2025-й для всего человечества одновременно стал и годом великих достижений в освоении космоса, и годом больших провалов. «НИ» представляют рейтинг главных героев и неудачников прошлого года.
Мария Соколова
У мировой космонавтики открылось второе дыхание. Первое было еще во времена холодной войны, когда СССР и США соревновались за лидерство, не жалея сил. Потом наступило затишье.
Но сегодня все иначе. Космонавтика стремительно меняется: ожесточается гонка не только между США и Китаем (иногда можно добавить к ним еще Россию и Индию), но также между государственными структурами и частными компаниями. 2025-й можно смело назвать годом космических революций.
Космический герой 2025 года
Начнем сразу с главной номинации «Герой года». По версии «НИ», на это звание однозначно претендует основатель Amazon и глава космической компании Blue Origin Джефф Безос. Он сделал то, что еще никогда и никому не удавалось.
Компания Blue Origin, новичок в сфере космонавтики, разработала, построила и успешно запустила технически очень сложную многоразовую ракету тяжелого класса практически без натурных испытаний.
Ракета New Glenn поражает воображение: высота — 98 м, грузоподъемность — до 45 тонн (это как шесть наших «Союзов» или две «Ангары А-2»). А первая ступень такой махины способна вернуться на Землю и совершить мягкую посадку на крошечную платформу.
Безос рискнул и запланировал только один испытательный полет с макетом вместо реального спутника. С первой же попытки в январе 2025-го нагрузка была выведена на орбиту. Разве что мягкая посадка не удалась. Но уже второй полет 13 ноября произвел фурор: и спутники NASA успешно отправились изучать Марс, и первая ступень села на платформу. Теперь New Glenn — самая мощная многоразовая ракета в мире.
А еще наш герой успешно создает конкурента Starlink — Amazon LEO. В 2025 году четыре ракеты Atlas V и три Falcon 9 запустили уже 180 спутников, раздающих интернет по всему миру.
Новичок 2025 года
Ракеты, большие и маленькие, уже строят все кому не лень. Частниками в этой сфере никого не удивить. А вот глубже в космос частные компании раньше массово не лезли: сложно, дорого и не было понятных коммерческих перспектив. Но все изменил конкурс NASA на создание аппарата для доставки исследовательского оборудования на Луну.
Американская компания Firefly Aerospace, которая ранее никогда не строила спутники и межпланетные станции, создала посадочный аппарат Blue Ghost — первый в истории частный аппарат, совершивший мягкую посадку на поверхность Луны и уверенно забирающий звание «Новичок года».
До него на Луну пытались посадить аппарат Hakuto-R от японских частников в 2023 году, американский модуль Peregrine в 2024-м и дважды — модуль Nova-C от компании Intuitive Machines. Но первый разбился при посадке, второй и вовсе не смог покинуть околоземную орбиту, а оба модуля Nova-C завалились на бок при посадке.
Firefly Aerospace все сделала как надо с первой попытки: безошибочно доставила в Море Кризисов (часть Луны с ровной поверхностью) научное оборудование (до 150 кг) и потратила на это всего лишь 93,3 млн долларов.
Народная технология года
А еще 2025-й стал годом открытия технологии, которая сможет изменить общение миллиардов людей. Забудьте о том, что в глуши без вышек сотовой связи обычный смартфон — бесполезная игрушка.
Теперь спутниковая связь доступна почти каждому. В начале 2025-го Илон Маск начал тестировать технологию Direct to Cell — прямую связь спутника с обычным смартфоном на Земле. Фактически аппараты Starlink превратили в базовые станции LTE.
Но технологии SpaceX позволяют передавать лишь короткие текстовые сообщения. А вот в Vodafone пошли дальше: их спутники BlueBird с гигантскими антеннами позволили совершить первый в истории видеозвонок с обычного смартфона через спутник.
