Найти в Дзене

Истинная история освоения Сибири

Давайте сразу же обратимся к карте России и зададимся простым вопросом: «Каким путем русские первопроходцы продвигались, осваивая Сибирь? По какому маршруту они следовали?» Многие, скорее всего, представят себе нечто похожее на строителей Транссибирской магистрали: отряды с топорами и ружьями, которые неуклонно движутся с запада на восток, напрямую сквозь тайгу, горные хребты и степи. Примерно по такой траектории: Однако реальная картина их продвижения была значительно интереснее, а с точки зрения организации перемещения - даже гениальнее.
Представьте себя казачьим атаманом XVII века. Ваша цель: преодолеть тысячи километров, имея при себе пушки, продовольствие, порох и товары для меновой торговли.
Перед вами два возможных пути:
1. Двигаться пешком и на лошадях сквозь непроходимую тайгу, болота и горные цепи. Это медленно, чрезвычайно трудно и сопряжено с постоянной опасностью.
2. Плыть на лодках (стругах) по рекам. Одно такое судно способно перевезти груз, сравнимый с грузоподъемнос

Давайте сразу же обратимся к карте России и зададимся простым вопросом: «Каким путем русские первопроходцы продвигались, осваивая Сибирь? По какому маршруту они следовали?»

Многие, скорее всего, представят себе нечто похожее на строителей Транссибирской магистрали: отряды с топорами и ружьями, которые неуклонно движутся с запада на восток, напрямую сквозь тайгу, горные хребты и степи. Примерно по такой траектории:

-2

Однако реальная картина их продвижения была значительно интереснее, а с точки зрения организации перемещения - даже гениальнее.

Представьте себя казачьим атаманом XVII века. Ваша цель: преодолеть тысячи километров, имея при себе пушки, продовольствие, порох и товары для меновой торговли.

Перед вами два возможных пути:

1. Двигаться пешком и на лошадях сквозь непроходимую тайгу, болота и горные цепи. Это медленно, чрезвычайно трудно и сопряжено с постоянной опасностью.
2. Плыть на лодках (стругах) по рекам. Одно такое судно способно перевезти груз, сравнимый с грузоподъемностью десятка лошадей. Этот способ быстрее (особенно при движении вниз по течению) и относительно безопаснее.
Выбор был очевиден. Река представляла собой готовую дорогу, оснащенную «бесплатной» движущей силой - течением.

-3

Струг - типичное казачье судно, которое часто строили прямо на берегу.
Именно поэтому землепроходцы, вместо того чтобы идти по суше, использовали самую совершенную на тот момент транспортную сеть - великие сибирские реки.

Однако у этой системы был свой заметный недостаток: речные русла не всегда направлены именно туда, куда необходимо попасть. Более того, речные бассейны изолированы друг от друга, и невозможно пройти от Москвы до Тихого океана, пользуясь исключительно водными путями.

Периодически приходилось находить «съезды» с одной «магистрали» на другую - то есть преодолевать сухопутные волоки (участки, где казаки перетаскивали свои суда и грузы пешим ходом от одной реки к другой).

Например, из бассейна Волги можно было подняться вверх по Каме, а затем по её притоку - реке Вишере:

-4

Красная линия - путь по притокам Волги.
Но цель казаков заключалась не в Вишере самой по себе, а в том, чтобы отыскать сухопутный волок к рекам, уже текущим за Уральским хребтом.

Так, в районе известного перевала Дятлова река Вишера проходит довольно близко к реке Лозьве (расстояние между ними в этом месте составляет всего около 20 километров).

А Лозьва относится уже к бассейну реки Оби. Выходит, что по Лозьве и связанной с ней речной сети можно было перемещаться на колоссальные расстояния - от района современного Салехарда в Арктике и до предгорий Алтая!

Получается, попав в бассейн Оби, первопроходцы оказывались внутри новой, гигантской по масштабам, речной транспортной системы.

Её площадь составляла около 3 миллионов квадратных километров. Это сопоставимо с территорией всей Европы периода Просвещения или одной третью площади современных Соединённых Штатов.

И по всей этой обширной территории можно было передвигаться по воде, лишь однажды преодолев по суше участок длиной примерно в 20 километров для перехода от Вишеры к Лозьве.

Такая тактика последовательно применялась казачьими отрядами. Они поднимались вверх по течению крупных рек, затем переходили на их более мелкие притоки и вновь отыскивали сухопутный волок к верховьям рек, принадлежащих уже соседнему речному бассейну.

Так и совершался переход из бассейна Волги в бассейн Оби, из бассейна Оби - в бассейн Енисея, из бассейна Енисея - в бассейн Лены и так далее.

Следовательно, продвижение в Сибирь происходило не сплошным, равномерным фронтом, а скорее «ступенчато», по траектории, напоминающей кардиограмму.

-5

В наиболее стратегически важных точках этой речной сети казаки возводили укреплённые поселения - остроги. Опираясь на них как на базы, они подвозили вооружение и припасы, после чего двигались дальше.

Именно таким образом были основаны и выросли города Тобольск, Тара, Томск, Красноярск, Якутск и другие.

Это была гениальная с точки зрения логистики стратегия, позволившая относительно небольшим группам людей за неполные сто лет не только пройти, но и закрепиться на гигантской территории от Уральских гор до побережья Тихого океана.

Они не столько покоряли суровую природу Сибири, сколько проходили «сквозь» неё, умело используя её же собственную, естественную систему водных путей.