"...Аракара осветилась. Вода была бледно-розовой, а берега ярко-зелеными.
Впереди стал виден слепящий плес Рере. Он даже как будто был немного
выпуклым посредине. От нас его отделял узкий мыс, поросший папоротником. ... Я с изумлением увидел, что мыс удлиняется! Он менял свои очертания на глазах, делался ниже и уже. И вдруг я понял: это нос подводной лодки, тупо обрубленный, как секира, выдвигается из-за мыса! Еще несколько секунд, и она уже вся на виду: серая, в пятнах камуфляжа, как змея, очень длинная, без всяких опознавательных цифр или букв. От нее мы были на расстоянии полукабельтова.... Я даже не успел испугаться. Меня поразила высокая боевая рубка и отсутствие орудия на палубе. Но пулеметы были там, и расчет выстроился подле них. Подводная лодка замерла посреди плеса, преграждая нам путь.... что мог сделать наш бедняга "Камоэнс", безоружный, беспомощный, зажатый в узком пространстве берегами реки? Неуклюже разворачиваясь, он печально проскрипел в последний раз своими ревматическими бимсами, шпангоутами и стрингерами. Однако нас не удостоили торпеды. Короткая очередь! .... Капитан лежал скорчившись, подогнув голову под плечо. Рука свисала с мостика. В ногах капитана валялся рулевой. Нас расстреливали из пулеметов! Течение сразу же подхватило неуправляемый "Камоэнс" и понесло его на перекат.... Резкий толчок, скрип, грохот! ... Вероятно, "Камоэнс" получил большую пробоину или несколько пробоин. Он быстро заваливался набок. По перекосившейся палубе скатывались в воду люди. Но вот по шлюпке стегнула очередь,... Шлюпка перевернулась. И тут явились пираньи! Вода вокруг барахтавшихся людей забурлила, запенилась. Пена была кровавой!. Пулеметчики решили отдохнуть. Они спокойно стояли, облокотившись на свои пулеметы. А пираньи доделывали за них работу!..."
Уверен, читатели узнали отрывок из приключенческого романа "Секретный фарватер" Л.Платова, опубликованного в 1963 года ( книге, через 23 года, в 1986 по нему сняли фильм). В этих строчках описывается встреча бразильского речного колёсного пассажирского парохода "Камоэнс" с неизвестной подводной лодкой, которая по замыслу писателя носила наименование "Летучий голландец" . По книге эта история была рассказана главному герою романа британским моряком, судовым механиком Д.Нейла.
Если кто то решил, что в нашем рассказе речь пойдет о немецких базах в Бразилии, на Амазонке или еще где-то, то ошибается. В данном случае нам хотелось бы напомнить о том, что подводные лодки, как класс кораблей, действительно бывали на Амазонке (В Центральной Амазонии), более того - смогли по ней пройти достаточно далеко, удалившись от океана на сотни километров. И главное, субмарины шли не просто так, они шли на настоящую войну в джунгли Южной Америки, причем примерно за 8 лет до "того самого случая" из "Секретного фарватера".
А произошло все в годы перуано-колумбийской войны 1932 - 1934 годов. Эта война, именуемая в отечественной историографии «Летисийским конфликтом» (по названию главного населённого пункта территории, на которой шли боевые действия), у нас в стране практически неизвестна, а между тем в ней участвовали многие наши соотечественники - русские офицеры-эмигранты, и в числе - моряки бывшего Белого, а до этого - Российского Императорского флота (не исключено, что мы и об этом факте расскажем более подробно).
Для справки: Главной причиной войны был давний территориальный спор между Перу и Колумбией. За десять лет до описываемых событий, в 1922 году обе страны подписали соглашение, согласно которому за Колумбией было признано право на «трапецию Летисии» - часть провинции Байо-Амасонас с речными портами Летисия и Лорето. Однако в 1932 году новый перуанский президент взял курс на пересмотр соглашения и возвращение «трапеции Летисии» Перу, перуанские войска перешли границу с Колумбией, захватили спорные территории - началась война.
