Франция, конец XVI века. Эпоха, когда грань между фольклорной сказкой и уголовным делом была стерта, а судебные протоколы пестрели показаниями о ведовстве и ликантропии. Пока на кострах инквизиции полыхали сотни невинных жертв, в деревнях по-прежнему свирепствовал голод и бродили настоящие волки.
Именно в этот зловещий период, на фоне чумы и всеобщего страха, развернулось одно из самых резонансных и, одновременно, переломных дел в истории французской юстиции. Это история о человеке, которого суд города Анжера приговорил к сожжению за то, что он, «приняв облик волка», убил и съел ребенка. Это история о Жаке Ролле, «Оборотне из Анжу».
Дело Ролле, начавшееся как рядовой (по меркам того времени) процесс над одержимым демоном, завершилось сенсационным вердиктом: не злоба и не колдовство, а чистое безумие. Это был момент, когда свет зарождающейся рациональности впервые пробился сквозь средневековый мрак, изменив судьбу человека, чье тело было покрыто человеческой плотью.
I. УЩЕЛЬЕ ЛУАРЫ: Встреча с нечеловеком (4 августа 1598)
В августе 1598 года в долине реки Луары стоял гнетущий зной, усугубленный страхом перед разразившейся чумой. Однако 4 августа местный лучник из гвардии города Анжер, Симафьен Домон, столкнулся с ужасом иного рода.
Продвигаясь по дикой местности, Домон наткнулся на странную фигуру. Это был обросший, полуобнаженный человек, с косматой бородой и длинными, нестриженными волосами. Руки его были по локоть залиты кровью. Домон, охваченный паникой, бросился бежать сквозь заросли ракитника.
Когда он добрался до ближайшего поселения, то узнал о недавней трагедии: волки растерзали 15-летнего юношу. Крестьяне, обнаружившие тело, преследовали зверей. Двоих волков удалось отогнать от останков, а третьего потеряли, но взамен нашли в кустах то самое существо, с которым только что столкнулся лучник.
В 1599 году, в книге «Рассуждения о ликантропии», Бовуа де Шевенкур оставил жуткое описание арестованного:
«…его волосы не спадали до плеч, ногти были невероятно длинными, настолько длинными, что это казалось почти невероятным. Они были настолько отвратительными и мерзкими, что ни один светский человек не мог к нему приблизиться. Все его тело было покрыто жиром толщиной в два пальца, глаза были посажены очень глубоко и были тусклые, а брови нахмуренными».
Но самым ужасающим было другое: на изогнутых, похожих на когти, ногтях Ролле все еще висели клочья человеческой плоти.
Арестованного звали Жак Ролле. Он был бродягой, нищим, просившим милостыню вместе со своим братом Жаном и двоюродным братом Джульеном.
II. ГАЛЛЮЦИНОГЕННАЯ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ: Мазь и Шабаш (Непроверенные факты)
Когда крестьяне спросили Ролле, что он делал на месте преступления, он ответил просто: «Ничего». Но на вопрос, кто съел ребенка, его ответ стал первым звеном в череде странных и неправдоподобных признаний.
«Это был я, мой брат и мой двоюродный брат», — заявил Ролле, утверждая, что все трое являются оборотнями, способными перевоплощаться в волков.
Переведенный 7 августа в тюрьму города Анжер, Жак Ролле дал официальные показания. Он утверждал, что обратился в волка при помощи некой волшебной мази, и сознался в том, что съел и покалечил не только этого мальчика (Мишеля Кормье), но и множество других детей, а также руки и кисти «бедных женщин».
Историческая Вставка: Эпидемия Мази
Именно здесь, в центре дела Ролле, появляется тот элемент, который связывает эту историю с более ранними и более широкими процессами ликантропии во Франции — колдовская мазь.
Случаи, подобные делу Ролле, не были единичными. В течение примерно ста лет (конец XV — начало XVII века) Франция переживала настоящую «эпидемию оборотней». Самые известные дела — «Оборотень из Доля» (Жан Гарнье) и «Оборотень из Полиньи» — имели поразительное сходство с историей Ролле:
1. Наличие Мази: Превращение происходило не через пояс или волчью шкуру (как в германских или славянских мифах), а через натирание тела специальной мазью.
2. Незнакомцы в Черном: В большинстве других дел мазь давали некие таинственные незнакомцы в черном. В деле Ролле, однако, он утверждал, что мазь ему дали родители, что наводит на мысль о возможном существовании некоего языческого культа, передававшего свои знания и ритуалы из поколения в поколение.
3. Ведьминские Шабаши: Ролле также признался в посещении «ведьминских шабашей» — ночных сборищ в дикой местности, где оборотни, ведьмы и колдуны встречались для нечестивых обрядов.
Ввиду того, что эта информация (существование мази, шабашей и превращение) основана исключительно на признаниях подсудимых под пытками или в состоянии аффекта.
III. ДИАЛОГ С ДЕМОНОМ: Допрос судьи Эро
Дело Ролле вызвало огромный общественный резонанс. Им заинтересовался даже знаменитый французский юрист и демонолог Пьер де Ланкр — инквизитор-любитель, который, действуя по собственной инициативе, отправил на костер сотни людей, обвиненных в колдовстве. Ланкр, сторонник демонической версии, сразу же подчеркнул связь Ролле с Сатаной и темными силами.
