Критики часто недооценивали его «непретенциозность», но публика — покупала. И в этом была его победа.

Две девушки на пляже, Хорнбек
Две девушки на пляже, Хорнбек
На берегу (On the beach)
На берегу (On the beach)
Фишер Пауль Густав (Paul Gustave Fischer; 1860-1934)
Фишер Пауль Густав (Paul Gustave Fischer; 1860-1934)

Ярчайшим подтверждением признания стало событие 1905 года: когда Норвегия обрела независимость от Швеции, король Хокон VII обратился не к Туксену, а к Фишеру с заказом — создать картину, увековечивающую исторический момент. Этот выбор был не просто дипломатическим жестом; он подтверждал, что Фишер воспринимался как художник, способный передать не пафос власти, а сердцебиение нации.

Девушки готовятся к купанию
Девушки готовятся к купанию
Утренний туалет
Утренний туалет
Поль Густав Фишер Paul Gustave Fischer 1860-1934)
Поль Густав Фишер Paul Gustave Fischer 1860-1934)

Личная жизнь и наследие

Жизнь Фишера была полна перемен — два брака, творческие странствия, постоянный поиск. Его первая жена, Дагни Греннеберг, разошлась с ним, а во втором браке с концертной певицей Мартой Вильгельмин Йенсен он нашёл гармонию в последние годы. Умер он в 1934 году в Гентофте — неподалёку от любимого Копенгагена, чьи улицы навсегда остались запечатлёнными в его полотнах.

Девушки на пляже в Бастаде
Девушки на пляже в Бастаде
Молодая служанка покупает рыбу на рынке на Gammel Strand, Копенгаген
Молодая служанка покупает рыбу на рынке на Gammel Strand, Копенгаген
Соффи Лассон играет на гитаре (Soffy Lasson playing the guitar)
Соффи Лассон играет на гитаре (Soffy Lasson playing the guitar)

Сегодня Пауль Фишер вновь в центре внимания. Его работы — мост между реализмом и модернизмом, между датской традицией и европейской авангардной чувственностью. Он не стремился к громким манифестам, но именно в его тишине — между фонарными столбами и трамвайными рельсами — слышится голос целой эпохи.

Все публикации канала увидят только подписчики.