Скоро спутниковые звонки (по крайней мере, за пределами РФ) станут такой же нормой, как спутниковая навигация. В августе 2025 года в продажу поступили смартфоны Google Pixel 10, которые поддерживают звонки в WhatsApp* через спутник.
Неудачник года
К получению звания «Неудачник года», как ни странно, было близко американское космическое агентство NASA. В мае непредсказуемый Дональд Трамп намеревался урезать бюджет агентства на 2026 год на четверть — до 18,8 млрд долларов. Ситуация накалялась публичной ссорой Трампа и Илона Маска, и была угроза отмены госзаказов для SpaceX, что оставило бы американскую космонавтику без пилотируемого корабля Dragon и сорвало бы реализацию лунной программы «Артемида»: астронавты по плану должны высадиться на спутник Земли на корабле Starship. Так еще и постоянного главу NASA никак не утвердят.
Но обошлось. Финансирование NASA на 2026-й практически не изменилось, только порезали науку в пользу пилотируемых программ. Да и программа «Артемиды» пока не сильно отклоняется от плана: облет Луны астронавты должны совершить в феврале 2026-го.
А вот наш родной Роскосмос на фоне многочисленных успехов и технологических прорывов выглядит бледно и претендует на звание «Неудачник года».
2025-й начался с назначения на пост главы госкорпорации молодого Дмитрия Баканова — с этим связывали большие надежды на то, что наконец-то в Роскосмосе перейдут от обещаний к успешной реализации проектов.
Но в очередной раз что-то пошло не так. Во-первых, опять перенесли запуск лунных аппаратов. «Луна-26» по новым планам должна полететь в 2028 году, «Луна-27А» — в 2029-м, «Луна-27Б» — в 2030-м.
Во-вторых, глава ведущего предприятия космической отрасли РКК «Энергия» Игорь Мальцев открыто признал плачевное состояние корпорации: задел, созданный советскими главными конструкторами, проеден, обещания оказались несбыточными, а сроки сорваны. Зато накоплены многомиллионные долги.
В-третьих, не было выполнено обещание Баканова запустить до конца года новую ракету «Союз-5», созданную для российско-казахстанского проекта «Байтерек». Ракета уже находится на Байконуре, Новый год совсем близко, но никаких объявлений о запуске нет.
Добила Роскосмос череда технических неудач. 27 ноября реактивная струя ракеты «Союз» вырвала из стартового стола подвижную кабину обслуживания массой 114 тонн. Теперь запуски пилотируемых кораблей и грузовиков «Прогресс» к МКС невозможны до завершения ремонта. В Роскосмосе обещают все починить ближе к весне. А в декабре не состоялся единственный запланированный на 2025 год запуск ракеты «Протон-М»: после установки ракеты на стартовый стол были выявлены неполадки в разгонном блоке. Старт отложен на неопределенное время.
О создании и испытании нового пилотируемого корабля «Орел» в 2025-м вообще ничего не было слышно. На космодроме Восточный строят вторую очередь для пилотируемых запусков «Ангары», но теперь есть сомнения в том, что этот проект будет реализован.
В декабре было принято судьбоносное решение об отказе от строительства Российской орбитальной станции (РОС) в новом формате на полярной орбите. Роскосмос будет донашивать остатки МКС: американцы отсоединят и затопят свои модули (указ Трампа о превосходстве в космосе предусматривает создание совершенно новых станций частными компаниями), а мы продолжим использовать старые модули с трещинами и плесенью.
Очень хочется верить, что в 2026-м ситуация в отечественной космонавтике кардинально переменится. Теоретически потенциал для этого есть.
Опыт прошлого года показывает, что и SpaceX, и Китай вырвались в лидеры по числу запуска ракет вовсе не за счет исполнения международных заказов. Американцы запускают американские спутники, а китайцы — китайские. И санкции никак не мешают Роскосмосу запускать российские спутники. Главное, чтобы они появлялись на свет, а не оставались лишь в виде бумажных проектов.
*Принадлежит Meta Platforms Inc., признанной экстремистской и запрещенной в РФ.
---