Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ В СССР

Дух противоречия силен в людях. Стоит лишь заговорить о катастрофической неграмотности в Российской империи, тут же сыплются контрдоводы. «А у меня прадед царскую гимназию закончил, а прабабушка Бестужевские курсы, а другой мой предок, путиловский рабочий, умел читать, писать, считать, знал таблицу умножения, а также был знаком с трудами Каутского и Плеханова». Немногочисленные потомки дворян, купечества, чиновников и университетской профессуры в этих дискуссиях не участвуют — их предки были светочами разума. Апологеты «золотого века» старой России часто ссылаются на «книжки-копейки» Ивана Сытина, ведь миллионными тиражами они выходили, тут тебе и сказки Пушкина, и стихи Некрасова, офени-коробейники с этой литературой по деревням ходили, значит, грамотен был мужик, значит, большевики приписывают себе не свои заслуги. Тут следует взять спорщика за шкирку и ткнуть носом в результаты переписи 1897 года. Из 126 миллионов опрошенных, 4/5 — 80 процентов — объявили себя неграмотными. За 20 ле
Фото: mosarchive.mos.ru
Фото: mosarchive.mos.ru

Дух противоречия силен в людях. Стоит лишь заговорить о катастрофической неграмотности в Российской империи, тут же сыплются контрдоводы. «А у меня прадед царскую гимназию закончил, а прабабушка Бестужевские курсы, а другой мой предок, путиловский рабочий, умел читать, писать, считать, знал таблицу умножения, а также был знаком с трудами Каутского и Плеханова». Немногочисленные потомки дворян, купечества, чиновников и университетской профессуры в этих дискуссиях не участвуют — их предки были светочами разума.

Апологеты «золотого века» старой России часто ссылаются на «книжки-копейки» Ивана Сытина, ведь миллионными тиражами они выходили, тут тебе и сказки Пушкина, и стихи Некрасова, офени-коробейники с этой литературой по деревням ходили, значит, грамотен был мужик, значит, большевики приписывают себе не свои заслуги.

Тут следует взять спорщика за шкирку и ткнуть носом в результаты переписи 1897 года. Из 126 миллионов опрошенных, 4/5 — 80 процентов — объявили себя неграмотными. За 20 лет на ниве народного просвещения было сделано очень много, к 1917 году число начальных школ выросло в два раза, грамотность достигла почти 40 процентов. Всё это, конечно, замечательно, только вот кайзеровская Германия, главный соперник России, к тому моменту была грамотной практически по-го-лов-но – 99%. Что и сказалось на результатах Первой мировой войны.

Большевикам досталось тяжелое наследство. Борьба с неграмотностью велась с той же непримиримостью, с какой сражались с Деникиным, Колчаком, Врангелем. В 19-ом году в разгар Гражданской войны был принят декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Всем неграмотным гражданам Республики в возрасте от 8 до 50 лет вменялось в обязанность учиться. Уклоняющимся от букваря грозила уголовная ответственность, вплоть до тюрьмы. Были и поощрительные меры. Взрослым дядям и тетям, учившимся читать по слогам и считать на палочках, на два часа сокращали рабочий день. Добровольцам, приходившим учителями в «ликпункты» (пункты ликвидации безграмотности), выдавали продуктовые пайки. «Грамотный! Научи безграмотного!» Это был лозунг эпохи.

Борьба с неграмотностью в СССР. Разговор с Ириной Абанкиной, заслуженным профессором Института образования, слушайте сегодня в 14.00 в программе «Архивные тайны» на Радио ЗВЕЗДА.

СССР
2461 интересуется