Найти в Дзене
CatScience

Похоронный петух

Как часто вы на поминках бегали за пожилой женщиной, чтобы отобрать у неё еду? Пока вы думаете об этом, я расскажу вам про самый странный обычай, с которым я сталкивался, изучая похоронную и поминальную еду в белорусской истории. Сейчас мы с вами переместимся в XIX век, в деревню Гнездилово, которая находится недалеко от Вилейки, и примем участие в похоронной процессии. В самом прямом смысле слова дальнейший текст будет написан от первого лица. Вот уже и последний путь... Когда тело усопшего выносят из хаты, к крыльцу подводят запряженные сани — зима ведь. Лошадь под него выбрали самую худую и старую, ведь молодых и жеребых к такому делу никогда не припрягают — чтобы не навлечь беды на живых. На гроб взобралась одна из родственниц, самая голосистая из плакальщиц. А поводья коня взял самый уважаемый из стариков. И понеслись мы на погост. Церковное пение почти не слышно — его заглушает нытье и причитания женщин, что идут за гробом. Жена по мужу или муж по жене голосят так же горько, как

Как часто вы на поминках бегали за пожилой женщиной, чтобы отобрать у неё еду?

Пока вы думаете об этом, я расскажу вам про самый странный обычай, с которым я сталкивался, изучая похоронную и поминальную еду в белорусской истории. Сейчас мы с вами переместимся в XIX век, в деревню Гнездилово, которая находится недалеко от Вилейки, и примем участие в похоронной процессии. В самом прямом смысле слова дальнейший текст будет написан от первого лица.

Вот уже и последний путь... Когда тело усопшего выносят из хаты, к крыльцу подводят запряженные сани — зима ведь. Лошадь под него выбрали самую худую и старую, ведь молодых и жеребых к такому делу никогда не припрягают — чтобы не навлечь беды на живых.

На гроб взобралась одна из родственниц, самая голосистая из плакальщиц. А поводья коня взял самый уважаемый из стариков. И понеслись мы на погост. Церковное пение почти не слышно — его заглушает нытье и причитания женщин, что идут за гробом. Жена по мужу или муж по жене голосят так же горько, как по отцу с матерью, только вскрикивают: «Милюсенький, любусенький!» А иной раз, если покойница жизнь с мужем горькую вела, слышатся в плаче и укоры. После того как предали тело земле, все мы, провожавшие, стали на колени вокруг свежей могилы и шепотом принялись читать молитвы.

Но на этом прощание не закончилось. Хозяин, потерявший близкого, пригласил всех соседей и гостей на поминальный обед домой. И вот взяли мы стаканы, но прежде чем сделать глоток, каждый из нас сперва проливал несколько капель на стол — на долю усопшего, — и только потом пил сам. Стол никогда не убирают после трапезы, а оставляют до утра, ведь ночью приходят души предков и вкушают то, что оставлено специально для них.

Через год нас всех снова приглашают на поминки, кормят, поят овсяным киселём. Это вкусный, густой напиток или желе, приготовленное из овсяной муки или овсяных хлопьев. Он имеет кисловатый вкус из-за процесса брожения, который часто используется в приготовлении. Иногда им можно даже немного перебрать. Кроме него дают нам овсяную кашу и обязательно оладушки с маслом. Подкрепившись, мы идём на кладбище, обкладываем могилу дёрном, копаем яму под крест, ставим памятник, если богаты родственники усопшего. Хорошо работаем, дружно, устаём все.

После этого хозяин приглашает домой и обязательно даёт мясной обед. Сначала в виде закуски подают мясо и оладьи, залитые сметаной или маслом, потом кислое блюдо, далее груца, крупник, каша, мясо и, наконец, жареный петух. Все блюда совершенно обычные, кроме петуха.

С ним связана одна из самых необычных традиций!

Петуха берет одна из старух (возможно, та, которая больше всего кушала овсяный кисель), начинает петь по-петушиному, поднимается общий шум! Гости кидаются к старухе, чтобы отобрать петуха, она бежит, сопротивляется, но в конце концов петуха у старухи отбирают и съедают.

Это пусть и очень странный в исполнении, но очень «обычный» ритуал. Петух традиционно символизирует рассвет и раннее пробуждение. Гости в игровой форме «заставляют» петуха «пропеть», чтобы он будил семью хозяина. Таким образом, они символически желают домочадцам вставать рано и быть трудолюбивыми, а также желают им долголетия. Съедая петуха, они как бы «закрепляют» это пожелание на будущее, обеспечивая благополучие дома.

Так завершается день поминовения, полный и грусти, и странного утешения. Дым от печи смешивается с тихим говором, а в воздухе еще витает эхо прощального крика петуха. Мы расходимся по домам в сумерках, унося с собой частицу общей памяти. И кажется, что в тишине ночи души предков действительно тихо шепчутся, радостно наблюдая за тем, как мы их помним и чтим.

Автор: Кирилл Латышев и CatCult