Китай догнал и перегнал SpaceX: частная компания LandSpace успешно запустила ракету — копию Falcon 9 Илона Маска. Как китайцы совершили такой рывок в космонавтике и когда же наконец и у нас появится русский Маск?
Мария Соколова
Вам уже приелось имя Илона Маска, которое фигурирует почти во всех новостях об успешных и революционных технологиях в сфере космонавтики? Что ж, запоминайте еще одно: Чжан Чанву.
Это основатель частной космической компании LandSpace из КНР. Скоро она будет у всех на слуху, ведь такого еще не делал никто. Утром 3 декабря 2025 года состоялся первый запуск новой ракеты Zhuque-3 («Джучу-3» или просто ZQ-3). И сразу успешно.
Китайцы запускают много ракет, но этот старт интересен тем, что ZQ-3 — это уникальный гибрид сверхсовременных ракет Falcon 9 и Starship от SpaceX. А в чем-то Чжан Чанву обогнал и Илона Маска, и Джеффа Безоса с его революционной ракетой New Glenn.
Чем примечательна ракета Zhuque-3
На первый взгляд, ракета Zhuque-3 — это копия Falcon 9 V1.1 от SpaceX. Китайский аналог лишь на 2,5 м короче, а грузоподъемность — 11,8 т против 13,1 т. Принципиальная схема идентичная: ракета двухступенчатая, а на первой ступени тоже расположены девять двигателей. Но главное, что первая ступень у китайцев точно так же должна возвращаться на Землю и совершать мягкую посадку на выдвижные опоры.
Сейчас Маск использует Falcon 9 в версии Block 5 — она чуть больше и мощнее. Но это неважно: Чанву готовит симметричный ответ в виде Zhuque-3E.
Но взять и скопировать Falcon 9 для китайцев было бы слишком просто и неинтересно. В компании LandSpace пошли дальше и сделали гибрид с невероятным Starship: корпус у ZQ-3 также сделан из нержавеющей стали, а не из привычного алюминия, а двигатели работают не на керосине, а на метане. Сейчас это дешевое, экологически чистое и не оставляющее копоти на двигателях топливо используют только Маск и Безос.
Аэродинамика возвращаемой первой ступени — тоже гибрид различных наработок. На верхушке установлены решетчатые рули, как у Falcon 9, чтобы маневрировать в атмосфере при возврате на Землю, а внизу заметны небольшие крылышки — похожие есть у новейшей ракеты New Glenn.
Как появился китайский аналог Falcon 9
Для России история ZQ-3 звучит фантастически. Но в мире уже начинают привыкать к тому, что для создания уникальных ракет и космических аппаратов достаточно желания и денег. А уж специалисты, средства разработки и технологии производства найдутся.
Компания LandSpace появилась совсем недавно — в 2015-м, спустя год после того, как власти КНР решили пустить в космонавтику частников и подготовили соответствующие законы.
Всего за три года они создали с нуля простенькую трехступенчатую ракету ZQ-1 сверхлегкого класса с твердотопливными двигателями. Еще через четыре года запустили традиционную ракету с жидкостными двигателями легкого класса ZQ-2 — аналог нашей «Ангары-1.2». За все время было совершено шесть запусков этой ракеты, из них четыре — успешно.
И вот спустя десять лет после основания компании в космос отправилась ракета, созданная по самым передовым технологиям. Массогабаритный макет спутника (просто тяжелая болванка) успешно выведен на орбиту — с основной задачей ракета справилась. А вот совершить мягкую посадку не вышло: ракета взорвалась при финальном запуске двигателей. Что ж, с первой попытки осуществить мягкую посадку не удавалось ни Маску, ни Безосу.
Здесь важнее другое: Чжан Чанву смог построить и успешно запустить передовую ракету быстрее, чем Джефф Безос, ведь New Glenn разрабатывали с 2012 года. И в отличие от Маска обошлось без аварий на начальном этапе.
Как Китай отбирает космос у России
Раз ZQ-3 очень похожа на Falcon 9, то и конкурировать должна с ней же на мировом рынке? Популяризатор космонавтики Виталий Егоров так не считает.
— В любом случае полноценной конкуренции между Zhuque-3 и Falcon 9 не будет, т. к. китайский и американский рынки отделены американскими санкциями.
Китай с начала 2025 года совершил уже 76 космических запусков. Это очень много. Например, Роскосмос за это время отправил только 15 ракет. Но практически все ракеты из КНР несли на себе китайские же спутники. Было несколько исключений: в январе, июле и октябре на китайских ракетах запустили пакистанские спутники дистанционного зондирования Земли.
Космонавтика в КНР развивается невероятными темпами, и внутреннего спроса хватает и для госкомпаний, и для частников. Плюс Китай принимает заказы от дружественных стран, которые могли бы достаться РФ. Именно с нами будут конкурировать китайские частники — уверен Егоров.
— Китайцы создали конкурента Роскосмосу, а не Маску. Остается дождаться, когда Роскосмос сможет «скитаить» китайскую метановую ракету и создать свой аналогичный «Амур-СПГ».
«Амур-СПГ» действительно должен быть очень похожим и на Falcon 9, и на ZQ-3. Наша будущая ракета тоже станет выводить на низкую околоземную орбиту порядка 12,5 т, будет иметь многоразовую первую ступень с выдвижными опорами и метановый двигатель.
Вот только пока Россия сильно отстает. Разработка двигателя началась в 2019 году, эскизный проект ракеты стали составлять в 2020-м. А первый экземпляр, по словам главы Роскосмоса Дмитрия Баканова, должен появиться к началу 2028-го. Впрочем, его предшественник Юрий Борисов называл более реальную дату — 2030 год, ведь на космодроме Восточный все еще строят вторую очередь под «Ангару», а до третьей очереди дело не дошло.
А пока на Байконуре Роскосмос готовит к первому старту «Союз-5» — новую ракету по старым технологиям. В итоге в РФ разрастается парк ракет устаревшего одноразового типа («Союз-2», «Ангара-1,2», «Ангара-5», «Союз-5»), но заказчиков больше не становится. В 2025 году практически не было коммерческих заказов от стран, которые не имели бы тесных связей с западными государствами (Кореи, Японии, Израиля и т. д.) или собственной космонавтики (Китая, Индия). За весь год во всем мире было запущено только четыре спутника от независимых стран: три пакистанских запустили китайцы и один малайзийский — SpaceX.
Такими темпами «Амур-СПГ», даже если он будет создан, рискует остаться без заказов и повторить судьбу «Ангары А5» и «Союза-5»: несколько испытательных стартов, а дальше — неизвестность. А без многочисленных запусков не будет и дешевизны у ракеты.
Илон Маск добился и технических, и финансовых успехов благодаря беспрерывному запуску ракет — большинство из них несут на себе спутники не каких-то зарубежных заказчиков, а Starlink от той же SpaceX. Без развитого внутреннего рынка космических услуг появление русского Маска сейчас не представляется возможным.
---