Найти в Дзене
Культурная Карта

Дискуссия о том, как остаться человеком, прошла в преддверии благотворительного спектакля «Аркаим»

В Москве готовят к премьере «Аркаим» ― первый спектакль в России о деменции, основанный на документальной пьесе. В панельной дискуссии «Остаться человеком» приняли участие члены творческой команды благотворительного спектакля «Аркаим» и представители АНО «Деменция.нет». Создатели спектакля уверены, что театр может инициировать изменения в жизни общества и готовы вести диалог со зрителем на темы старения и когнитивного здоровья старшего поколения. Место действия спектакля метафизический вокзал, с которого отбывает поезд в таинственный далекий Аркаим, навсегда увозя близких людей. Герои собрались в зале ожидания, где воспоминания переплетаются со сложной картиной реальности и с ностальгией о прошлом. Это путешествие во времени внучки и деда, цель которого ― остаться человеком. Авторы постановки расширяют территорию спектакля до универсальной темы «отцов и детей» в современных реалиях: где «отцы» всё чаще доживают до деменции, а дети так и не поняли, что с этим делать. Кроме социальных из

В Москве готовят к премьере «Аркаим» ― первый спектакль в России о деменции, основанный на документальной пьесе. В панельной дискуссии «Остаться человеком» приняли участие члены творческой команды благотворительного спектакля «Аркаим» и представители АНО «Деменция.нет».

Создатели спектакля уверены, что театр может инициировать изменения в жизни общества и готовы вести диалог со зрителем на темы старения и когнитивного здоровья старшего поколения.

Место действия спектакля метафизический вокзал, с которого отбывает поезд в таинственный далекий Аркаим, навсегда увозя близких людей. Герои собрались в зале ожидания, где воспоминания переплетаются со сложной картиной реальности и с ностальгией о прошлом.

Это путешествие во времени внучки и деда, цель которого ― остаться человеком.

Авторы постановки расширяют территорию спектакля до универсальной темы «отцов и детей» в современных реалиях: где «отцы» всё чаще доживают до деменции, а дети так и не поняли, что с этим делать.

Кроме социальных изменений, у спектакля есть ещё одна важная задача: поддержка тех, кто проходит через опыт столкновения с деменцией близкого человека прямо сейчас. Это поддержка не только эмоциональная, но и вполне реальная, т.к. средства от продаж билетов будут направлены на помощь подопечным проекта Деменция.net.

Ксения Адамович, драматург: «Пьеса родилась из жизни, даже некоторые тексты взяты дословно – это история моего дедушки. В какой-то момент я осознала, что написала пьесу, чтобы продлить нашу с дедушкой жизнь, оставить себе её кусочек, пусть с деменцией, пусть сложной, но той, где мы ещё вместе. В пьесу вошли также рассказы моих знакомых, у которых есть больные деменцией близкие.

Образ Аркаима возник случайно. Мне попалась на глаза книга о настоящем Аркаиме. По легенде город окружали неприступные стены для защиты, готовые отразить врага. Но никто так и не напал. И я подумала, человек в деменции тоже постепенно закрывается от мира, боясь нападения, и медленно исчезает в своем личном "Аркаиме"».

«Я сначала полюбил пьесу. Материал был смешной, искренний, очень личный, ― рассказал режиссёр Руслан Маликов. Но лишь в процессе репетиций открылась его мощная основа, внутри которой огромное количество тем. Для меня "Аркаим" существует на границе, где встречаются художественное высказывание и важные социальные вопросы. Они смешиваются, акценты меняются со временем, смыслы как бы дорастают, раскрываются постепенно внутри спектакля. И сегодня я формулирую для себя тему "Аркаима", как историю о человеческой свободе».

