Найти в Дзене
Записки кочевников

Зять Трампа отказался от крупного проекта в Сербии

Джаред Кушнер отказался от планов строительства элитного отеля на месте здания бывшего Генерального штаба Вооруженных сил Сербии в Белграде. Разбираемся, почему правящие силы считают это большим экономическим провалом и обвиняют в срыве проекта оппозицию. Здание Генштаба - это своего рода символ агрессии НАТО против Югославии. Оно подверглось бомбардировкам и было повреждено 30 апреля 1999 года в результате авианалета сил коалиции на Белград, произведенного без одобрения Совета безопасности ООН. С тех пор эта зияющая рана так и стоит в центре столицы, раскуроченная, с большой дырой от снаряда. Долгое время здание закрывал банер с рекламой сербских вооруженных сил. Однако, после срыва американского инвестиционного проекта он был убран, что имеет также определенную долю символизма. Здание долгое время являлось объектом культурного наследия, не подлежащим сносу. Но некоторое время назад (весной 2025 года) его защитный статус был снят. Американский инвестор готов вложить в строительств

Джаред Кушнер отказался от планов строительства элитного отеля на месте здания бывшего Генерального штаба Вооруженных сил Сербии в Белграде.

Разбираемся, почему правящие силы считают это большим экономическим провалом и обвиняют в срыве проекта оппозицию.

Здание Генштаба - это своего рода символ агрессии НАТО против Югославии.

Здание Генштаба в Белграде
Здание Генштаба в Белграде

Оно подверглось бомбардировкам и было повреждено 30 апреля 1999 года в результате авианалета сил коалиции на Белград, произведенного без одобрения Совета безопасности ООН. С тех пор эта зияющая рана так и стоит в центре столицы, раскуроченная, с большой дырой от снаряда.

Посреди красивой центральной улицы Князя Милоша, где больше ничего не напоминает о разрухе.
Посреди красивой центральной улицы Князя Милоша, где больше ничего не напоминает о разрухе.

Долгое время здание закрывал банер с рекламой сербских вооруженных сил. Однако, после срыва американского инвестиционного проекта он был убран, что имеет также определенную долю символизма.

На мой взгляд, правильно, что сняли. Воспринималось, как издевка.
На мой взгляд, правильно, что сняли. Воспринималось, как издевка.

Здание долгое время являлось объектом культурного наследия, не подлежащим сносу. Но некоторое время назад (весной 2025 года) его защитный статус был снят. Американский инвестор готов вложить в строительство на месте Генштаба 700 млн евро, возведя элитный отель, в котором должен был располагаться и Музей жертв агрессии НАТО. Этот объект, по задумке его инициаторов, должен был значительно повысить статус и международную привлекательность Белграда.

Американское строительство уже практически согласовали. Но это вызвало недовольства со стороны значительной части населения Сербии. В Белграде, который протестами не удивить, прошли митинги в защиту Генерального штаба, направленные на то, чтобы не допустить его сноса. Собравшиеся на улицах столицы заверили, что готовы стать живым щитом, чтобы не допустить снос.

Митинг, перекрывший движение по улице Князя Милоша. В тот день протестовали по другому поводу, их у сербов накопилось достаточно.
Митинг, перекрывший движение по улице Князя Милоша. В тот день протестовали по другому поводу, их у сербов накопилось достаточно.

Стоит отметить, что не только оппозиция была недовольно решением о ликвидации штаба. Более 6,7 тысяч представителей научных, образовательных и профессиональных объединений из Сербии, Черногории, Словении, Северной Македонии и даже Чехии подписали декларацию против сноса.

В таких условиях Кушнер отказывается от своего проекта с формулировкой «чтобы не раскалывать народ», ибо такие значимые проекты, по его словам, должны объединять, а не разделять людей. Действительно несостоявшийся инвестор руководствовался этическими соображениями о единстве или отказ вызван другими причинами, этого широкая общественность уже не узнает. Но на данный момент Сербия лишилась инвестиций в 700 млн евро.

Александр Вучич, похоже, воспринял срыв проекта как личное оскорбление и действия оппозиции против него лично. Он напомнил, что был за его реализацию еще с 2016 года. Он кратко подытожил потери Сербии, связанные с отказом от инвестиций: минус 750 млн долларов, минус новые поступления в государственную казну, из которых оплачиваются пенсии, зарплаты в государственном секторе, школах и больницах, минус новые рабочие места, минус Памятный музей.

Получила ли Сербия что-нибудь от этой «победы»? Нет, - сказал президент.

При этом он подчеркнул, что и Генерального штаба у Сербии давно уже нет - он был уничтожен НАТО 26 лет назад. Большая доля правды в этих словах действительно есть. Находясь в Белграде, иногда складывается ощущение, что тем, кто выходит на улицы, в принципе всё равно из-за чего протестовать, повод всегда найдется. А блокады, которые ни к чему, кроме неудобств для жителей не приводят, уже всем порядком поднадоели.

Листовка о запрете граффити и расклейки пропагандистских материалов на остановке напротив Генерального штаба
Листовка о запрете граффити и расклейки пропагандистских материалов на остановке напротив Генерального штаба

С другой стороны, понятна позиция тех, кто против строительства отеля. Многие воспринимают это как своего рода "танцы на костях" и перечеркивание исторической памяти. Возможно, проект мемориального парка или какой-то другой общественной зоны не вызвал бы такого раскола и резонанса в обществе. Но насколько целесообразно превращать место с такой историей именно в отель, причем отель, принадлежащий американцам?

Возникает и еще несколько вопросов. Если речь идет о сохранении исторической памяти, то почему идея создать музей жертвам агрессии исходит от американцев, а сами сербы и другие страны бывшей Югославии до сих пор ничего подобного не создали? Да и вообще, где та тонкая грань, которая отделяет память и понимание истории от застревания в давних обидах и отголосках трагедий? Я не берусь давать однозначную оценку, но всегда пристально и завороженно смотрю на большую зияющую воронку от снаряда, проходя мимо здания Генерального штаба.

Самый болезненный шрам Белграда
Самый болезненный шрам Белграда

Более подробно об ощущениях от этого места можно почитать здесь.

А Кушнер сейчас уже прорабатывает новый проект семьи Трамп на Балканах. На этот раз в Албании на острове Сазан, служившим во времена тоталитарного правителя Энвера Ходжи военным фортом. Американцы планируют сделать там локацию люксового туризма. Есть какая-то историческая ирония в том, что в злополучном 1999 году коалиция во главе с американцами поддержала именно косовских албанцев в их противостоянии с сербами.

А сербы не забывают...
А сербы не забывают...

Думаю, в связи с новым проектом Кушнера в албанском обществе вряд ли будет раскол. Времена Ходжи в Албании мало, кто вспоминает добрым словом. Есть ощущение, что для албанцев это та страница истории, которую они уже перевернули и вряд ли хотят перечитывать.

Зачем Энвер Ходжи построил в Албании 700 тыс. бункеров и как готовился к конфликту со всем миром можно почитать здесь: