Найти в Дзене
Алексей Королюк

Анонимный бизнес

В мире существует три крупных типа бизнеса, и они показывают разные подходы к личности и бренду. Первый тип — бизнесы, где существуют одновременно и сильный бренд, и узнаваемая личность. Apple со Стивом Джобсом, Тимом Куком, Джонни Айвом. Tesla с Илоном Маском. Amazon с Джеффом Безосом. Это IT-гиганты и крупные компании, где личность основателя или лидера прямо ассоциируется с брендом. И это прекрасно работает. Второй тип — компании, где бренд носит имя основателя и становится связью не только с личностью, но и с историей, мастерством, даже с вечностью. Fabergé, Cartier — это примеры, где имя создателя сразу отсылает к качеству и ценности. То же самое происходит в ресторанах высокой кухни, в известных мастерских и даже юридических бюро — здесь собственник с каждым клиентом говорит лично, и это создаёт персональный уровень отношений. Третий тип — анонимные, обезличенные бизнесы. Завод шарикоподшипников, бетонный завод, кирпичный завод. Мы не знаем ни владельца, ни создателя, ни главного

В мире существует три крупных типа бизнеса, и они показывают разные подходы к личности и бренду.

Первый тип — бизнесы, где существуют одновременно и сильный бренд, и узнаваемая личность. Apple со Стивом Джобсом, Тимом Куком, Джонни Айвом. Tesla с Илоном Маском. Amazon с Джеффом Безосом. Это IT-гиганты и крупные компании, где личность основателя или лидера прямо ассоциируется с брендом. И это прекрасно работает.

Второй тип — компании, где бренд носит имя основателя и становится связью не только с личностью, но и с историей, мастерством, даже с вечностью. Fabergé, Cartier — это примеры, где имя создателя сразу отсылает к качеству и ценности. То же самое происходит в ресторанах высокой кухни, в известных мастерских и даже юридических бюро — здесь собственник с каждым клиентом говорит лично, и это создаёт персональный уровень отношений.

Третий тип — анонимные, обезличенные бизнесы. Завод шарикоподшипников, бетонный завод, кирпичный завод. Мы не знаем ни владельца, ни создателя, ни главного инженера. Мы знаем только про продукцию — её стоимость, может быть, технические характеристики. Но люди, которые её создают, остаются в тени. Имя бизнеса это артикул и скромный лист типа «ОТК-14» на каждой коробке.

И вот здесь — огромный потенциал для роста.

Когда мы, как потребители, сталкиваемся с этими анонимными заводами, с одной стороны не возникает никаких эмоций, а с другой стороны возникает чувство опасности. Мы имеем дело с обезличенным, анонимным объектом. Это создаёт дистанцию и недоверие. Мозг ищет за что зацепиться и вот в качестве аргумента в ход идёт последний рубеж — цена.

Но это же и возможность. Те компании, которые сейчас обезличены, обладают огромным потенциалом для трансформации. Из безликого завода можно сделать настоящий бренд. Можно дать лицо производству. Можно рассказать историю людей, которые это создают. Сделать сопряжение анонима с историей и, возможно, ценностями поколений.

Представьте: вместо просто «кирпича» — это кирпич, сделанный конкретным человеком, конкретным мастером своего дела, по особой ценной технологии. Вместо анонимного подшипника — это подшипник, созданный с честью и ответственностью конкретным инженером, который увлечённо любит авиацию или гонки. Вместо синтетического бренда — живая история производства, сотканная из уникальных личностей и судеб.