Отвечая на вопрос, зачем Фонду нужен спектакль на тему деменции, Катерина Круглова, учредитель АНО «Деменция.нет» заметила: «Мы с 2021 года занимаемся вопросами когнитивного здоровья и помогаем людям с деменцией, поэтому очень хорошо знаем о том, какая стена молчания вокруг этой проблемы. Деменции боятся, от деменции прячутся, о ней не говорят. Только представьте: больше половины россиян (53%) не стали бы открыто рассказывать о деменции родственника вне семьи. Табуирование темы деменции рождает много мифов и заблуждений. В результате мы имеем отсутствие профилактики и адекватной ранней диагностики. Наша задача: сделать разговоры о деменции нормой в обществе, и один из инструментов на пути к этому – диалог со зрителем с театральной сцены».

Главному герою спектакля 90 лет. Хореограф Александра Рудик выстроила для актера Константина Кожевникова особенный и характерный ритм движений – слегка замедленный, словно растянутый во времени и пространстве.

Константин Кожевников, актёр: «Наверное, это самая необычная роль, за которую я брался. Все мои предложения с шаркающими походками, дрожащими руками и шамкающим ртом не работали на репетициях. И только совместный поиск решения роли с режиссёром дал результат. Самое сложное и удивительное в ощущениях ― это держать и оправдывать ту форму, которую мы придумали. Все полтора часа спектакля находишься в полной концентрации. Все прежние навыки не подходят для этого персонажа, просто приходится доверять процессу и пространству спектакля».

Нелли Уварова и Елена Морозова играют одну роль в этом спектакле, но в разных составах. Актрисы рассказали, что мотивация появляется, когда понимаешь, зачем что-то нужно сделать.

«Болезнь ― это не конец жизни. Об этом наш спектакль, ― говорит актриса Нелли Уварова. Мы так напуганы тем, что слышим на тему деменции: "обратного пути нет, всё плохо"… И мы погружены в эту тему. Но в "Аркаиме" много юмора, и мы часто смеялись на репетициях.

Вокруг спектакля собралась удивительная команда единомышленников, мы почти семья, а это ощущение всегда "переливается" в зал. Парадокс "Аркаима" ― непростая личная история нашего драматурга Ксении, сложная, даже тяжёлая, тема, но зритель уходит со спектакля с ощущением, что выход есть. Да, деменция меняет привычную жизнь, но даже в самые сложные моменты есть место легкости, вере и смеху».

Участники встречи выразили благодарность гостеприимному пространству Noôdomе, отметив важность такой поддержки. Часто близкие больных деменцией оказываются беззащитны не только перед болезнью, но и перед табуированностью темы в обществе, сталкиваясь с непониманием и осуждением.

Поддержка Театра Наций, партнёров проекта: Noôdome, Сноба, IP Quorum позволяет выйти в обсуждении этих вопросов жизни общества на новый уровень.

Елена Морозова, актриса: «Я рада, что наш разговор о деменции ― теме сложной и эмоционально заряженной происходит именно здесь, в пространстве Noôdome. И это не случайно. Здесь ценят глубину и смело смотрят в глаза реальности. В сообществе Noôdome говорят не только о красоте, успехе и бизнесе, но и о том, что составляет человеческую суть: о нашей уязвимости, хрупкости, заботе о близких. Именно в таком безопасном и поддерживающем пространстве рождается самое важное понимание, что даже перед лицом тяжелых испытаний мы не одиноки».

В финале встречи организаторы запустили благотворительную акцию «Ёлка добра», которая повсеместно и традиционно проходит именно в преддверии новогодних и рождественских праздников. В пространстве зала появилась небольшая ель, наряженная не игрушками, а коробочками с головоломками. Любой желающий мог снять с елки «украшение», приобретая взамен билет на показ спектакля «Аркаим» 20 января 2026 года в Театре Наций. При этом покупка автоматически становилась благотворительным взносом в поддержку проекта Деменция.net, а головоломка — символическим подарком за участие в добром деле.

Все средства, полученные от показа спектакля «Аркаим» 20 января в Театре Наций, пойдут на поддержку подопечных АНО «Деменция.нет».

Помочь может каждый!