Найти в Дзене
Navygaming Channel

Субмарины от "Холланда" в джунглях Амазонии - когда про "Летучий Голландец" еще никто и не читал / Книжка из детства

"...Аракара осветилась. Вода была бледно-розовой, а берега ярко-зелеными.
Впереди стал виден слепящий плес Рере. Он даже как будто был немного
выпуклым посредине. От нас его отделял узкий мыс, поросший папоротником. ... Я с изумлением увидел, что мыс удлиняется! Он менял свои очертания на глазах, делался ниже и уже. И вдруг я понял: это нос подводной лодки, тупо обрубленный, как секира, выдвигается из-за мыса! Еще несколько секунд, и она уже вся на виду: серая, в пятнах камуфляжа, как змея, очень длинная, без всяких опознавательных цифр или букв. От нее мы были на расстоянии полукабельтова.... Я даже не успел испугаться. Меня поразила высокая боевая рубка и отсутствие орудия на палубе. Но пулеметы были там, и расчет выстроился подле них. Подводная лодка замерла посреди плеса, преграждая нам путь.... что мог сделать наш бедняга "Камоэнс", безоружный, беспомощный, зажатый в узком пространстве берегами реки? Неуклюже разворачиваясь, он печально проскрипел в последний раз своими ревматич
"...Аракара осветилась. Вода была бледно-розовой, а берега ярко-зелеными.
Впереди стал виден слепящий плес Рере. Он даже как будто был немного
выпуклым посредине. От нас его отделял узкий мыс, поросший папоротником. ... Я с изумлением увидел, что мыс удлиняется! Он менял свои очертания на глазах, делался ниже и уже. И вдруг я понял: это нос подводной лодки, тупо обрубленный, как секира, выдвигается из-за мыса! Еще несколько секунд, и она уже вся на виду: серая, в пятнах камуфляжа, как змея, очень длинная, без всяких опознавательных цифр или букв. От нее мы были на расстоянии полукабельтова.... Я даже не успел испугаться. Меня поразила высокая боевая рубка и отсутствие орудия на палубе. Но пулеметы были там, и расчет выстроился подле них. Подводная лодка замерла посреди плеса, преграждая нам путь.... что мог сделать наш бедняга "Камоэнс", безоружный, беспомощный, зажатый в узком пространстве берегами реки? Неуклюже разворачиваясь, он печально проскрипел в последний раз своими ревматическими бимсами, шпангоутами и стрингерами. Однако нас не удостоили торпеды. Короткая очередь! .... Капитан лежал скорчившись, подогнув голову под плечо. Рука свисала с мостика. В ногах капитана валялся рулевой. Нас расстреливали из пулеметов! Течение сразу же подхватило неуправляемый "Камоэнс" и понесло его на перекат.... Резкий толчок, скрип, грохот! ... Вероятно, "Камоэнс" получил большую пробоину или несколько пробоин. Он быстро заваливался набок. По перекосившейся палубе скатывались в воду люди. Но вот по шлюпке стегнула очередь,... Шлюпка перевернулась. И тут явились пираньи! Вода вокруг барахтавшихся людей забурлила, запенилась. Пена была кровавой!. Пулеметчики решили отдохнуть. Они спокойно стояли, облокотившись на свои пулеметы. А пираньи доделывали за них работу!..."

Уверен, читатели узнали отрывок из приключенческого романа "Секретный фарватер" Л.Платова, опубликованного в 1963 года ( книге, через 23 года, в 1986 по нему сняли фильм). В этих строчках описывается встреча бразильского речного колёсного пассажирского парохода "Камоэнс" с неизвестной подводной лодкой, которая по замыслу писателя носила наименование "Летучий голландец" . По книге эта история была рассказана главному герою романа британским моряком, судовым механиком Д.Нейла.

Иллюстрация из книги
Иллюстрация из книги

Если кто то решил, что в нашем рассказе речь пойдет о немецких базах в Бразилии, на Амазонке или еще где-то, то ошибается. В данном случае нам хотелось бы напомнить о том, что подводные лодки, как класс кораблей, действительно бывали на Амазонке (В Центральной Амазонии), более того - смогли по ней пройти достаточно далеко, удалившись от океана на сотни километров. И главное, субмарины шли не просто так, они шли на настоящую войну в джунгли Южной Америки, причем примерно за 8 лет до "того самого случая" из "Секретного фарватера".

А произошло все в годы перуано-колумбийской войны 1932 - 1934 годов. Эта война, именуемая в отечественной историографии «Летисийским конфликтом» (по названию главного населённого пункта территории, на которой шли боевые действия), у нас в стране практически неизвестна, а между тем в ней участвовали многие наши соотечественники - русские офицеры-эмигранты, и в числе - моряки бывшего Белого, а до этого - Российского Императорского флота (не исключено, что мы и об этом факте расскажем более подробно).

