Найти в Дзене

Образование, учëба, труд: что изменилось за 20 лет?

На одном канале, который я читаю уже очень давно, развернулись дебаты на тему молодёжи, приобретения профессионального опыта и устройства в жизни. По мотивам обсуждения на "Мать ненормальная" у меня получилась эта статья. Постараюсь изложить суть рационально-аналитически, а эмоциями предлагаю поделиться в комментариях. Давным-давно у наших с вами значимых взрослых (старших поколений) была стабильность и предсказуемость: люди десятилетиями работали на одном и том же предприятии, и это воспринималось как само собой разумеющееся. Если семья переезжала в другой регион (служба отца семейства), то для супруги всегда находилось место в социальной сфере, а детей спокойно устраивали в школу или сад. Это давало ощутимую психологическую устойчивость. Когда деревья были относительно большими, все охнули от 90-х. Каждый зарабатывал как мог, рассчитывая только на себя. Изначально не было иллюзий и сверх ожиданий – врачи сами себе закупали медицинские перчатки, учителя работали на энтузиазме, бизнес

На одном канале, который я читаю уже очень давно, развернулись дебаты на тему молодёжи, приобретения профессионального опыта и устройства в жизни. По мотивам обсуждения на "Мать ненормальная" у меня получилась эта статья. Постараюсь изложить суть рационально-аналитически, а эмоциями предлагаю поделиться в комментариях.

Давным-давно у наших с вами значимых взрослых (старших поколений) была стабильность и предсказуемость: люди десятилетиями работали на одном и том же предприятии, и это воспринималось как само собой разумеющееся. Если семья переезжала в другой регион (служба отца семейства), то для супруги всегда находилось место в социальной сфере, а детей спокойно устраивали в школу или сад. Это давало ощутимую психологическую устойчивость.

Когда деревья были относительно большими, все охнули от 90-х. Каждый зарабатывал как мог, рассчитывая только на себя. Изначально не было иллюзий и сверх ожиданий – врачи сами себе закупали медицинские перчатки, учителя работали на энтузиазме, бизнес состоял из фирм со «столом цвета ольха» в качестве уставного капитала. Всё на устных договоренностях и «по понятиям». И это тоже было норм. Всё привыкли и не знали, как по-другому. О психологических кризисах личности и поиске себя думать было некогда.

В 00-х мы ещё какое-то время выезжали на рельсах фундаментального образования. Кто-то даже подсуетился, прокачал компетенции и получил билет в вип-ложу за счёт «весомых» фактов в резюме или личных связей. Социальные установки прошлого дополнялись и вытеснялись новыми веяниями психологии карьеры, личностным ростом, коучингом.

"У нас за воротами очередь таких, как вы, стоит"- иллюстрация сделана нейросетью
"У нас за воротами очередь таких, как вы, стоит"- иллюстрация сделана нейросетью

Уже тогда вектор получения знаний и их применения на практике, который вообще-то должен быть единым процессом, начал разделяться на части, потерявшие связь между собой. Всё ещё больше усложнилось, когда пошёл перекос между реальным сектором и сферой услуг, а психологическим пределом мечтаний стала «офис жоб». «Образование + учёба + работа» распались на три разных блока:

  • Посещение школы ради баллов на ОГЭ и, вроде как, «переждать пубертат».
  • Учёбой занимаются после школы платно или просто не занимаются [бывает и гибрид, когда деньги платятся, а результата занятий нет].
  • Понятие труда и ценности этого самого труда обесценилось напрочь.

Давайте конкретно, что изменилось за 20-25 лет?

Изменилась психология работодателя. 20 лет назад сотрудник был просто должен - должен хорошо работать, затем отчитаться и подвести итог – в конце смены, в конце месяца, при сдаче результата. Сейчас ты не просто должен компании. Ты должен в кубе. Должен проверять мобильник даже ночью, вдруг от начальника придёт что-то срочное. Должен заполнять тонны отчётов до, после и вместо работы. Должен работать в отпуске, в выходной, на больничном; с душой под неусыпными камерами, с утра до вечера проговаривая клиентоориентированные речёвки и демонстрируя «успешный успех». И если вдруг у тебя случится нервный срыв и ты психологически не вывезешь очередной виток требований, с тобой попрощаются легко и непринуждённо. Это уже тянет на абьюз.

Всем нужны специалисты 25-30 лет, не обременённые ничем, готовые быть на связи 24\7, с опытом 10 лет. Я умею в олигофренопедагогику, и у меня арифметика не сходится.

Дальше. Завлекаюзие объявления для начинающих оказываются пустышками – сетевым маркетингом, завуалированным предложением платного обучения и просто мошенническими схемами. Либо это ТАКОЙ объем работы, с которым не управиться и вдвоём.

Без красивой фотографии не возьмут даже перебирать бумажки и кликать мышкой на удалёнке. Если у тебя неврологические проявления или что-то, выходящее за шаблон красивого фасада, – от тебя будут шарахаться как от чумного.

В корпоративных газетах вкусно пишут про этику, на информационных стендах у входа с гордостью размещают коллективные фотографии с улыбчивыми лицами на выездных тренингах с посылом «быстрее-выше-сильнее». При этом на совещаниях руководители среднего звена орут на подчинённых, а если у сотрудника наступают тяжелые обстоятельства, его начинают прессовать и выживать. Реально работающей защиты от этого произвола нет.

А кто из вас может вспомнить, попадалось ли ему наставничество хоть раз за последние много лет? Зелёный специалист выходит в первый день на работу и… [Кстати, хорошая тема для отдельной статьи, «мир глазами начинающего учителя в первый рабочий день»].

И, пожалуй, главное. Вишенка на торте для размышлений. В профессию человек входит после учёбы, с психологическими установками, прочно закреплёнными в ходе многолетнего процесса обучения. А давайте копнём глубже, какие у нам там установки. С каким багажом молодежь выходит во взрослость.

Очень сложно планировать в долгосрочной перспективе свою жизнь и развивать сферу профессиональных интересов, если учёба в школе напоминает жизнь на вулкане: никогда не знаешь, что ожидать. Постоянно меняются правила игры, особенно это касается сдачи экзаменов. В программе обучения за красивым фасадом может скрываться откровенная "залeпухa", а некоторые учебники у меня как у родителя вызывают ощущение безнадёги. Везде сплошные «но»: да, школьников обеспечивают питанием, «но…»; да, на входах в школу есть охрана, «но…»; да, учителей не хватает, и они завалены отчётностью, «но…».

Изменился авторитет учителя. «Изменился» – слишком слабое слово; похоже, он испарился. Процесс учёбы превращается в хаотичный круговорот рейтингов, регистраций в бесконечных онлайн-кабинетах и фотоотчетов по мероприятиям, к этому добавляются тонны «манной каши» на мозги из СМИ. Доходит до абсурда: дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи учат, как зовут главу местной администрации, чтобы снять на видео коллективное поздравление и отчитаться. Вдумайтесь! Вместо хорошо и плохо, вместо правил безопасности и адаптации к жизни, вместо стихов и бытовых навыков - учат, как зовут представителя местной администрации, который просто на сегодняшний день выполняет свои функции .

Вот примерно с таким фундаментом молодые специалисты вырастают и выходят в мир. Я буду очень рада ошибаться и списать статью на ворчание и кризис среднего возраста, но пока не получается.