Вы когда-нибудь задумывались, куда исчезают люди со старых фотографий? Нет, не те, что пылятся в семейном альбоме, а те, чьи лица когда-то знала вся страна? Они вспыхивают на экране, как яркая комета, оставляют в душе неизгладимый след, а потом — раз! — и растворяются в небытии. Будто их и не было.
Сегодня речь о самой загадочной, самой «инопланетной» женщине позднего советского кино. Актрисе, у которой в фильмографии всего три строчки, но которую целые поколения помнят по одному-единственному образу. Пирет Мянгел. Жрица Акатава, «Та, что грезит». После оглушительного успеха фильма «Сердца трех» она бесследно исчезла, не оставив ни интервью, ни следов. Будто выполнила свою миссию на Земле и вернулась на свою холодную, красивую планету.
Меня эта история всегда завораживала. Ну как так? Была знаменита на всю огромную страну, а потом — тишина. Слухи, легенды, домыслы. Давайте вместе попробуем размотать этот клубок, который не могут распутать уже больше тридцати лет. Вдруг мы найдем ответ на главный вопрос: куда пропала Акатава?
Акт 1. Таллиннская загадка: откуда взялась «нереальная» красота
Всё началось в Таллине 13 января 1969 года. В семье, далекой от мира кинематографа, родилась девочка Пирет. О её детстве известно немного. Не то чтобы она прятала его, просто её судьба всегда была окутана дымкой тайны.
Известно, что с ранних лет она хотела на сцену — записалась в театральную студию, потом поступила в театральный институт. Параллельно занималась танцами, работала моделью. В её юности было место и для кино — крошечный, почти невидимый дебют.
В 1987 году на советские экраны вышел фильм Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». В массовке, среди танцовщиц, мелькнуло странное, необыкновенно красивое лицо. Это была Пирет.
В титрах её имени не указали, и никто тогда не обратил на эпизодщицу внимания. Но, кажется, сама судьба начала готовить её к чему-то большему. Говорят, на съемочную площадку её привел Олег Табаков, разглядевший в студентке особый потенциал. Маленький штрих к портрету будущей загадки.
А потом она исчезла. На четыре года. Училась, жила своей жизнью где-то в Прибалтике. И в тот момент, когда о ней все забыли, её судьбу решил случай. Или не случай, а острая необходимость режиссера Владимира Попкова, который в панике искал «ту самую» актрису.
Акт 2. «Сердца трех»: как искали «марсианку» и почему её боялся Шевельков
Снимать «Сердца трех» начали еще в СССР, а заканчивали, когда страны уже не было. Фильм стал уникальным явлением — последней советской приключенческой лентой и первым по-настоящему коммерческим блокбастером новой эпохи. Подбор актеров был тщательным: уже популярные Харатьян, Жигунов, Шевельков, Хмельницкая.
Но на роль Акатавы — жрицы Солнца, «Той, что грезит» — нужна была абсолютно новая, незаезженная, идеально подходящая под описание лица. Режиссер Владимир Попков представлял себе «инопланетную, марсианскую» красоту, холодную, величавую и отстраненную. Ходит красивая легенда, будто он увидел Пирет на пляже в Крыму и был поражен. Но правда куда прозаичнее и одновременно удивительнее.
Помощница режиссера по актерам Ольга Алексеева объехала пол-Союза в поисках идеальной кандидатки. В Таллине ей посоветовали заглянуть в театральный институт. Там, среди множества студенток, её взгляд упал на Пирет Мянгел. Позже Алексеева вспоминала, что её красота была нереальной, именно такой «марсианской», какую искали. Пробы подтвердили: это она.
Но на съемочной площадке начались сложности. Пирет почти не говорила по-русски, общалась только на эстонском. Из-за этого её пришлось дублировать — голосом Анны Каменковой, что добавило образу еще большей таинственности. За кадром актриса вела себя отстраненно, ни с кем не сближалась. Алёна Хмельницкая, игравшая Леонсию, вспоминала, что Пирет была «очень странной» и даже в сердцах обзывала коллег «противными русскими мальчишками».
