Wiener Staatsoper — Don Carlo Пятьдесят оттенков чёрного. Или как Верди превратился в модный диагноз эпохи. Если бы Верди жил сегодня, он бы писал не оперы, а политические колонки для The Economist — настолько Don Carlo в Венской опере звучит как диагноз миру. Кирилл Серебренников, как опытный хирург истории, вскрывает не просто партитуру, а целый гардероб цивилизации. Исторический костюм здесь — не украшение, а улика. На сцене не двор Филиппа II, а НИИ по изучению и сохранению оперных персонажей. Архив, лаборатория, музей — всё сразу. Герои примеряют костюмы, как чужие судьбы: аккуратно, с опаской и неизбежно вживаясь. Как говорил Оскар Уайльд, «человек меньше всего бывает собой, когда говорит от своего имени» — дайте ему костюм, и правда полезет наружу. Исключение — Поза в исполнении Этьена Дюпюи. Он не из прошлого, он из новостной ленты. Активист, эколог, борец с рабским трудом швейных фабрик. Его аутодафе — не средневековый костёр, а планета Земля, горящая в прямом эфире. Верди бы