Найти в Дзене

Дополнение к Отрывку из Главы 4 - Сокол (Посёлок художников) - третьей книги серии odinmirage

Этот текст и фото дополняют опубликованный ранее отрывок из главы книги. Полностью эту и другие главы книги можно прочитать на канале в специальных подборках по подписке Премиум. Первоначальный план посёлка «Сокол» был разработан Н. В. Марковниковым по Гипподамовой системе, предполагающей одинаковые квадратные кварталы, созданные несколькими улицами, пересекающимися под прямыми углами. Но позднее к работе над планом присоединился В. А. Веснин, и совместно ими было решено отдать предпочтение свободной планировке. Важное значение придавалось восприятию окружающей среды. Эта концепция была разработана философом П. А. Флоренским и художником-графиком В. А. Фаворским. В частности, на разных улицах посёлка планировалось, что и было в результате осуществлено, высадить разные породы деревьев. Всего предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 1930-х годов у посёлка изымают половину арендованной им земли – под строительство многоэтажных до

Этот текст и фото дополняют опубликованный ранее отрывок из главы книги.

Полностью эту и другие главы книги можно прочитать на канале в специальных подборках по подписке Премиум.

Первоначальный план посёлка «Сокол» был разработан Н. В. Марковниковым по Гипподамовой системе, предполагающей одинаковые квадратные кварталы, созданные несколькими улицами, пересекающимися под прямыми углами. Но позднее к работе над планом присоединился В. А. Веснин, и совместно ими было решено отдать предпочтение свободной планировке.

Важное значение придавалось восприятию окружающей среды. Эта концепция была разработана философом П. А. Флоренским и художником-графиком В. А. Фаворским. В частности, на разных улицах посёлка планировалось, что и было в результате осуществлено, высадить разные породы деревьев.

-2

Всего предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 1930-х годов у посёлка изымают половину арендованной им земли – под строительство многоэтажных домов. Тем не менее в результате появился красивый и комфортный посёлок с не менее интересным названием – «Сокол».

Стоит подробнее остановиться на градостроительной задумке его архитекторов, которая заслуживает особого внимания не только профессионалов и знатоков, но и обычных людей, любящих красоту и ценящих всё, что сделано с безупречным вкусом. В разнообразной литературе о Москве и, соответственно, в интернете много описаний посёлка, так как он привычно привлекает к себе внимание многих людей. Некоторые, наиболее яркие из них приведены ниже:

«В пространственных решениях посёлка Сокол использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение её удлиненности). Так, самая широкая улица в посёлке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.

-3

Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце её сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.

Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрёстка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улица кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.
Особое внимание – поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трёх разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.

Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает посёлок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия».

-4
-5

Первоначально улицы посёлка назывались просто и незатейливо: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно – по именам художников) появились позже, когда посёлок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов. Благодаря ему в 1928 году улицы посёлка были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина, Саврасова, а посёлок «Сокол» стал известен также как «Посёлок художников».