Для справки: Главной причиной войны был давний территориальный спор между Перу и Колумбией. За десять лет до описываемых событий, в 1922 году обе страны подписали соглашение, согласно которому за Колумбией было признано право на «трапецию Летисии» - часть провинции Байо-Амасонас с речными портами Летисия и Лорето. Однако в 1932 году новый перуанский президент взял курс на пересмотр соглашения и возвращение «трапеции Летисии» Перу, перуанские войска перешли границу с Колумбией, захватили спорные территории - началась война.
Оспариваемая территория
Оспариваемая территория

Именно к периоду этого вооружённого столкновения двух латиноамериканских государств относится попытка наиболее необычного для 30-х годов ХХ века боевого применения подводных лодок, причем не в море или океане, а на крупнейшей реке мира - Амазонке. Причём не просто на внутренних водах, а в самых дебрях Амазонии, почти в 2500 км от Атлантического океана! Начнем с того, что разберемся что это были за субмарины и откуда они взялись.

В то время, как колумбийский ВМФ в своём составе подводных лодок не имел, а вот Перу обладало первенством среди стран Латинской Америки в области подплава. ВМФ Перу к началу войны располагал подводными силами, состоявшими из 4-х подводных лодок типа "R". Все они были созданы американской фирмой «Электрик Боут Компани, Шипбилдинг Дивижн» (ЭЛКО) в Гротоне (штат Коннектикут) по заказу Перуанского правительства (в основе проекта - полуторакорпусная ПЛ типа "Холланд").

Подводные лодки типа "R" - среди них есть и перунские (возможно?)
Подводные лодки типа "R" - среди них есть и перунские (возможно?)

Первая пара лодок, получивших обозначения R1 и R2 и спущенных на воду соответственно 12 июля и 29 марта (по др. данным -августа) 1926 года, была уже в декабре принята заказчиком. Подводные лодки R3 и R4 сошли на воды реки Темс 21 апреля и 10 мая 1928 года и в том же году (в ноябре) вступили в строй. А вот третья пара лодок - R5 и R6 - так и осталась лишь в планах командования ВМФ Перу (как это бывает - денег не хватило). Четвёрка перуанских «субмаринос» базировалась на две своих плавучие базы – «Эль-Лабо» и «Эль-Тибурон».

Для справки: ТТХ перуанских подводных лодок типа "R": водоизмещение (надводное/подводное) - 576/755 т, размерения: 56,77х5,33х4,57 м; ЭУ: 2 дизеля "Нельсеко" /2 ЭД, двухвальная, мощность 800/1000 л.с.; скорость хода - 14,5/9,5 узл.; дальность плавания - 8000(10) миль. Вооружения: 4-533-мм ТА (носовые), 1х1-76-мм/50 орудие Виккерса, 24 торпеды. Штатная численность экипажа - 30 (по другим данным - 31) человек (в том числе 4 офицера - командир, штурман, старший механик и торпедист).
Подводная лодка R2 ВМС Перу
Подводная лодка R2 ВМС Перу

Ожидалось, что имеющиеся в наличии подводные лодки будут использованы командованием Перуанского ВМФ против колумбийского судоходства в открытом море и непосредственно у портов и баз противника (см.карту - в зоне Тихого океана было где применить подводные лодки). Первоначально это предположение вроде бы подтверждалось фактами: в конце апреля 1933 года R1 и R4 вместе с флагманом флота, лёгким крейсером BAP (сокращение от испанского "Корабль Перуанского ВМФ") «Альмиранте Грау» вышли из Кальяо «в неизвестном направлении», 3 мая прибыли в Бальбоа (американская зона Панамского канала), а на следующий день это необычное, с точки зрения корабельного состава, соединение, именовавшееся перуанцами «Эскуадрон формадо» или просто «флотилья», вышло в Карибское море.

Как видно, обе страны имеют протяженные морские участки
Как видно, обе страны имеют протяженные морские участки

Однако вслед за этим последовало официальное перуанское правительственное сообщение о том, что корабли под командованием контр-альмиранте (контр-адмирала) Эктора Мерандо ушли не более ни менее как непосредственно в район конфликта, то есть в верховья Амазонки!

Целью же для атаки перуанских крейсера и субмарин должно было стать ранее ушедшее вверх по реке колумбийское корабельное соединение с 1,5 тысячами солдат и 5 полевыми батареями на борту под общим командованием генерала Антонио Васкеса-Кобо (под началом которого, кстати, и служили русские армейские и флотские офицеры).

Колумбийская канонерская лодка "Санта-Марта"
Колумбийская канонерская лодка "Санта-Марта"

В состав этого соединения входили числящиеся у колумбийцев «крейсерами» вооружённые бывшие торговые суда «Нариньо» (флагман) и «Кордова», речная канонерская лодка «Барранкилья» (единственный в соединении настоящий военный корабль специальной постройки) и военный транспорт «Бояка». Некоторые источники называют так же переоборудованное из грузового парохода в гидроавиатранспорт судно «Антиокия» с тремя гидросамолётами "Юнкере F.13" на борту, но сами колумбийцы отрицают этот факт.