IV. ПЕРЕЛОМ: Апелляция и диагноз «Безумие»
5 октября 1598 года суд города Анжера вынес приговор: Жак Ролле был признан виновным в убийстве и каннибализме и приговорен к повешению с последующим сожжением.
На этом история могла бы закончиться, как и сотни других дел об оборотнях, но в дело вмешался неожиданный поворот — была подана апелляция (кем именно, история умалчивает). Дело перешло на рассмотрение в Парижский суд.
Именно в Париже показания Ролле приняли совершенно невообразимый оборот. В тюрьме подсудимый начал нести «откровенный бред», который уже не вписывался даже в рамки демонологии:
Непроверенная Информация Ролле заявил, что помимо детей, он также съел телеги с железными ободами, ветряные мельницы, а также адвокатов и прокуроров. О последних он сказал, что «у них было настолько жёсткое мясо, что он даже не смог его переварить».
Эти абсурдные заявления заставили парижских судей, которые, по-видимому, были менее подвержены местному суеверию, чем их коллеги в Анжере, усомниться в колдовском следе.
Судьи пришли к беспрецедентному выводу, который стал водоразделом между Средневековьем и Новым временем. В 1603 году Жак Ролле не был сожжен.
Вместо казни Парижский суд постановил:
«В этом бедном больном было больше безумия, чем злобы или колдовства»
Жак Ролле был приговорен всего к двум годам заключения в больнице Сен-Жермен-де-Пре. Судьи надеялись, что с «Божьей помощью он вернется на путь истинный». После этого его следы теряются.
V. ДОСЬЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ: Четыре версии Казуса Ролле
Дело Жака Ролле является классической загадкой для историков и медиков. Что же на самом деле двигало им: злой умысел, массовое помешательство или болезнь?
Версия 1: Клиническая Ликантропия и Галлюциногены
В свете показаний, данных Ролле, наиболее убедительными выглядят две взаимосвязанные медицинские гипотезы.
А) Клиническая Ликантропия (Психическое Расстройство): Этот диагноз описывает редкое психическое расстройство, при котором человек страдает иллюзией или галлюцинацией, что он способен превращаться в животное (волка, пса, кота). Ролле, убежденный в своей волчьей сущности, но неспособный описать физическое превращение головы, идеально вписывается в этот синдром. Парижские судьи, вероятно, интуитивно распознали в нем не преступника, а больного.
Б) Колдовская Мазь (Психоактивные Вещества): Ученые предполагают, что мазь, фигурировавшая во всех французских процессах, могла быть приготовлена из жира и галлюциногенных растений (например, белладонны, белены или мандрагоры). Нанесение такой смеси на тело (часто в места с тонкой кожей) вызывало сильные галлюцинации. Человек мог действительно физически ощущать себя волком и, находясь в психотическом состоянии, совершать зверства. Эта версия объясняет, почему Ролле был так уверен в своей трансформации.
Версия 2: Бешенство (Rabies)
Удивительный и до сих пор малоизученный факт из дела: во время заключения Ролле отказывался от воды, хотя сразу после ареста выпил целое ведро. Этот, казалось бы, незначительный нюанс может указывать на водобоязнь — ключевой симптом бешенства (гидрофобия).
Бешенство вызывает агрессию, неадекватное поведение, галлюцинации и, в запущенных стадиях, желание кусать. Если Ролле был укушен зараженным волком (что в те времена было обычным явлением), это объяснило бы его странное поведение, каннибализм и отказ от воды, а также его «волчьи» ощущения без помощи магии.
Версия 3: Языческий Культ (Социально-Историческая Гипотеза)
Повторяемость мази, шабашей и роли «незнакомцев в черном» в делах об оборотнях заставляет некоторых историков видеть в этом не просто фольклор или психоз, а остатки древних языческих культов. Во многих культурах Европы (от Прибалтики до Италии) существовали тайные общества, члены которых верили, что могут превращаться в волков для борьбы со злом или для ритуального единения с природой (например, культ «бенданти» в Ливонии). Ролле мог принадлежать к такому «волкодлакскому» культу, где галлюциногенная мазь использовалась для достижения транса. Тот факт, что он назвал своими сообщниками родственников, лишь укрепляет гипотезу о наследственном культе.
Версия 4: Сценарий Инквизиции (Процессуальная Гипотеза)
Наиболее циничная, но обоснованная версия: история об оборотнях была создана самими инквизиторами. Во время пыток первого подсудимого из серии ликантропических дел (например, в деле Доля) у него могли вытянуть показания о волшебной мази и шабашах. Эти байки стали широко известны в народе. Последующие обвиняемые, включая Ролле, либо повторяли «общеизвестный» сценарий, чтобы избежать еще более жестоких пыток, либо были настолько неадекватны, что их «признания» легко подгонялись под этот шаблон.
VI. НАСЛЕДИЕ
Несмотря на то, что Жак Ролле был лишен свободы, а не жизни, его дело стало одним из последних громких процессов, где официально фигурировала ликантропия. Вскоре после этого, благодаря наступлению века Просвещения, суды стали все чаще относить подобные феномены к категории психических болезней, а не происков дьявола.
Ролле, который не смог переварить мясо адвокатов, невольно переварил систему правосудия, доказав, что иногда, даже в самой кровавой и демонической истории, причина зла кроется не в магии, а в разуме, потерявшем связь с реальностью. Его судьба ознаменовала тихий, но решающий поворот в истории правосудия Европы: от костра — к лечебнице.