Найти в Дзене

Байкал не летит, а Кукурузник вечен: почему в России снова реанимируют старый Ан-2

С легким самолетом ЛМС-901 «Байкал» связывали огромные надежды. Он должен был заменить трудягу Ан-2 и стать спасением для поселков Сибири, Арктики и Дальнего Востока, куда можно добраться только по воздуху. Но 2025 год подходит к концу, а массового производства новой машины мы так и не увидели. Вместо триумфа технологий нам, похоже, придется сдувать пыль с чертежей полувековой давности. Формально «Байкал» летает – первый подъем в воздух состоялся еще в январе 2022 года. За три года летчики выполнили больше 170 испытательных полетов. Машина вроде бы неплохая: берет 9 пассажиров или 2 тонны груза, садится на грунт, летит на 3 тыс. км. Но есть нюанс, который перечеркивает всё. Под капотом опытного образца стоял американский двигатель General Electric H80-100. Разработчики сделали ставку на глобальный рынок, забыв, что рынок этот еще и политический. Иностранные моторы нам предсказуемо перекрыли. Надежды на китайских товарищей себя не оправдали: у КНР у самих дефицит надежных авиадвигателей
Оглавление

С легким самолетом ЛМС-901 «Байкал» связывали огромные надежды. Он должен был заменить трудягу Ан-2 и стать спасением для поселков Сибири, Арктики и Дальнего Востока, куда можно добраться только по воздуху. Но 2025 год подходит к концу, а массового производства новой машины мы так и не увидели. Вместо триумфа технологий нам, похоже, придется сдувать пыль с чертежей полувековой давности.

Грабли импортозамещения

Формально «Байкал» летает – первый подъем в воздух состоялся еще в январе 2022 года. За три года летчики выполнили больше 170 испытательных полетов. Машина вроде бы неплохая: берет 9 пассажиров или 2 тонны груза, садится на грунт, летит на 3 тыс. км. Но есть нюанс, который перечеркивает всё.

Под капотом опытного образца стоял американский двигатель General Electric H80-100.

Разработчики сделали ставку на глобальный рынок, забыв, что рынок этот еще и политический. Иностранные моторы нам предсказуемо перекрыли. Надежды на китайских товарищей себя не оправдали: у КНР у самих дефицит надежных авиадвигателей этого класса.

Вся программа «Байкала» зависла в ожидании российского двигателя ВК-800СМ, который доводят до ума уже пару десятилетий. А пока сердца нет – самолет остается просто красивым планером на земле.

Фото: © пресс-служба УЗГА
Фото: © пресс-служба УЗГА

Детектив с «сырой» конструкцией

Но проблема не только в моторе. Весь 2025 год вокруг «Байкала» ходили слухи, похожие на плохой детектив. Пока официальные лица переносили сроки «вправо», в прессу (например, в «Коммерсантъ») просочились данные о конструктивных ошибках.

Пилоты жаловались на очень тугой штурвал, проблемы с устойчивостью на малых скоростях и неудачную конструкцию шасси. Говорят, чтобы исправить эти «болезни», планер нужно серьезно перекраивать. Видимо, не зря вице-премьер Юрий Трутнев еще весной заявил, что работа зашла в тупик.

Получается парадокс: потрачены миллиарды, контракт с «Авророй» на 95 бортов подписан, а серийного самолета де-факто нет.

Назад в будущее: возвращение Ан-2

Пока «эффективные менеджеры» пытались сотворить революцию с чистого листа, авиация в регионах оказалась на грани коллапса. И выход нашли там, где не ждали – в советском прошлом.

В феврале 2025 года прозвучало предложение, от которого веет безысходностью: взять старые добрые Ан-2 и ремоторизировать их. Вместо поршневого мотора поставить турбовинтовой.

Ранее СибНИА им. Чаплыгина уже делал крутой проект ТВС-2ДТС (композитный «кукурузник»), но там снова наступили на те же грабли – использовали американский двигатель Honeywell. Проект закрыли как неперспективный ради «Байкала».

Ирония судьбы: теперь, когда «Байкал» застрял, мы вернулись к идее Ан-2 с турбопропом. Только теперь на него планируют ставить не американский мотор, и даже не мощный ТВД-20 (как на редком Ан-3), а более скромный ТВД-10Б мощностью 960 л.с. Это двигатель, разработанный еще в СССР в 60-х годах.

-3

Был же «Грач»?

Самое обидное, что у нас уже был самолет, похожий на «Байкал», – Т-101 «Грач», созданный в начале 90-х. Он вмещал даже больше (15 человек) и был максимально прост. Но тогда его не пустили в серию. Теперь мы пытаемся с нуля построить то, что могли иметь 30 лет назад, параллельно вливая деньги в оживление древних Ан-2.

Итог года печален: хотели создать «айфон» в мире самолетов, а придется снова летать на надежной, но устаревшей «нокии». Старичок Ан-2, похоже, нас всех переживет.