Найти в Дзене

Какие нарушения в решениях по делу Долиной и Лурье выявил Верховный суд

Верховный суд России опубликовал определение по делу о квартире Долиной, которая была продана под влиянием телефонных мошенников. В документе суд пояснил, почему отменил все решения судов нижестоящих инстанций и какие правовые нормы были неверно применены при рассмотрении дела. По выводам Верховного суда, в ходе рассмотрения дела допущены существенные нарушения норм гражданского права. В чём ошиблись суды по делу Долиной расскажем в статье. Верховный суд выявил следующие нарушения:
Во-первых, суды ошибочно трактовали сделку как ничтожную, тогда как она подлежала оспариванию. Признать сделку недействительной можно не в любом случае по воле одной из сторон, а только в строго перечисленных законом ситуациях. Это касается пороков воли: недееспособности стороны, заблуждения, обмана, насилия или угрозы, а также неблагоприятных обстоятельств. В большинстве случаев эти пороки служат основанием для признания сделки oспоримой, а не ничтожной. Верховный суд подчеркивает: важнее не внутренняя во

Верховный суд России опубликовал определение по делу о квартире Долиной, которая была продана под влиянием телефонных мошенников. В документе суд пояснил, почему отменил все решения судов нижестоящих инстанций и какие правовые нормы были неверно применены при рассмотрении дела. По выводам Верховного суда, в ходе рассмотрения дела допущены существенные нарушения норм гражданского права. В чём ошиблись суды по делу Долиной расскажем в статье.

Верховный суд выявил следующие нарушения:
Во-первых, суды ошибочно трактовали сделку как ничтожную, тогда как она подлежала оспариванию. Признать сделку недействительной можно не в любом случае по воле одной из сторон, а только в строго перечисленных законом ситуациях. Это касается пороков воли: недееспособности стороны, заблуждения, обмана, насилия или угрозы, а также неблагоприятных обстоятельств. В большинстве случаев эти пороки служат основанием для признания сделки oспоримой, а не ничтожной. Верховный суд подчеркивает: важнее не внутренняя воля, а внешнее проявление воли — волеизъявление, ведь именно оно влечет гражданско-правовые последствия.

Во-вторых, заблуждение не всегда является основанием для недействительности сделки. Сделка может быть признана недействительной только если заблуждение было крайне существенным: «не всякое заблуждение — порок сделки; только существенное заблуждение, при котором разумно и объективно оценивая ситуацию, сторона не стала бы заключать сделку вовсе». Оценка существенности заблуждения должна осуществляться в каждом конкретном деле с учётом того, была ли продавцом проявлена осмотрительность. В деле Долиной она полагала, что заключает сделку ради защиты своей собственности от мошенничества и что впоследствии покупка-продажа будет отменена, а право собственности возвращено. Однако Верховный суд указал, что её заблуждение относительно мотивов сделки и её последствий не может служить основанием для признания сделки недействительной.

В-третьих, не учтена тематика купли-продажи жилья. Верховный суд указал на то, что суды не учли характер самой сделки — куплю-продажу недвижимости. Суть такой сделки и гражданско-правовые последствия, связанные с ней (переход права собственности), являются общеизвестными, напомнил Верховный суд. «Любое лицо, обладающее аналогичным с истцом уровнем знаний и опытом, проявляющее должную осторожность и внимательность, как ожидаемо от участника гражданского оборота при вступлении в правоотношения, объективно должно было осознавать юридические последствия каждой совершаемой им сделки как юридического акта», — говорится в определении Верховного суда. «Дееспособный гражданин должен первым делом нести ответственность за последствия своего поведения, что следует, в том числе, из смысла закона, устанавливающего базовые принципы гражданского законодательства», — пояснил Верховный суд.

В-четвёртых, не учтены права второй стороны сделки. При рассмотрении дел об оспаривании сделок, совершённых под влиянием заблуждения, недопустимо предоставлять второй стороне меньшую защиту, чем той, на которую рассчитывали мошенники, отметил Верховный суд. «Более того, в отдельных случаях возможность оспаривания таких сделок законодатель связывает с необходимостью оценки поведения другой стороны сделки, допуская признание её недействительной только если контрагент знал или должен был знать о порочности», — уточняет определение Верховного суда. Даже если суд установил, что одна из сторон действовала под влиянием заблуждения, запрет суду не исследовать и не оценивать добросовестность второй стороны недопустим, подчёркивают в Верховном суде.

В-пятых, двусторонняя реституция проигнорирована неуместно. Согласно ГК РФ, даже при наличии существенного заблуждения, суды не вправе полностью отказаться от двусторонней реституции. Верховный суд указал, что она применяется за исключением строго ограниченных случаев, а к делу Долиной и Лурье такие исключения не относятся. В определении Верховного суда отмечается, что прежние выводы судов были неправомерно проигнорированы. По итогам заседания 16 декабря 2025 года Верховный суд отменил решения нижестоящих судов о признании сделки купли-продажи жилья недействительной и возврате права собственности Ларисы Долиной. Сделка сохранила силу, а право собственности осталось за Полиной Лурье.

Заходите на официальный сайт Эволюция недвижимости! Будем рады помочь с вопросами любой сложности!