Именно к периоду этого вооружённого столкновения двух латиноамериканских государств относится попытка наиболее необычного для 30-х годов ХХ века боевого применения подводных лодок, причем не в море или океане, а на крупнейшей реке мира - Амазонке. Причём не просто на внутренних водах, а в самых дебрях Амазонии, почти в 2500 км от Атлантического океана! Начнем с того, что разберемся что это были за субмарины и откуда они взялись.
В то время, как колумбийский ВМФ в своём составе подводных лодок не имел, а вот Перу обладало первенством среди стран Латинской Америки в области подплава. ВМФ Перу к началу войны располагал подводными силами, состоявшими из 4-х подводных лодок типа "R". Все они были созданы американской фирмой «Электрик Боут Компани, Шипбилдинг Дивижн» (ЭЛКО) в Гротоне (штат Коннектикут) по заказу Перуанского правительства (в основе проекта - полуторакорпусная ПЛ типа "Холланд").
Первая пара лодок, получивших обозначения R1 и R2 и спущенных на воду соответственно 12 июля и 29 марта (по др. данным -августа) 1926 года, была уже в декабре принята заказчиком. Подводные лодки R3 и R4 сошли на воды реки Темс 21 апреля и 10 мая 1928 года и в том же году (в ноябре) вступили в строй. А вот третья пара лодок - R5 и R6 - так и осталась лишь в планах командования ВМФ Перу (как это бывает - денег не хватило). Четвёрка перуанских «субмаринос» базировалась на две своих плавучие базы – «Эль-Лабо» и «Эль-Тибурон».
Для справки: ТТХ перуанских подводных лодок типа "R": водоизмещение (надводное/подводное) - 576/755 т, размерения: 56,77х5,33х4,57 м; ЭУ: 2 дизеля "Нельсеко" /2 ЭД, двухвальная, мощность 800/1000 л.с.; скорость хода - 14,5/9,5 узл.; дальность плавания - 8000(10) миль. Вооружения: 4-533-мм ТА (носовые), 1х1-76-мм/50 орудие Виккерса, 24 торпеды. Штатная численность экипажа - 30 (по другим данным - 31) человек (в том числе 4 офицера - командир, штурман, старший механик и торпедист).
Ожидалось, что имеющиеся в наличии подводные лодки будут использованы командованием Перуанского ВМФ против колумбийского судоходства в открытом море и непосредственно у портов и баз противника (см.карту - в зоне Тихого океана было где применить подводные лодки). Первоначально это предположение вроде бы подтверждалось фактами: в конце апреля 1933 года R1 и R4 вместе с флагманом флота, лёгким крейсером BAP (сокращение от испанского "Корабль Перуанского ВМФ") «Альмиранте Грау» вышли из Кальяо «в неизвестном направлении», 3 мая прибыли в Бальбоа (американская зона Панамского канала), а на следующий день это необычное, с точки зрения корабельного состава, соединение, именовавшееся перуанцами «Эскуадрон формадо» или просто «флотилья», вышло в Карибское море.
Однако вслед за этим последовало официальное перуанское правительственное сообщение о том, что корабли под командованием контр-альмиранте (контр-адмирала) Эктора Мерандо ушли не более ни менее как непосредственно в район конфликта, то есть в верховья Амазонки!
Целью же для атаки перуанских крейсера и субмарин должно было стать ранее ушедшее вверх по реке колумбийское корабельное соединение с 1,5 тысячами солдат и 5 полевыми батареями на борту под общим командованием генерала Антонио Васкеса-Кобо (под началом которого, кстати, и служили русские армейские и флотские офицеры).
В состав этого соединения входили числящиеся у колумбийцев «крейсерами» вооружённые бывшие торговые суда «Нариньо» (флагман) и «Кордова», речная канонерская лодка «Барранкилья» (единственный в соединении настоящий военный корабль специальной постройки) и военный транспорт «Бояка». Некоторые источники называют так же переоборудованное из грузового парохода в гидроавиатранспорт судно «Антиокия» с тремя гидросамолётами "Юнкере F.13" на борту, но сами колумбийцы отрицают этот факт.
