Найти в Дзене

Эстетика лёгкого головокружения: Аарон Торн о творчестве Ольги Устиновой

Каждый художник, испытывая неимоверную тягу к творчеству, каких бы учителей или наставников из настоящего или прошлого он для себя не выбрал, будь то: творцы русского неоклассицизма, воспетые Александром Бенуа (вдохновляемые традициями античности и эпохой Ренессанса), или даже молодые парижские бунтари с берегов Сены, дерзко отвергнувшие салонно-академический догматизм минорно засыпающей эпохи классической живописи, - кто бы то ни был для художника в начале его изыскательского пути, затем он старательно отодвигает эти каноны, уводя их на второй, или даже третий план… так как раздуваемое внутренними мехами личностное эго художника постоянно рвётся наружу, желая привнести именно себя и только себя на Голгофу возвышенного Искусства. Так и у Ольги Устиновой, в чьём творчестве может угадываться отголосок французской школы конца XIX века и, пожалуй, даже лёгкий флёр рококо, но без излишней детализации «утяжеляющей» по мнению художницы холст. Поэтика ноктюрнов Шопена и мелодика «Времён года

Каждый художник, испытывая неимоверную тягу к творчеству, каких бы учителей или наставников из настоящего или прошлого он для себя не выбрал, будь то: творцы русского неоклассицизма, воспетые Александром Бенуа (вдохновляемые традициями античности и эпохой Ренессанса), или даже молодые парижские бунтари с берегов Сены, дерзко отвергнувшие салонно-академический догматизм минорно засыпающей эпохи классической живописи, - кто бы то ни был для художника в начале его изыскательского пути, затем он старательно отодвигает эти каноны, уводя их на второй, или даже третий план… так как раздуваемое внутренними мехами личностное эго художника постоянно рвётся наружу, желая привнести именно себя и только себя на Голгофу возвышенного Искусства.

-2

Так и у Ольги Устиновой, в чьём творчестве может угадываться отголосок французской школы конца XIX века и, пожалуй, даже лёгкий флёр рококо, но без излишней детализации «утяжеляющей» по мнению художницы холст. Поэтика ноктюрнов Шопена и мелодика «Времён года» Вивальди живут в синергичной гармонии с эстетичными мастихиновыми мазками Ольги. Устинова выбрала для своего письма эдакий «летящий почерк», некую воздушность образов, чтобы посыл исходящий от картин в моменте создавал атмосферу теплоты и уюта в пространстве, в котором они оказываются, пусть даже на самое непродолжительное время.

-3

Взрослея, со времён художественного училища, Ольга, следуя своей страсти, каждый год подпитывает насмотренность бесконечными путешествиями. И как-то по-особому, со свойственной ей любовью отражает реальность на своих картинах: будь то томящееся в холодном бокале бордо с видом на Эйфелеву башню или длинные тайские лодки среди бирюзы сиамских волн… и даже уснувший в пожухлом бурьяне обветшалый домик, - всё это на её полотнах рассказано с искренней и неподкупной душевностью. В картинах Устиновой зритель безошибочно улавливает лёгкость мировосприятия, то чего так не хватает многим художникам, которые выбрали творчество как бег от серой действительности. Филигранно владея мастихином в технике a la prima она никогда не «мучает» холст натужными родами идеи, а уже подходя к белому полотну (без праздных набросков) видит то ЧТО должно проступить на вожделенно-изнывающей до её творчества материи.

-4

И потому её живопись ощущается как редкое сегодня умение быть утончённой без излишней эмоциональной сентиментальности. Это и есть искусство тихого воздействия, сродни старым парижским интерьерам, где каждая прочерченная линия знает строго отведённое ей место, а прошедший сквозь витражи свет только ему подаренное мгновение. И зритель, наблюдая за работами Устиновой, задержав дыхание, понимает, что пред ним не просто пейзаж или натюрморт, а тщательно сохранённый миг красоты, который убедителен без натужного пафоса громких слов. Её летящий, жирный мазок придаёт нежность полотну и «вкусность» деликатеса, родня с эстетикой fin de siècle, когда красота ценилось не за ясность, а за способность ускользать, подобно запаху скошенной травы, который невозможно удержать, но прописав в сознании практически невозможно забыть.

-5

И хочется отметить ещё одну деталь, которая превращает автора уже в институцию. В Дзержинске, далёкой осенью 2009 года, Ольга Устинова открыла первую частную художественную галерею «Montmartre», сделав родной город не только местом жизни, но и местом художественного события. «Монмартр» в Дзержинске звучит как культурная дипломатия без виз и протоколов, с тонкой отсылкой к знаменитому району Парижа, который является местом притяжения самой знаменитой творческой богемы от скульпторов и живописцев до хореографов и композиторов. И однажды зайдя в гости, с любопытством срефлексировав на необычную вывеску, впечатлённый зритель раз за разом упрямо возвращается к её необычайно лёгким и светлым картинам за своей индивидуальной порцией искреннего эстетического наслаждения… Ведь живопись Устиновой живёт гораздо дольше самих сюжетов: она хранит не сколько само событие, а атмосферу, в которой так хочется остаться… и получив отдохновение прожить его как можно de longue*.

*de longue (франц.) – очень долго

** fin de siècle (франц. «конец века») – термин, обозначающий характерные явления рубежа XIX и XX веков в истории европейской культуры

Аарон Гельруд-Торн Министерство PRОПАГАНДЫ

-6
-7
-8