А Владимир Шевельков, которому по сюжету Акатава угрожала кинжалом, испытывал к ней самый настоящий, неигровой страх. В одной из сцен его герой, Фрэнсис Морган, должен был спать, пока Акатава заносит над ним нож. Шевельков всерьёз боялся, что актриса в порыве вдохновения может пырнуть его по-настоящему. Такая была у неё гипнотическая, неконтролируемая энергия.
Несмотря на все трудности, образ получился феноменальным. Её тёмно-синие глаза под густыми ресницами казались почти чёрными, а холодная, завораживающая красота заставляла зрителей замирать. Она не играла Акатаву — она ею была. Сергей Жигунов позже признавался, что был восхищён её красотой и неприступностью, а Дмитрий Харатьян безуспешно пытался за ней приударить.
К съёмкам сиквела, «Сердца трёх-2», Пирет уже немного освоилась, стала общительнее и начала лучше говорить по-русски. Но когда работа над фильмами закончилась, она просто взяла и исчезла.
Акт 3. Бесследное исчезновение: от адресов в «Жди меня» до архитектурного совета Венеции
После 1992 года о Пирет Мянгел не было ни слуху ни духу. Она не давала интервью, не появлялась на мероприятиях, не вела соцсетей (тогда их и не было). Контакты, оставшиеся на «Мосфильме», оказались нерабочими. Она растворилась так же внезапно, как и появилась.
Это породило волну легенд и поисков. Поклонники создавали сообщества в сети, пытаясь выяснить хоть что-то. Примерно в 2008 году один из её сокурсников обратился в программу «Жди меня». Ирония судьбы: ведущим программы был Игорь Кваша, снимавшийся с Пирет в «Сердцах трёх». Он с энтузиазмом взялся за поиски, поднял все связи, но результат оказался нулевым. Казалось, она стёрла себя из реальности.
Тогда поползли слухи. Самый устойчивый гласил, что Пирет вышла замуж за итальянского аристократа, переехала в Италию и… работает в архитектурном совете Венеции. Звучало фантастично, но что-то в этом было. Пользователи сети нашли упоминание её фамилии в титрах итальянского короткометражного фильма «Imprevisti» 1998 года, снятого в рамках учебного курса. Значит, связь с Италией действительно была.
Кое-кто, называвший себя кузеном актрисы, утверждал, что она стала моделью, а потом преподавала в модельном агентстве и часто бывает в Таллине. Но проверить это не удалось. Телепередача «Тайны нашего кино» на ТВЦ в 2021 году официально озвучила версию про Италию, но связаться с самой Пирет журналистам так и не удалось.
Эпилог. Невидимка в сети: нашлось ли лицо у легенды?
Казалось бы, в эпоху тотальной цифровизации скрыться невозможно. И действительно, поклонникам в конце концов удалось кое-что найти. В социальных сетях существует профиль на имя Piret Mangel.
Но это не страница активного пользователя. Там нет личных откровений, интервью или постов о прошлом. Лишь пара старых фотографий (в том числе и со съемок) и потрясающие, очень художественные снимки природы — гор, лесов, воды. Словно она по-прежнему общается с миром только через образы, через красоту, избегая слов.
Судя по этим крупицам, слухи об Италии не так уж и далеки от истины. Есть информация, что она жила и училась в Милане, изучала архитектуру и фотографию. Что развелась с мужем-итальянцем, детей не имеет, но построила успешную карьеру в сфере дизайна и фотографии. Что она просто выбрала другую жизнь — тихую, частную, далекую от шума съемочных площадок и вспышек фотокамер.
Так куда же пропала Пирет Мянгел? Мне кажется, она никуда и не пропадала. Она просто сделала то, о чём многие мечтают, но не решаются: взяла и ушла из мира, который её прославил, но, возможно, и измотал. Она променяла мимолетную славу кинозвезды на право быть просто собой — архитектором, фотографом, свободным человеком.
Её история — не трагедия забытой актрисы. Это триумф личного выбора. Она вошла в историю кино, подарив нам один из самых загадочных женских образов, а потом спокойно закрыла за собой дверь. Она осталась верна своей Акатаве — «Той, что грезит». Только теперь её грезы — это не сценарий режиссера, а её собственная, никому не известная, но, наверное, очень интересная жизнь.
И в этом есть своя, особенная красота. Красота тайны, которую не нужно разгадывать. Достаточно знать, что она где-то есть.