Таким образом, мишеней для атак перуанских кораблей было достаточно, учитывая при этом, что в самом районе конфликта уже находилось 6 колумбийских речных боевых кораблей - однотипные «Барранкилье» «Картахена» и «Санта-Марта», а так же 4 небольших сторожевых корабля «Гуарда Костас №1» - «Гуарда Костас № 4», так же громко именовавшиеся «канонерскими лодками» и базировавшиеся на Кукаю на реке Путумая - одном из левых притоков Нижней Амазонки.
Именно эту реку, являвшуюся на большом своём протяжении естественной границей между Перу и Колумбией в Амазонии и находившуюся в 2,5 тысячах километров от Атлантического океана и выбрало командование Перуанского ВМФ для активных действий своего крейсера и двух подводных лодок против вражеских кораблей. Максимальная глубина самой Амазонки в период весеннего половодья составляет всего 15 метров (а на притоках, естественно, ещё меньше), так что субмарины на Путумае можно было использовать лишь в надводном положении - в роли своего рода речных миноносцев!
Тем временем перуанского корабельное соединение 9 мая (по другим данным - ещё 8 мая) 1933 года покинуло Виллемстадт на голландском острове Кюрасао (Нидерландская Вест-Индия) и после стоянки 11-12 числа в британском Порт-оф-Спейне (остров Тринидад) двинулось на следующий день к устью Амазонки, куда вошло 15 мая через правый её приток - Пару. Перуанские военные моряки должны были прибыть в район военных действий на Нижней Путумае (называемой здесь так же Иса) через 12 дней, 24 мая - в самый разгар весеннего амазонского половодья, а уже 25-го должны были начать непосредственные свои действия артиллерийским обстрелом с крейсера «Альмиранте Грау» укреплённого колумбийцами населённого пункта Тарапака. Однако к этому времени они прошли лишь две трети пути, ещё 16 мая остановившись в «столице» бразильской Амазонии - Манаусе.
Почти 1700-километровый переход уже второго соединения чужих для бразильцев военных кораблей, и к тому же - воюющих между собой стран, стал возможен благодаря особому международному статусу Амазонки на всём её течении по территории Бразилии (правда, некоторые данные указывают на то, что перуанское соединение только вошло в Амазонку, остановившись в Белеме). Однако «блестящим планам» командования Перуанского ВМФ не суждено было сбыться: день запланированного прибытия соединения в район конфликта стал днём начала мирных переговоров между воюющими сторонами.
Поэтому, ввиду прекращения боевых действий, движение перуанского соединения вверх по Амазонке было окончательно приостановлено, а затем корабли двинулись в обратный путь к Атлантическому океану. 22 июля 1933 года они вновь побывали в Порт-оф-Спейне, а в следующем месяце прошли в обратном направлении Панамским каналом и вернулись в Кальяо. Сама же перуано-колумбийская война завершилась окончательно подписанием мирного договора в Рио-де-Жанейро лишь 24 мая следующего, 1934 года.
В этой войне ни одной из 4 перуанских подводных лодок так и не удалось принять непосредственного участия в военных действиях. И возможно это к лучшему, так как если крейсер имел бы вполне понятное преимущество над речными кораблями ВМС Колумбии, то применение подводных лодок в качестве "артиллерийских катеров" вряд ли в условиях реки было бы оправдано. А при наличии у колумбийцев авиации - подводным лодкам стоило бы серьезно подумать о противовоздушной обороне. Да и про береговые батареи противника перуанским подводникам тоже не стоило забывать - имея 55- метровый корпус "артиллерийскому катеру" было бы не просто маневрировать в масштабах реки.
Однако признаем, что переход двух "числящихся в кампании" перуанских субмарин из Тихого океана в Атлантический, а затем 3000-километровое плавание по Амазонке при движение в район боевых действий и обратно навсегда останутся весьма оригинальной, хотя и практически забытой ныне страницей военно-морской истории.
Памяти К.Б.Стрельбицкого
P.S.Если понравилось - кнопка для желающих поддержать автора - ниже, называется "Поддержать", )).