Как часто вы на поминках бегали за пожилой женщиной, чтобы отобрать у неё еду? Пока вы думаете об этом, я расскажу вам про самый странный обычай, с которым я сталкивался, изучая похоронную и поминальную еду в белорусской истории. Сейчас мы с вами переместимся в XIX век, в деревню Гнездилово, которая находится недалеко от Вилейки, и примем участие в похоронной процессии. В самом прямом смысле слова дальнейший текст будет написан от первого лица. Вот уже и последний путь... Когда тело усопшего выносят из хаты, к крыльцу подводят запряженные сани — зима ведь. Лошадь под него выбрали самую худую и старую, ведь молодых и жеребых к такому делу никогда не припрягают — чтобы не навлечь беды на живых. На гроб взобралась одна из родственниц, самая голосистая из плакальщиц. А поводья коня взял самый уважаемый из стариков. И понеслись мы на погост. Церковное пение почти не слышно — его заглушает нытье и причитания женщин, что идут за гробом. Жена по мужу или муж по жене голосят так же горько, как