Перуанский бронепалубный крейсер "Альмиранте Грау"
Перуанский бронепалубный крейсер "Альмиранте Грау"

Таким образом, мишеней для атак перуанских кораблей было достаточно, учитывая при этом, что в самом районе конфликта уже находилось 6 колумбийских речных боевых кораблей - однотипные «Барранкилье» «Картахена» и «Санта-Марта», а так же 4 небольших сторожевых корабля «Гуарда Костас №1» - «Гуарда Костас № 4», так же громко именовавшиеся «канонерскими лодками» и базировавшиеся на Кукаю на реке Путумая - одном из левых притоков Нижней Амазонки.

"Картахена" - одна из колумбийский "канонерских лодок"
"Картахена" - одна из колумбийский "канонерских лодок"

Именно эту реку, являвшуюся на большом своём протяжении естественной границей между Перу и Колумбией в Амазонии и находившуюся в 2,5 тысячах километров от Атлантического океана и выбрало командование Перуанского ВМФ для активных действий своего крейсера и двух подводных лодок против вражеских кораблей. Максимальная глубина самой Амазонки в период весеннего половодья составляет всего 15 метров (а на притоках, естественно, ещё меньше), так что субмарины на Путумае можно было использовать лишь в надводном положении - в роли своего рода речных миноносцев!

Корабли колумбийского флота, которые сдесантом двинулись по Амазонке к месту боев ("Кордова", "Бояка" и др.)
Корабли колумбийского флота, которые сдесантом двинулись по Амазонке к месту боев ("Кордова", "Бояка" и др.)

Тем временем перуанского корабельное соединение 9 мая (по другим данным - ещё 8 мая) 1933 года покинуло Виллемстадт на голландском острове Кюрасао (Нидерландская Вест-Индия) и после стоянки 11-12 числа в британском Порт-оф-Спейне (остров Тринидад) двинулось на следующий день к устью Амазонки, куда вошло 15 мая через правый её приток - Пару. Перуанские военные моряки должны были прибыть в район военных действий на Нижней Путумае (называемой здесь так же Иса) через 12 дней, 24 мая - в самый разгар весеннего амазонского половодья, а уже 25-го должны были начать непосредственные свои действия артиллерийским обстрелом с крейсера «Альмиранте Грау» укреплённого колумбийцами населённого пункта Тарапака. Однако к этому времени они прошли лишь две трети пути, ещё 16 мая остановившись в «столице» бразильской Амазонии - Манаусе.

Крейсер "Альмиранте Грау"
Крейсер "Альмиранте Грау"

Почти 1700-километровый переход уже второго соединения чужих для бразильцев военных кораблей, и к тому же - воюющих между собой стран, стал возможен благодаря особому международному статусу Амазонки на всём её течении по территории Бразилии (правда, некоторые данные указывают на то, что перуанское соединение только вошло в Амазонку, остановившись в Белеме). Однако «блестящим планам» командования Перуанского ВМФ не суждено было сбыться: день запланированного прибытия соединения в район конфликта стал днём начала мирных переговоров между воюющими сторонами.

Пройденный путь и планируемый путь - для подводных лодок и крейсера ВМС Перу (примерно)
Пройденный путь и планируемый путь - для подводных лодок и крейсера ВМС Перу (примерно)

Поэтому, ввиду прекращения боевых действий, движение перуанского соединения вверх по Амазонке было окончательно приостановлено, а затем корабли двинулись в обратный путь к Атлантическому океану. 22 июля 1933 года они вновь побывали в Порт-оф-Спейне, а в следующем месяце прошли в обратном направлении Панамским каналом и вернулись в Кальяо. Сама же перуано-колумбийская война завершилась окончательно подписанием мирного договора в Рио-де-Жанейро лишь 24 мая следующего, 1934 года.

Колумбийский пароход /транспорт "Бояка" ("Бойка")
Колумбийский пароход /транспорт "Бояка" ("Бойка")

В этой войне ни одной из 4 перуанских подводных лодок так и не удалось принять непосредственного участия в военных действиях. И возможно это к лучшему, так как если крейсер имел бы вполне понятное преимущество над речными кораблями ВМС Колумбии, то применение подводных лодок в качестве "артиллерийских катеров" вряд ли в условиях реки было бы оправдано. А при наличии у колумбийцев авиации - подводным лодкам стоило бы серьезно подумать о противовоздушной обороне. Да и про береговые батареи противника перуанским подводникам тоже не стоило забывать - имея 55- метровый корпус "артиллерийскому катеру" было бы не просто маневрировать в масштабах реки.

Воюющие стороны активно в зоне конфликта использовали авиацию
Воюющие стороны активно в зоне конфликта использовали авиацию

Однако признаем, что переход двух "числящихся в кампании" перуанских субмарин из Тихого океана в Атлантический, а затем 3000-километровое плавание по Амазонке при движение в район боевых действий и обратно навсегда останутся весьма оригинальной, хотя и практически забытой ныне страницей военно-морской истории.

Памяти К.Б.Стрельбицкого

P.S.Если понравилось - кнопка для желающих поддержать автора - ниже, называется "Поддержать", )).