Наверное, не было в истории советских и российских легковушек такой модели, которую фанаты и люди, просто обожающие автоспорт, не попытались превратить в «гончего пса» или, более современным языком, в хот-хэтч. В конце 80-х внезапно стало модным ездить на заряженной «ракете». Не обошла эта участь и Ладу Самару, хотя надо признать - сделать заряженную версию ВАЗ-2108 даже в заводских условиях было непросто.
У молодых и активных автовазовцев энтузиазма было хоть отбавляй, но на одних благих пожеланиях в Европу не заедешь. А ведь именно для европейцев задумывался и организовывался весь этот сложный и тяжелый в реализации проект Samara RSI.
Владимир Ярцев берет руководство проектом
Требовался серьезный опыт и особое дизайнерское чутье. И тут к проекту подключился, точнее, взял руководство известный художник-дизайнер Владимир Ярцев. В то время он работал в Бельгии, в компании Scaldia Volga. Только что закончилась командировка в той самой Porsche, и известный художник-дизайнер переключился на работу над улучшенными версиями Lada Samara.
Это была пятидверная Carlota, кабриолет Natasha и полуспортивная Samara RSI. Работы шли максимально возможными темпами. И все из-за некоторого падения спроса в Европе на Самары. Как ни украшали машины, после первой волны интерес к Ладам Самарам стал падать.
Это вполне закономерный процесс. Нужно было срочно найти интересное решение. Одним из вариантов, который мог заинтересовать европейцев, стала Samara RSI. Еще до начала проекта у Ярцева было немало разработок в плане модификации внешности Самар на более современный европейский манер.
Появилось длинное крыло, воздухозаборники, новые обвесы и «четырехглазые» фары Hella. Все это потом вылилось в очень симпатичный облик Лада Карлотта. Понимая, что времени нет на долгие эксперименты, Владимир Ярцев очень грамотно использовал для Samara RSI заготовки для Карлоты, но при этом не стал убирать характерный вид передка «восьмерки».
Поиски правильного решения
Нужно было сохранить визуальную связь с рядовыми ВАЗ-2108. Считалось, что продажи заряженных машин «подтянут» спрос и на обычные версии Самары. Работа была крайне тяжелой, помощники были, но почти все новые элементы приходилось изготавливать в нескольких вариантах и собирать как конструктор Лего, пока не «выстрелит» то самое единственно правильное решение.
Главной проблемой была даже не техническая сторона перекройки облика. Нужен был мотор. Сделать из ВАЗ-2108 «ракету на колесах» было несложно. Удивительно удачный кузов, очень жесткий, аэродинамичный, с хорошей развесовкой по мостам. Профессионально скомпонованная подвеска и в целом неплохой мотор.
Сказывается талант немецких специалистов из Porsche. Проблема была в том, что таких «ракет» в то время в Европе было очень много. Почти все уважающие себя автопроизводители сделали свой вариант спортивного авто. Тот же GTI у Volkswagen Golf MK II или GSi у Opel Kadett E, причем с моторами чуть ли не вдвое мощнее «восьмерочного».
В модельном ряде двигателей Самары самой доведенной и надежной была версия 1,3 и 64 л. с. Конечно, это было недостаточно. Восьмерка ездила с таким мотором очень неплохо, но конкурировать с Golf MK II, у которого 139 лошадок и разгон за 8,5 сек до сотни, такая комплектация не смогла бы.
Модификация двигателя и результаты проекта
Самая оснащенная версия «восьмерочного» мотора (21083) на 1,5 л и 74 л. с. обеспечивала разгон до сотни за 14 секунд. Фактически пришлось модернизировать существующий полуторалитровый мотор до предела. И тут здорово помогла интернациональная команда механиков, слесарей и техников, собранных под руководством помощника Ярцева - Яна Мааса.
Для начала выбросили карбюратор и штатный впускной коллектор, заменили трехмодульным от компании Magnoletsi. Далее последовала установка распределенного впрыска, что подняло мощность аж до 80 л. с. Этого было мало, начали искать по каталогам аналогичные, более подходящие системы впрыска.
Можно было купить электронно управляемый распределенный впрыск компании Zeitech, но это было очень дорого, хотя и обеспечивало отличную динамику и мощность в 110 л. с. Далее было принято решение побудить ВАЗ к созданию двигателя большего объема, на 16 клапанов и хотя бы 1,6 л и под сотню лошадок.
АвтоВАЗ выполнил заказ, но только в 2007 году. Оставался один выход - запустить в продажу Samara RSI со старым, модифицированным мотором на 1,5 л. Машина получила неплохие отзывы, но реально прорывной не стала.
Конечно, по ощущениям новая заряженная Лада Самара ездила на порядок лучше, но массовых продаж так и не добилась. Проект свернули и перебросили в СССР. Но в Советском Союзе цена такого авто была слишком высока, да и сам завод не очень хотел возиться с массовым выпуском RSI. В то время ВАЗ-2108 раскупались мгновенно безо всякого маркетинга.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв